Обучение чтению по методу Зайцева, как метод психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями внимания и поведения

Автор: Кабаева В.М. 
Тип: статья
Версия для печати

Как известно, чтение является фундаментом образования. Задачи формирования и развития грамотности заложены в учебных стандартах России[1]. Однако, требования к чтению и письму, заложенные в стандартах РФ, при некоторых положительных чертах, не удовлетворяют международному уровню. Это отразилось в результатах исследования “PISA-2000”, где Россия из 32 стран, по чтению заняла “почётное” 27-е место [2]. Похоже, что-то случилось или в системе образования России, или с нашими детьми. Чтение стало осознаваться обществом не только как забота начальной школы, а как проблема, по меньшей мере, всей системы образования России. Действительно, последние годы в школах России нарастает число детей, которые имеют серьёзные трудности в обучении чтению. И это подтвердит любой учитель любой школы России.

Так, по нашим данным (2005 г.), если среди детей в 10-11 классах, имеющих проблемы с чтением, составляют 3,2-4,6%, среди детей 8-9 классов их число уже 12,3%, детей 5-7 классов 21-22%, то среди детей 1-4 классов их уже 36-42%, а среди детей, начиная с 2000 года рождения – таких будет, по нашим прогнозам, 70-80%. Можно спорить о каждой цифре. Однако, вряд ли кто решится отрицать общую катастрофическую тенденцию. Она очевидна.

И это не только зреющая социальная, но и актуальная медико-психолого-педагогическая проблема.

Большинство детей, имеющих затруднения в обучении чтению – это дети, у которых по ряду причин происходит неравномерное созревание и развитие различных отделов головного мозга. Данный феномен диагностируется как СДВ/СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без таковой, или по международной терминологии – ADHD.

Нами, при изучении оптико-пространственного восприятия учащихся было обнаружено, что у детей и подростков, а также студентов-иностранцев - с затруднениями в обучении их чтению, наблюдаются стойкие и своеобразные нарушения в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика. У большинства из них наблюдалось соскальзывание взгляда в начале или в конце световой строки. Тот же феномен «соскальзывания взгляда» зарегистрирован у обследуемых школьников, имеющих проблемы в обучении, в процессе движение глаз по строке при чтении. Субъективно, при чтении, это воспринимается как “потеря строки”, “непонимания слов, расположенных по правому или левому краю строки”. Многие дети вынуждены для эффективного удержания взгляда на строке, сопровождать его движением пальца или пользоваться линейкой.

При этом наблюдается два узнаваемых варианта нарушения чтения.

1. Ребёнок читает очень медленно, речь при озвучивании текста скандированная (при чтении ребёнок, как бы заикается). Не может пересказать прочитанное.

2. Читаемый текст озвучивает с достаточной скоростью. Чтение монотонное, без выражения и эмоциональной окраски. Не может пересказать прочитанное.

Дети с СДВГ характеризуются повышенной утомляемостью, поэтому у них имеют место кратковременные, 5-20 секунд, выключения сознания во время урока (с определённой осторожностью их можно охарактеризовать как трансы, по типу absans), нарушающие процесс восприятия информации, заложенной в тексте. Ребёнком эти выключения не осознаются. На последних уроках таких выключений может быть 3-5. Отсюда – мозаичность восприятия информации. Поэтому, при изложении учителем нового материала, ребёнок полностью перестаёт понимать новую тему. Отсюда необходимость поддерживать время непрерывной работы с ребёнком не более 5 – 7 минут, чередуя её с 5-минутными перерывами для восстановления работоспособности. Но даже в таком режиме они не могут работать более 1-1,5 часов.

Совокупность феномена «соскальзывания взгляда» и кратковременных выключений сознания, как результат более медленного созревания головного мозга большого числа современных детей, дают понимание серьёзности и масштаба этой новой проблемы в образовании.

Обычно эти проблемы ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на запоминание, последовательность выполнения действий, формирование двигательных навыков, речь, сон, настроение.

Такому ребёнку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. В том числе – соблюдать правила техники безопасности в процессе производственной практики, внимательно и аккуратно переходить улицу и т.д. Подобные поведенческие проявления могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.

Обучение таких детей в рамках традиционной системы школьного образования, не учитывающей новые, изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, порождает у них обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.

В течение 9 лет мы с большим интересом наблюдаем за детьми, которые обучаются чтению по зрительно-аудиально-кинестетическому методу Н.А. Зайцева, в Методико-образовательном центре «ВИТС» г. Казань. Исследования в начале и в конце каждого учебного года показали, что дети, имеющие типичные нарушения оптико-пространственного восприятия, характерного для СДВ (ADHD), полностью или частично корректируются примерно у 76% детей, обучающихся по кубикам Зайцева.

Иными словами, метод обучения чтению по Н.А. Зайцеву является не только методом педагогической коррекции нарушений чтения, но и обладает психотерапевтическим эффектом и решает социальную задачу адаптации ребёнка к образовательному учреждению.



1. Учебные стандарты школ России./Под ред. В.С. Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998.

2.  PISA Survey. Reading Today. Volum 19 number 4. The bimonthly newspaper of the International Reading Organization. P. 1.6.