Особенности разрешения ситуаций неопределенности старшими дошкольниками
|
В нашем исследовании мы попытались выявить возможность продуктивного преобразования детьми дошкольного возраста ситуаций неопределенности в том случае, когда ожидания ребенка не совпадают с действительным развитием ситуации.
Наш эксперимент был основан на предположении о том, что в ситуации, когда поведение не детерминировано однозначно, т. е. в ситуации неопределенности, возможно создание и применение детьми новых мыслительных средств.
Целью нашего исследования было выявить стратегии поведения детей в такого рода неопределенных ситуациях, и выделить средства, применяемые детьми в наиболее продуктивных стратегиях.
Методика эксперимента представляла собой набор картинок, в структуре которых изначально было заложено противоречие. Сюжеты были составлены так, чтобы каждая из картинок представляла собой непредсказуемую ситуацию. Таким образом, когда ребенку давалось задание, часть картинки, вызывающая противоречие закрывалась, и ребенка просили предположить, что изображено на закрытой половине. Так, как за основу брались известные ребенку сюжеты, то все дети предполагали, что закрытая часть картинки представляет собой знакомую для них ситуацию. Затем ребенку показывалась целая картинка, и оказывалось, что предположение ребенка не совпадает с тем, что действительно изображено на картинке. Тогда ребенку предлагалось объяснить, почему произошло это несовпадение.
Нами были выявлены четыре возможных стратегии поведения детей в случае несовпадения их ожиданий с действительным ходом развития ситуации.
На наш взгляд наиболее продуктивной является стратегия, применяя которую дети не только отражают противоречивую ситуацию, но и пытаются развить ее. То есть, пытаются путем изменения или введения новых структурных отношений сделать ситуацию непротиворечивой. Проанализировав этот тип поведения детей мы выяснили, что в основе этой стратегии лежат особые мыслительные диалектические действия (превращение объединение, диалектическая сериация) (1), которые позволяют детям осуществлять продуктивное преобразование ситуации и снимать возникшее противоречие.
Выявленная в ходе эксперимента динамика применения различных стратегий в зависимости от возраста детей, показывает, что использование продуктивного способа разрешения противоречий увеличивается к старшему дошкольному возрасту.
Искусственно созданная в ходе эксперимента ситуация неопределенности аналогична широкому кругу жизненных ситуаций. Выявленная нами способность детей дошкольного возраста прогнозировать возможности развития ситуаций неопределенности, используя доступные им диалектические действия, может быть использована ими при выработке стратегий поведения в не детерминированных однозначно ситуациях.
Библиографический список
Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. //Вопросы психологии, 1987, №4 – с. 135 - 139.
Статьи
- О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике.
Вопросы психологии,1990, №3, с 151 - Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5-8 лет из воцерковленных православных и неворцековленных семей
Вопросы психологии, 2001,№6