Детская психология
 

Психосоциальные особенности учащихся и студентов, зависимых от Интернета и компьютерных игр

Версия для печати

Интернет - уникальное виртуальное  пространство в котором  можно найти все: друзей, общение, информацию, а также  возможность  поиграть и т.п.

Когда появился Интернет, никто не ожидал, что он будет влиять на здоровье. Интернет имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Его отрицательная сторона - Интернет-зависимость или, по научному, Интернет -  аддикция.
"Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем  поведения и контроля над влечениями.

Аддикция - это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и, или связано с персональными или социальными проблемами.

Первое психологическое исследование на зависимость от компьютера было проведено в 1980 годах М. Шоттон.  В конце 1994 году Кимберли Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 году предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологических пристрастия к азартным играм (гимблинга.) В 1997-1998 годах были созданы исследовательские и консультативно - психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 годах К. Янг, Д. Гринфилд и К. Суратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 году, как отмечает Суратт, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.

Интернет-аддикция рассматривался психологами и психиатрами также и у нас в стране такими как  А.Е. Войскунский,  Иванов М.,  Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. и др.

Феномен "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "компьютерная  игровая зависимость" характеризуют следующие поведенческие характеристики: активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение при вынужденных отвлечениях; неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете; расходование денег для обеспечения работы в Интернете; забывание в ходе работы в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности - якобы из-за срочной работы, связанной с Интернетом; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

Таким образом, целью нашего исследования будет выявление психо-социологических особенностей учащихся  и студентов, зависимых от ролевых компьютерных игр и Интернета. Для реализации данной цели будут поставлены следующие задачи: исследование тревожности у подростков, выявление уровнях субъективного благополучия, определение социально-психологической адаптации, изучение сферы межличностного взаимодействия. Исследования будут проводиться в среде учащихся образовательных школ и  студентов вузов Москвы.  Подростки, зависимые от ролевых компьютерных игр, и Интернета будут отбираться в компьютерных клубах на основании предварительного опроса, личной беседы, а также статистики их время провождения в клубе. В исследовании будут применяться следующие  методики:

  • опросник «Вовлеченность в компьютерные игры».
  • методика «Диагностика субъективного благополучия» (Фетискин Н.П.);
  • экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко);
  • диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд);
  • диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников);
  • проективная методика «Я в трех проекциях» - модификация рисуночной методики «Рисунок себя».

Литература:

  1. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете. Психологический журнал, 1999, т.20, № 1, с.126-132. http://www.relarn.ru:8082/human/group.html
  2. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера. http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict.shtml
  3. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ, сер. 14 (Психология), 1991, № 3.
  4. Хейзинга Й. Homo ludens. Москва, Эксмо-Пресс, 2001.
  5. Янг К.С. Диагноз: интернет-зависимость // Мир Internet, № 2, 2000.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

21.01.2022

Подборка литературы


24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика