Особенности ориентации детей дошкольного возраста на внешние объекты окружающей действительности при решении познавательных заданий
|
Проблема влияния окружающей действительности на поведение ребенка в последнее время является достаточно актуальной, что выражается в увеличении числа научных исследований по этой проблеме (Гришина Н.В., Ковалев С.В., Филлипов А.В., Лейбман И.Я., Поливанова К. Н. и др.).
Период дошкольного детства ознаменован активным изучением ребенком различного рода связей между объектами окружающей предметной среды, а так же взаимоотношений между людьми. И в соответствии с воспринимаемыми и усвоенными особенностями данных отношений дети и пытаются выстраивать свое поведение. Можно говорить о том, что поведение детей определяется тем, что попадает в поле их восприятия: какой аспект отношений между предметами и явлениями окружающей действительности выделяется ими как наиболее значимый. Безусловно, такое избирательное восприятие осуществляется в определенных ситуациях, как правило, эмоционально насыщенных и значимых для ребенка (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Тихомиров О.К. и др.). Для характеристики восприятия значимой для человека ситуации А.В. Запорожцем было введено понятие «эмоциональный образ ситуации». Это образ, в структуре которого значительное место занимают особо значимые для субъекта объекты, события, отмеченные ярко выраженным личностным отношением. Было показано, что уже в старшем дошкольном возрасте при восприятии таких объектов и событий возникает эмоционально-образное предвосхищение.
Цель проведенного нами исследования заключается в изучении того, какое влияние может оказывать восприятие отдельных объектов, включенных в эмоциональный образ ситуации, на поведение ребенка при выборе познавательных заданий. Это представляется важным, поскольку именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное познавательное развитие детей, как в специфических детских видах деятельности, так и на занятиях в образовательных учреждениях. Кроме того, в познавательной деятельности старшего дошкольника начинают закладываться основы будущей учебной деятельности младшего школьника.
В качестве внешнего объекта среды мы выбрали такой предмет, который сам по себе не вызывает у ребенка определенного эмоционального отношения, не знаком ему.
В эксперименте приняли участие 30 детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (по 10 человек). Эксперимент представляет собой модель ситуации неуспеха, часто возникающего при выполнении познавательных заданий, предлагаемых взрослыми. Возникающие при этом отрицательные эмоции и ситуация напряжения и неопределенности приводит к возникновению у ребенка эмоционального образа этой ситуации (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович). В этой ситуации находится и вводимый нами предмет. Предположительно он включается ребенком в этот эмоциональный образ и берет на себя смысловую нагрузку всей ситуации неуспеха в целом. В заключительной серии эксперимента проверяется, приводит ли восприятие ребенком этого предмета к возникновению эмоционально-образного предвосхищения результатов своих действий. И если приводит, то могут ли дети регулировать свое поведение, ориентируясь на тот смысл, который несет им этот внешний объект. Показателем такой способности детей являлся выбор заданий. Т.е., какое из 3-х заданий (2-получившихся и одно - неуспешное) ребенок выбирает последним. Рядом с одним из получившихся находился изучаемый объект.
Результаты исследования показали, что в дошкольном возрасте действительно возникает эмоционально-образное предвосхищение на основе восприятия определенного предмета. При этом существуют определенные возрастные различия от 3-х до 7 лет. Так, дети младшего дошкольного возраста мало ориентируются на эмоциональный образ ситуации, с радостью выполняют все задания, воспринимая ситуацию недифференцировано. Дети 4-5 лет уже могут предвосхитить результаты своей деятельности, причем у многих детей это эмоциональное предвосхищение возникает при восприятии именно вводимого нами объекта (дети выбирают задание с ним последним). В старшем же дошкольном возрасте увеличивается количество таких детей, а, кроме того, появляются отказы выполнять задание с этим предметом, что свидетельствует о большей силе эмоционального образа ситуации и его возможности определять поведение этих детей.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно говорить о том, что по мере взросления дети дошкольного возраста приобретают способность ориентироваться на такие объекты окружающей действительности, которые непосредственного отношения к выполнению познавательной задачи не имеют, но включаются в эмоциональный образ этой ситуации. Восприятие ребенком такого объекта способствует возникновению эмоционально-образного предвосхищения. Можно говорить о том, что такой объект приобретает, благодаря специально организованным ситуациям и внутренней работе ребенка, эмоциональную значимость и возможность репрезентации смысла собственных действий уже в новых ситуациях, где появляется этот объект.
Статьи
- Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Организация коррекционной работы по формированию начальных форм ориентировки в пространстве у детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы». Направление VIII. Здоровьесберегающие технологии в образовании и психологическая поддержка - Ориентировачная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах
Вопросы психологии, 2002, №5.