Психосоциальные особенности учащихся и студентов, зависимых от Интернета и компьютерных игр
|
Интернет - уникальное виртуальное пространство в котором можно найти все: друзей, общение, информацию, а также возможность поиграть и т.п.
Когда появился Интернет, никто не ожидал, что он будет влиять на здоровье. Интернет имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Его отрицательная сторона - Интернет-зависимость или, по научному, Интернет - аддикция.
"Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
Аддикция - это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и, или связано с персональными или социальными проблемами.
Первое психологическое исследование на зависимость от компьютера было проведено в 1980 годах М. Шоттон. В конце 1994 году Кимберли Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 году предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологических пристрастия к азартным играм (гимблинга.) В 1997-1998 годах были созданы исследовательские и консультативно - психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 годах К. Янг, Д. Гринфилд и К. Суратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 году, как отмечает Суратт, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.
Интернет-аддикция рассматривался психологами и психиатрами также и у нас в стране такими как А.Е. Войскунский, Иванов М., Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. и др.
Феномен "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "компьютерная игровая зависимость" характеризуют следующие поведенческие характеристики: активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение при вынужденных отвлечениях; неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете; расходование денег для обеспечения работы в Интернете; забывание в ходе работы в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности - якобы из-за срочной работы, связанной с Интернетом; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;
Таким образом, целью нашего исследования будет выявление психо-социологических особенностей учащихся и студентов, зависимых от ролевых компьютерных игр и Интернета. Для реализации данной цели будут поставлены следующие задачи: исследование тревожности у подростков, выявление уровнях субъективного благополучия, определение социально-психологической адаптации, изучение сферы межличностного взаимодействия. Исследования будут проводиться в среде учащихся образовательных школ и студентов вузов Москвы. Подростки, зависимые от ролевых компьютерных игр, и Интернета будут отбираться в компьютерных клубах на основании предварительного опроса, личной беседы, а также статистики их время провождения в клубе. В исследовании будут применяться следующие методики:
-
опросник «Вовлеченность в компьютерные игры».
-
методика «Диагностика субъективного благополучия» (Фетискин Н.П.);
-
экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко);
-
диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд);
-
диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников);
-
проективная методика «Я в трех проекциях» - модификация рисуночной методики «Рисунок себя».
Литература:
-
Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете. Психологический журнал, 1999, т.20, № 1, с.126-132. http://www.relarn.ru:8082/human/group.html
-
Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера. http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict.shtml
-
Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ, сер. 14 (Психология), 1991, № 3.
-
Хейзинга Й. Homo ludens. Москва, Эксмо-Пресс, 2001.
-
Янг К.С. Диагноз: интернет-зависимость // Мир Internet, № 2, 2000.
Статьи
- Интернет как новая социальная среда
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Чат как социум
2 часть, М., 2005. - 560 с.