Эстетическое воспитание в вузе
|
«Воспитание - дело совести, обучение - дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга».
Виктор Гюго
Современные высшие учебные заведения, являясь неотъемлемым институтом общества, ориентированны на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества.
Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства.
Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности.
Личность формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям [19,с.226].
По определению Л.С Выготского, личность это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции [7]. А.Н. Леонтьев утверждает, что личность не только "момент деятельности, но и ее продукт", "ею не родятся, а становятся" [15].
Личность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире как "Я". Путь к творчеству студентов начинается с осознания, а главное, с создания Я-концепции творческого саморазвития.
В образовательном процессе открытие собственного "Я" происходит в самовыражении (самопознание, саморазвитие, самовоспитание) каждой конкретной личности, раскрытии ее творческого потенциала [4].
В третье тысячелетие вступило в жизнь и новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами.
Пресс современной цивилизации оказывает очень мощное воздействие молодого человека, начинающего свой жизненный путь, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модернизации производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. "Человек-господин", "человек-супермен", "человек-миллионер", "человек-робот" - вот современные кумиры. Это говорит о том, что сегодня нарастает тенденция дегуманизации общества, когда нормальные человеческие чувства, мысли и устремления искажаются и подменяются дегуманизированным фарсом. За примерами далеко ходить не приходится, достаточно посмотреть газеты, телевидение, видеопродукцию, кино, литературу и т.д. [20,с.19].
Современному человеку приходится делать трудный выбор: принять идеологию общества, пронизанную категориями "обладать", "присвоить", "потребить", но при этом чаще всего остаться, по выражению известного русского философа И.А. Ильина, "духовно никем" [11,с.242], или прислушаться к мнению духовенства, философов, художников, лучших писателей, деятелей культуры и пойти по пути духовного развития.
Первый путь легкий, общепризнанный. Это путь человека массы, по нему сегодня идут многие. Движение по этому пути дает человеку ощущение приобщенности к современным формам жизни, достижениям цивилизации, включенности в большие массы единомышленников, ощущение комфорта от солидарности с подобными себе конформистами. При этом человек массы испытывает почти всегда полное равнодушие к проблемам, которые выходят за пределы его "частных", "индивидуальных", "личных" интересов. Фундаментальные основания жизни и культуры человек массы обосновывает не обращением к духовным критериям и истокам, а ссылкой на биологические инстинкты.
Самосохранение, частная собственность, материальное благополучие, потребительство, желание опередить конкурентов, занять "место под солнцем" - все это инстинкты согласно человеку массы. Послушать многочисленных людей массы - и мы больше не Найдем в истории человеческой цивилизации никаких духовных исканий и устремлений человека, творческих мук, поиска смысла жизни, самопожертвования и нравственного самоусовершенствования.
В связи с этим возникает вопрос: стоило ли человечеству прилагать титанические усилия в ходе социального прогресса, чтобы прийти к такому примитивному результату. Пет, человеческий дух все равно будет развиваться, но только без нас, не "через нас", как сказал бы Гегель. Он будет развиваться в другом месте и в другое время, но он совершит все великое, что ему положено совершить, он двинет вперед общество и создаст новые ценности Подлинной культуры.
Поэтому одной из задач российского образования является, по утверждению современного ученого философа Л.Ю. Писарчик: "переведение человека из мира повседневности в мир культуры" [20,с.16], а роль вуза в воспитании студенческой молодежи очень велика.
Другая и очень важная задача высшей школы - формирование личного, нового социокультурного типа:
-
гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни;
-
духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности;
-
самосовершенствующей, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, самопознании, понимании собственного "Я" и своего внутреннего мира;
-
творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству;
-
прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями необходимыми для реализации профессиональных знаний; в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), профессиональной мобильности [24]
Все это заставляет по иному взглянуть на формирование и воспитание личности студентов.
Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью [10,с.186].
Человек должен лишь познать самого себя самого, сделать себя самого материалом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы и тогда загадка нашего времени будет им разгадана.
Студенческая пора — отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской деятельности.
Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения умственного багажа - прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств [17,с.5]. Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, их возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека прежде всего в силу того, что "по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития", характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной социальной зрелости [8, с.255].
Эта группа населения, отличающаяся наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.
Выходя на принципиально новые позиции, высшая школа по-иному обязана трактовать и воспитательный процесс.
Воспитание, о котором писал Аристотель еще в IV в. до нашей эры: "Самое важное из всех способствующих сохранению государственного строя средств, которыми ныне все пренебрегают, — это воспитание юношества в духе соответствующего государственного строя", остается одним из важных, а ныне даже и спорных педагогических понятий [2].
Психологический словарь указывает: "Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентации" [22,с.65]. Социолог А.Г.Харчев отмечал: "В педагогической литературе воспитание обычно трактуется как сознательное... социальное воздействие на индивида с целью подготовки его к выполнению той или иной общественной роли, выработки у него необходимых для этого качеств" [28, с.3].
В настоящее время в понимании воспитания как основной педагогической категории существует некая неопределенность и сумбурность. Истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д.Ушинский: "Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически..." [27].
Процессы обучения и воспитания в вузе неразделимы. Придать им необходимую эффективность можно лишь действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни.
В энциклопедии "воспитание" трактуется как целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.н. И далее, воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются главным образом в процессе обучения /См. МСЭВ, т.2, с.615]. Как видно из определения, воспитание связано, но не сводимо к обучению.
На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Платон писал: "...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание" [23]. Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности.
Эти два процесса имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и об их взаимопроникновении друг в друга. Воспитание включает в себя элементы обучения. Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стили общения и методы организации обучения, заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет: собой важную форму организации совместной деятельности обучающихся и их общения с педагогами и друг с другом. Оно помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного и нравственного поведения.
Ведущие ученые в области современной педагогики и психологии образования и воспитания утверждают, что основным приоритетом в вузе должна быть именно воспитательная деятельность (воспитатель не: воспитывает - у него воспитываются), а также - чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность, эффективности воспитания.
Решение данной вопроса, как утверждает в своей статье "Общая стратегия; воспитания в российской системе XXI века: Возможность и реальность" НА. Зимняя, основывается на опыте учебно-воспитательной работы целого ряда образовательных учреждений России (школа В.А. Караковского, Центр образования Е.А. Ямбурга, земская гимназия Г.В. Кравченко и др.), а также многообразии современных концепций воспитания (И.И. Бабочкин, Е.В. Бондаревская, В.М. Коротав, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, М.И. Рожкову И.М. Селиванова, ИМ. Таланчук, Т.А Флоренская и многие другие), свидетельствующих о непрекращающихся исследованиях в современных условиях страны.
В настоящее время формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно-деятельностная направленность образования, культивирование ответственности органов образования, организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации. Основной тенденцией, определяющей стратегию воспитания нового жизнеспособного поколения, является гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования.
Итак, воспитание на сегодняшний день рассматриваете» как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации, раскрывающей сущностные силы человека.
Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации [16,с.11].
Для современного образования процесс гуманитаризации может быть понят и очень широко - как стратегическая программа всей образовательной политики, и более конкретно - как особая педагогическая "тактика", обладающая своей спецификой в зависимости от профессиональной специализации учебного заведения. Нами же под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление его способностей, индивидуальности.
Доминантой гуманитаризации образования определено воспитание, ставшим приоритетным направлением государственной политики.
Необходимость воспитания личности студента в образовательном процесс вуза подтверждена государственными правовыми актами.
Закон РФ "Об образовании" подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2).
В Законе РФ "О высшем и послевузовском образовании" определены основные задачи вуза в воспитательном процессе:
-
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
-
формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
-
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей (ст. 8).
В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей (п.33) [9].
Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить о еще одной замечательной российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов - гордость России.
Понятие "воспитание" многоплановое - в социальном, широком смысле - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; в более узком, педагогическом смысле - специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемой педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленных на развитие личности; передача общественного исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду [21,с.24-26].
Именно в аудиториях студенты должны получать опыт организации воспитательной работы. Она предполагает не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, но и общей атмосферы, способствующей развитию умений, навыков, талантов молодежи. Особо важную роль в этом процессе играет общение студентов с преподавателями факультета. Совместная деятельность способствует участникам делать что-то важное для каждого из них.
В многовековой практике педагогической деятельности (К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, Н.Е.Румянцев, В.А.Сухомлинский Л.Н.Толстой) выкристаллизовались относительно самостоятельные ее формы, имеющие специфические Цели и средства:
-
образование как способ передачи знаний;
-
воспитание как способ передачи ценностей;
-
обучение как специфический способ передачи обретенных людьми умений;
-
формирование потребности и способности общения с другими людьми, с природой, с художественными образами.
Важнейшей стороной педагогической деятельности является эстетическое воспитание как целенаправленное формирование установки на определенный, собственно человеческий уровень практической деятельности Итоговой целью эстетического воспитания выступает становление эстетической культуры личности.
Педагогическая логика формирования эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искусстве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания.
Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения студенческой молодежи с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание.
Значимая роль в формировании художественно-эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг, эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья.
В различных образовательных структурах и педагогических подходах имеет место представление о гуманитарных дисциплинах как: исключительно "предметах эстетического цикла", из чего следует, к сожалению, что другие предметы не имеют какого-либо значимого эстетического потенциала.
Обучение будущих специалистов в Вузе должно быть направлено на выявление специфического эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения дисциплин. В такой образовательной модели формирование эстетической культуры личности осуществляется более широко и целостно - в единстве целостного образовательного процесса, а именно воспитании и обучении.
Формирование эстетической культуры студентов через предметы осуществляется системно и методично. Почти в каждой теме любого учебного предмета преподаватель должен найти нишу, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области музыки, живописи, литературы. Например, в математике есть тема "Симметрия". Данное занятие начинается с утверждения практической значимости изучаемого материала, демонстрации изображения различных орнаментов, ваз, балясин балконных решеток, фасадов зданий. Секрет красоты этих предметов и сооружений - в скрытой геометрии форм, ее строгости и точности. Говоря языком эстетики, они выполнены с учетом математического закона красоты - закона осевой симметрии.
Изящество математической формулы или научной теории, грациозный бег спортсмена, гармония металла и конструкция самолета, изящное решение задачи - своеобразная красота, которую очень трудно определить и выразить. В таблице "Актуализация эстетического потенциала учебных дисциплин" выборочно приведены некоторые, изучаемые в вузе.
Актуализация эстетического потенциала учебных дисциплин
|
Учебные дисциплины |
Эстетический потенциал |
1. |
Философия |
Красота и строгость мысли, её высота, благородство, истинность; логика и аргументированность концепции; понятийная ясность и точность языка. |
2. |
Социология и политология |
Общественная мысль и политическая борьба как сферы бытования эстетических категорий возвышенного и низменного; красота бунта и порядка. |
3. |
Правоведение |
Эстетика истины и справедливости; красота Закона. |
4. |
Русский язык и культура речи |
Богатство, разнообразие, меткость русского языка; графическая красота - каллиграфия; риторическая красота – красноречие. |
5. |
Иностранный язык |
Красота "компаративистики"; поэтика фонетических, семантических, идеологических и социо-этнокультурных "повторений" и "различений" (оппозиции свое — чужое; Я-Другой). |
б. |
История мировых цивилизаций |
Красота "исторического"; эстетические ценности различных эпох и народов; становление "красоты" как эстетической категории; эстетическая картина мира как предмет специального исследования. |
7. |
История мировой музыкальной культуры |
Красота звука; акустический код культуры; звуки природы и звуки музыки; музыка как общечеловеческий символ Красоты, Гармонии и Порядка; красота различных тембров; "вторичная" эстетизация музыки - красота исполнительского мастерства. |
8. |
Психология |
Красота души как специальный предмет изучения; единое философское начало этики и эстетики. |
9. |
Педагогика |
Формирование личности как высокий и красивый жизненный пафос; эстетика воспитания; Мастер как педагогическая цель. |
10. |
Физическая культура |
Тело как эстетический объект; антропоморфизм и антропоцентризм эстетических оценок; идеалы физической красоты в различных культурах; физически-медицинские критерии красоты (красота и здоровье). |
11. |
Высшая математика |
Эстетика числа; количественный код культуры красота математических величин (тождества пропорций и т.н.); математика как символ интеллектуальной красоты и порядка. |
12. |
Безопасность жизнедеятельности |
"Витальная" эстетика; биологические, природные критерии красоты (оппозиция живое - неживое) |
13. |
Физика |
Материальная красота мира; физические критерии красоты; физическая "неизбежность" идеального. |
14. |
Инженерная графика |
Геометрический код культуры; красота линии; геометрическая "матрица" искусства. |
15. |
Информационные технологии |
Информация как феномен культуры; эстетика перспективного знания (программирование); ин-формационная футурология; красота структуры. |
1б. |
Основы экономики |
"Базисная" эстетика; экономическая обеспеченность эстетической картины мира. |
17. |
Специальные дисциплины профильного обучения |
Красота и целостность; эстетика отдельных "предметов"; "технологическая" эстетика; эстетические параллели природного и технического совершенства. |
18. |
Технология машиностроения |
Машина как феномен культуры и эстетический объект; полифункциональность красоты машинных технологий. |
19. |
Производство летательных аппаратов |
Красота конструкций и форм; гармония технического и функционального совершенства; самолет как идеальная модель "чудесного’". |
20. |
Автоматизация технологических процессов |
Автомат как идеальная модель "замещения"; графическая красота проектов; красота "закрытых структур" |
21. |
Экология |
Красота живой природы, чистого мира; экология как условие жизнеобеспеченности; красота "единства противоположностей" - Природы и Культуры |
Широкие возможности открываются также и в случае дополнения учебного процесса эстетическим самовоспитанием, самообразованием и самообучением, интенсифицируемые сферой дополнительного образования.
Итак, воспитательная работа, с одной стороны является динамичным, постоянно развивающимся и совершенствующимся процессом, а с другой - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Мы прекрасно понимаем, что важнейшей задачей является оценка эффективности воспитательной работы. Здесь невозможно выбрать абсолютные критерии. К тому же, результаты воспитательной работы, как правило, проявляются через годы.
Вуз расширяет практическую деятельность по организации воспитательной работы, конечной целью которой является конкурентоспособная личность студента.
Особая роль в эстетическом воспитании студентов отводится условиям, « которых непосредственно осуществляется учебно-трудовая деятельность. Надо стремились к тому, чтобы среда, начиная от интерьера помещении, мебели, одежды, инструментов и т.п., была бы максимально удобной, и соответствовала эстетическим требованиям.
Рассматривая воспитание как процесс управления развития личности, мы утверждаем, что только через создание благоприятной воспитательной среды, наполнение разнообразными формами и методами, предоставляется такая возможность каждому студенту реализовать свои способности и дарования.
Эффективность воспитательной работы в структуре образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности обеспечивает реализацию и интеграцию личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического, аксиологического, мировоззренческого системного подходов и позволяет создать единое воспитательное пространство, которое в свою очередь, обеспечивает гармонизацию процессов нравственного, эстетического, формирование конкурентоспособной личности студента, интеллектуального, креативного и Других видов воспитания.
Общечеловеческие нормы человеческой морали, культивирование нравственности и интеллигентности как меры воспитания должны стать приоритетами в формировании и развитии такой личности. Ибо сегодня, по утверждению академика Д. С. Лихачёва, социальный долг человека - быть интеллигентным, а это Предполагает бескорыстное служение своему народу, абсолютный приоритет Истины, уважение к мнению оппонентов, непримиримость к социальной несправедливости и другие нравственные ценности.
Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная Передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников.
Путь к Прекрасному пролегает через очищение, окружающей жизни сердец молодежи от всего негативного, мелкого, недостойного их самих. Он пролегает через упорную и самоотверженную борьбу против всех тех косных сил, которые хотят отнять у общества, у всего человечества перспективу лучшего будущего.
Приобщение студенческой молодежи к ценностям, их созданию, потреблению, сохранению и распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры.
Уровень эстетической культуры меняется в зависимости от индивидуального развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов молодежи. Формирование эстетического отношения и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира, т.е. является средством всестороннего развития личности.
Практика показывает, что проявляющаяся в суждениях молодежи общая и эстетическая культура не всегда соответствует и совпадает с поступками и делами.
Л.А.Волович утверждал, что в случае успешного приобщения будущих специалистов к эстетическим ценностям речь может идти о раскрытии мощных личностных ресурсов производителей материальных ценностей. Действенным средством приобщения к прекрасному, писал В.С.Библер, является связь человека с природой, любование, понимание и сохранение ее природной красоты [5,с.89].
Уже в I тыс. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувственного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в определенных переживаниях (восхищении, отвращении, сочувствии, сострадании, гневе, юморе и т.д.) и существенно отличается от научного познания, которое предполагает теоретическое осмысление жизни, восторгаясь, например, переливами красок на небосклоне и минуты северного сияния или заката солнца, мы не размышляем о том, почему именно такова окраска неба, от чего она зависит, а ученого интересуют именно причины возникновении того или иного явления.
Заметили древние мыслители и то, что эстетические переживания очень отличаются от переживаний, вызванных повседневными житейскими заботами. Они несут в себе иное, более светлое настроение, как бы "очищенное" от этих забот. Самые сильные эмоциональные переживания вызывают у человека произведения искусства.
В то же время, естественно, с особой заинтересованностью воспринимают нынешние юноши и девушки те произведения, в которых их сверстники показаны, что называется, крупным планом; которые в полный голос говорят о самых острых проблемах молодежи, "болезнях" ее духовного роста, которые, хотя и посвящены непосредственно лишь ограниченному кругу "неблагополучных" молодых людей, по сути, обращены к самосознанию всего подрастающего поколения, общества в целом. Ибо "чужого горя не бывает", "они" и "мы" - две стороны медали [14,с.146].
Если же пойти другим путем и только избранным присваивать почетное личности, то вопрос "что есть личность" теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом - вопросом "кто есть личность", ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем: у каждого времени и у каждой даже не страны, а компании - свой "герой" [17,с.101].
Искусство дает свои ответы на запросы времени, но ответам этим способна внять и использовать их в своей жизни и деятельности лишь духовная, творческая личность.
Идеалы люди не только формируют в своем сознании, не только избирают. Они претворяют их в жизнь своим трудом, поведением, всем своим бытием. За них борются, сколько достанет сил. Это обстоятельство решающее.
Искусство, литература не ограничиваются изображением носителей передового эстетического идеала. Они раскрывают сложность достижения человеком степени эстетического совершенства. Ведь на пути к идеалу человеку нужно преодолеть и внешние препятствия, и во многом себя самого, свои собственные слабости, недостатки.
Красота воспринимается молодежью эмоционально, а не логически. Она измеряет свой идеал, прежде всего чувством; последнее должно быть умным, проницательным. Если указанное условие не обеспечено, то такое чувство может сыграть с человеком злую шутку. Ложный эстетический идеал моет дегуманизировать весь внутренний мир человека, увести его с правильного жизненного пути.
Речь идет о борьбе за умы и сердца людей, в которой участвуют литература, искусство, культура в целом.
Путь к Прекрасному пролегает через очищение окружающей жизни от всего негативного, мелкого, недостойного самого человека. Он пролегает через упорную и самоотверженную борьбу против всех тех косных сил, которые отнять у общества, у всего человечества перспективу лучшего будущего. Искусство не существует вне культуры, это мастерская и самопознание ее. Доминантное положение искусства в ряду "предметов", способных активно формировать целостную, грамотную, эстетически развитую личность, Меняется еще и тем, что в общении с произведениями художественного творчества человек приобщается к миру гениального художника, идентифицирует себя с ним, "проживает" вместе с автором его интеллектуальную и эмоциональную жизнь.
В связи с этим важно выбрать преимущественно то искусство, которое наиболее "массово" действует на молодежь, наиболее ей доступно и легко усваивается. Таким искусством нам представляется искусство музыкальное.
В ряду искусств музыка обладает особо высоким "педагогическим" потенциалом. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились - живительное искусство музыки стоит на первом месте или в ряду самых дорогих человеку искусств [29,с.5].
Среди характеристик музыки необходимо особо выделить коммуникативную функцию. Особенность музыкального общения состоит в единении людей. Это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. Формирование людской общности в музыке (так же как и во всяком другом виде искусства) не устраняет личности, не растворяет индивидуальность в социуме, воздействие искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности.
Музыка есть язык, но особый, не понятийный. Этому языку нужно учиться. Долгое время было принято называть музыку "языком чувств". Все научные книги по музыке были заполнены описаниями музыкальных эмоций, их тончайших оттенков, эмоциональных переживаний людей под влиянием музыки, особых состояний, в которые погружаются люди, общаясь с музыкой и т.д. Одна из первых попыток описать все основные ступени в иерархии эмоциональных состояний, "аффектов", которые передает музыка, была сделана М.А.Смирновым [25].
Возможности музыкального искусства объясняются его звуковой природой. В своей чувственной первооснове музыка — искусство звуков, она воспринимается исключительно слухом. Восприятие музыкального ритма, динамики возможно и при посредстве вибрационного чувства - через все тело человека (особенно сильна роль вибрационного чувства при восприятии звуков органа). Звуки в известной мере могут восприниматься и осязанием. В частности, рукой, наложенной на горло поющего человека, можно различать высокие и низкие звуки и характер голоса [6].
Познавательное значение музыки определяется тем, что она помогает лучше слышать жизнь, ее звуковые проявления. Однако через слух, посредством ассоциаций, человеческое сознание познает и незвуковые, неслуховые стороны жизни, что расширяет возможности музыки. Таким образом, музыка обладает целым рядом незаменимых качеств, которые обеспечивают ей одно из самых мощных эстетических воздействий.
Музыка развивает сферу чувств, способствуя самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Но она может оказаться и враждебной, забирая неокрепшее сознание и вкусы молодого поколения в плен псевдомузыки "массовой культуры". Музыка может оказаться действенным средством воспитательного воздействия даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Ни одна другая сфера творческой деятельности не занимает в социальной человека такого значительного места, как музыка. Именно высочайшая обобщенности художественного смысла в сочетании с условной общепонятнстью ее языка способствуют тому, что музыкальное высказывание и продуцируемые с его помощью образы, идеалы и художественные коллизии проникают в глубины сознания каждого человека, умеющего ее слышать [1].
Трудно назвать такую область человеческого мироощущения, на которую не откликнулась бы музыка. Чутко резонируя на человека, всегда стремясь быть "как человек", музыка стала глубочайшим "человековедом" или, подобно литературе, - "человековедением" [29,с.316].
Воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь между музыкальном искусством как продуктом общественного сознания и человеком - субъектом духовного «потребления», который воспринимает, оценивает, присваивает или отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретным объективно-историческими и субъективно-личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты.
Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня [5,с.6].
Необходимо бросить взгляд на музыкальную культуру как на нечто целостное, как на единую систему очень высокого уровня, как на равную среди других дисциплин. "Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке", - писал Конфуций.
С.М. Каргапольцев утверждает, что воспитание средствами музыки невозможно без творческого процесса, без развития творческих наклонностей обучаемого. По его мнению, музыкальное воспитание играет положительную роль в преподавании других предметов, делая их привлекательными, создавая благоприятные условия для раскрытия творческих способностей и особенностей индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности [13].
В любой сфере деятельности люди стремятся к улучшению, гармонии, прогрессу, совершенствуют себя. Роль музыки в этих процессах чрезвычайно высока и значительна. Всеобщее массовое музыкальное образование ставит своей целью:
-
способствовать нравственно-эстетическому формированию личности, используя для этого силу воздействия музыки;
-
развить на основе обучения музыкальные способности студентов;
-
подготовить их к активному участию в музыкальной жизни страны.
Однако с точки зрения психолога Б.М.Теплова, изучающего возможности музыкального влияния на развития личности, музыкальная способность - это способность реагировать на музыку, остро переживать музыкально-эстетические впечатления, а не наличие специфических музыкальных данных. "Центр музыкальности" человека, по его словам, душевная отзывчивость, а не специфически музыкальная одаренность [2б, с.96-112]. В связи с этим роль музыки в процессе формирования эстетической культуры намного значительнее, чем других видов искусства.
В качестве одного из возможных "каналов" эстетического воздействия на студентов мы ввели два спецкурса: "История мировой музыкальной культуры" (ИММК) и «История мировых цивилизаций» (ИМЦ), берущих на себя задачи эстетизации образовательного пространства вуза. Целью введения данных спецкурсов является:
-
развитие ориентации личности в мире эстетических ценностей;
-
формирование эстетического сознания, потребности к творческой деятельности, стремление к креативности (креативность - создание условий для творческого развития, сотрудничества, сотоварищества, учитель-ученик);
-
формирование художественных взглядов и убеждений;
-
воспитание и развитие эстетического вкуса, способности к эстетическому восприятию и переживанию;
-
осмысление эстетических ценностей классического наследия.
Доминантное положение в процессе формирования эстетической культуры отводится первому спецкурсу. Объясняется это следующими причинами. Курс «История мировых цивилизаций» более теоретичен, обращен к умозрительному знанию студентов, активизирует историческую память, систематизирует и итожит всю гуманитарную подготовку студентов. Таким образом, его цели более образовательные, просветительские, нежели воспитательные.
Спецкурс «История мировой музыкальной культуры», напротив, прежде всего, призван решать воспитательно-формирующие задачи, направлен к душе студентов, их живым сегодняшним эмоциям, вкусам, увлечениям. Выбор музыкальной культуры в качестве образовательного предмета не обязателен, но очень удобен. Он объясняется сугубо педагогическими соображениями. Дело не только в "особости" музыки, о которой написано немало, но прежде всего в том, что социокультурное поле музыки неуклонно расширяется, а статус "музыкального" в современной культуре очень высок.
Произведения отечественных композиторов, народное творчество, музыка композиторов-классиков - вот та сокровищница, из которой студенты могут черпать богатейший музыкальный материал. Однако простое изложение материала еще не обеспечивает полностью его воспитывающего и эстетического воздействия. Важно, чтобы перед студентами было раскрыто содержание музыки, чтобы произведение было ими прочувствовано. Для этого необходима определенная система музыкальных знаний и навыков, позволяющая студентам стать активными слушателями и исполнителями.
Студенты еще находятся в юношеском возрасте, и поэтому существенное значение у них приобретают средства массовой информации. Что же касается музыкальных интересов, то здесь особенно сильно сказывается влияние телевидения и видеопродукции. Музыкальный канал на телевидении пользуется большим успехом.
Причина успеха музыкальных передач и видеофильмов заключается в обмене магнитофонными записями, созданием фонотек и дискотек, видеотек, возможностями приобретения компакт-дисков.
Таким образом, музыкальное искусство, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, способно формировать у студентов вуза стремление и умение строить свою жизнь "по законам Красоты".
Музыка сопровождает человека с ранних лет. Музыка, которую любой ребенок осваивает в детстве, как правило, восходит к классическим истокам (колыбельная, например). Школьная программа музыкального образования также ориентирована на классические образцы. На произведениях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для нашей молодежи.
Историческая судьба классической музыки, как и всей музыкальной культуры западноевропейской традиции, вызывает тревогу у профессиональных музыкантов, ученых, педагогов [3,с. 16].
\Важно и другое. Современная культура настойчиво "присваивает" классическое наследие в виде особо востребованных современных жанровых модификаций - ремейк, пастиш и др. Узнавание классических музыкальных "прототипов" не только обогащает музыкальные впечатления, но и доставляет по-детски непосредственную радость. Нами было проведено анкетирование студентов с целью выявления изменений в восприятии современного музыкального искусства в процессе изучения классических образцов музыки в спецкурсе «История мировой музыкальной культуры». Результаты показали значительное увеличение интереса к классической музыке у студентов, в образовательной модели которых был данный спецкурс.
Важным средством организации разнообразной творческой деятельности студентов являются различные формы внеаудиторной работы: кружки и художественная самодеятельность, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад, брейн-рингов и т.д. В процессе этой работы студенты приобщаются к творчеству и делают первые шаги в искусстве. Результаты художественной деятельности оформляются в виде организации музыкальных концертов, выставок творческих работ и т.д.
Развитие личности, связанное с нравственной сферой, с развитием духовных запросов, тесно соприкасается с проблемами музыкального самообразования.
Музыкальная культура не существует без развития творческих наклонностей студентов она играет положительную роль в процессе обучения специальным и гуманитарным дисциплинам; создает благоприятные условия для раскрытия творческий способностей, индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности студентов.
Материалы опросника показывают, что музыкальное искусство оказывается доминантным в сфере художественного восприятия студентов. Хронически открытое ухо обеспечивает звуковому, музыкальному миру "зеленую улицу" к уму и сердцу человека. Проблема выборочной акустической реакции стоит в этой сфере особо остро. Именно развитая, сформированная эстетическая культура студентов может явиться надежным гарантом его культуры в целом, фундаментом для становления самостоятельной, этически устойчивой личности.
Роль музыки в современном культурном пространстве не только очень велика, но и чрезвычайно специфична. Рядом с тенденцией визуализации культуры, особенно массовой, расширяется и зона влияния музыкальной, акустической культуры. Звуковое все более настойчиво присваивает музыкальное. Награды за "музыку" к кинофильму сменяются наградами за "звуковые эффекты". Звуковой код активно входит в качестве: опознавательного знака в художественную культуру, представляя своего носителя психологически, этнически, социокультурно. Речевая проблема современного общения становится специальным "предметом" многих произведений искусства, например, в фильмах К.Муратовой, О.Куваева [18,с.135]. Преподаватель, работающий с молодежью, не в праве проходить мимо подобных явлений. Кроме того, современная культура, в том числе музыкальная, активно нацелена на пересмотр классического наследия. Стали чрезвычайно популярны те художественные формы, в которых соединяются фрагменты известных классических произведении с их сегодняшней обработкой. Стилевым качеством современного искусства является игра на различиях художественных манер, которая может быть понята и эстетически воспринята только при условии их узнавания. По словам М.С.Кагана, "главным коммуникативным каналом у людей...остался и всегда будет канал акустический" [12,0.80].
Природа музыки особо располагает к тому, чтобы духовно воздействовать на личность студента. Музыка - эталон соразмерности, упорядоченности, гармонии, символ исключительной свободы творчества, его независимости, его этической высоты "гений и злодейство - две вещи несовместные". Музыкальная образованность - это образованность очень широкого и высокого уровня, так как музыка традиционно мыслится как искусство, в котором доминантное положение занимает сфера положительного. Зло предстает в музыке в гармоничной обобщенной форме, оно "разоблачается" самой музыкальной формой, существующей по законам гармонии, согласованности, "лада" в прямом и метафорическом смысле. Тем самым музыка, выражаясь словами З.Фрейда, "королевская дорога" в аксиологические глубины личности.
Способность человека реагировать на жизнь эстетически - один из сокровенных центров человека. Просветительско-педагогический пафос отечественной культуры, мощные традиции, беспокойства интеллигенции о будущем России позволяют смотреть на задачу эстетического воспитания студентов вуза как на непреходящую и актуальную. При всей значимости профессиональной подготовки уровень общей культуры специалистов неизменно расценивается как наиболее прочный залог творческой и эффективной работы.
Важную цель всей системы воспитания В.А.Сухомлинский видел в научении человека жить в мире прекрасного, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. Он утверждал, что каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего...
Исходя из всего сказанного следует, что эстетическое воспитание, являясь в образовательном пространстве вуза путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной Гармонии.
Литература:
1. Ансерме Э. Беседы о музыке / пер. с франц. - Л.: Музыка, 1985.-104С.
2.Аристотель. Соч. в 4т.Т.4. / Пер. с древнегреч. и общ. ред. А.И. Доватура. -М: Мысль, 1984.-830С.
3. Беляев С.Е. Историко-педагогические основы развития музыкального образования на Урале: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2000.-37с.
4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.-422с.
5. Библер B.C. Нравственность, культура, современность (философские размышления о жизненных проблемах). - М„: Знание, 1990.-112с.
6. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: ВЛАДОС, 2ОО1.-224с.
7. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6т. Т.4. - М., 1984.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М:Педагогика-Пресс, 1999.-536с.
9. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Логос, 11. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.
12. Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб.: Петрополис, 1996.
13. Каргапольцев С.М. Музыкальное восприятие как фактор воспитания: история, теория, практика. - Оренбург: Изд-во ОПТУ, 1997.-313с.
14. Крутоус В.П. Путь к прекрасному- (Об эстетическом идеале). Кн. Для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1989,-192с.
15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.Т. 1. - М.: Педагогика, 1983.-318с.
16. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2ОО4.-144а
17. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб.: Издательство "Союз", 2ООО.-576с.
18. Мышьякова Н.М. Литература и музыка в русской культуре XIX века / Российский гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. - Оренбург: Изд-во ОППУ, 2002.-160с.
19. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
20. Писарчик Л.К). Дилемма современной культуры: технократизм или духовность? / Вестник Оренбургского государственного университета--2004.-.№10.-С.).3-21.
21. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн.1.: Общие основы. Процесс обучения. -М.: ВЛАДОС, 1999.-576с.
22. Психология. Словарь / под общ ред-А.в.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.:
Политиздат, 199О.-494с.
23. Платон. Соч. в Зт.Т.З.Ч.1. - М., 1968.-186с.
24. "Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования". Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002г. N 30-55-181/16 (Д).
25. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. - М.: Музыка,1990.-320С.
26. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика.-194б.-№6.-С.96-112.
27. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии.-9-е изд. -СПб.: М.Меркушев, 1986. 444с.
28. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., 1990.
29. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. - СПб.: Лань, 2000.-320С.
Статьи
- Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности
Вопросы психологии, 2002, №1.