Детская психология
 

Новые тенденции в управлении дисциплиной в начальной школе

Тип: статья
Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

Последние 3-4 года идут качественные изменения структуры особенностей поведенческих реакций детей в школах России. Нарастает число гиперактивных детей в начальных классах. По результатам психологической диагностики это, как правило, дети с СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD шифр F 90.0). Ещё несколько лет назад таких нарушителей дисциплины было 1-2 в классе. По оценкам учителей, сегодня в каждом первом классе таких детей до 12-15 (при общем числе детей в классе 25-35 человек). А это полностью дезорганизует образовательный процесс. По нашим наблюдениям, среди детей с СДВ и гиперактивностью девочки составляют примерно 25%, а большая часть гиперактивных - мальчики. Многие учителя физически не справляются с дисциплиной в классе. В то же время, создаётся впечатление о том, что система управления образованием и не догадывается о создавшемся катастрофическом положении в школах.

На наш взгляд, необходимы срочные меры по изменению создавшегося положения.

1. Организационные мероприятия.

Как решили эту проблему в других странах. В США, (например, штат Калифорния), проблему решили введением в помощь учителю социального работника, в Европе в разных странах - это второй учитель, социальный работник, воспитатель. В Израиле - волонтёры (в некоторых кибуцах - второй учитель или воспитатель). В России, для изучения проблемы целесообразно создание экспериментальных площадок.

Дело в том, что в наших реалиях, скорее всего, наиболее эффективными будут многовариантные сочетания. Например.

  • Введение второго учителя (воспитателя, социального работника, помощника учителя);
  • Разработка методов работы с волонтёрами (неработающие мамы, бабушки, учителя-пенсионеры, студенты профильных вузов);
  • Снижение числа учеников в каждом классе до 12-15 человек.

2. Организация на постоянной основе обучающих семинаров для учителей начальных классов особенностям работы с гиперактивными детьми, а в дальнейшем и для учителей средней школы, в системе повышения квалификации.

3. Обучение преподавателей педагогических колледжей и университетов психолого-педагогическим методам управления дисциплиной в классе с учётом особенностей восприятия у детей с СДВГ.

4. По результатам исследований - введение Минобрсоцразвития РФ нового штатного расписания в начальных классах, а также, законодательная инициатива в Государственную Думу РФ о дополнительном финансировании второй штатной единицы.

Таким образом, новые тенденции в поведении детей в начальной школе, обвальное нарастание числа гиперактивных детей с СДВГ - объективно диктуют необходимость введения новых организационных форм для управления дисциплиной в классе. А это – обучение будущих педагогов новым психолого-педагогическим приёмам управления дисциплиной в классе, дообучение учителей начальных классов, а в дальнейшем, при сохранении тенденции нарастания числа гиперактивных детей – в законодательном порядке введение дополнительной штатной единицы, по опыту других стран.

Для этого на экспериментальных площадках предстоит понять оптимальные организационные формы нововведений (второго учителя, а может быть, воспитателя, социального работника, или помощника учителя без специального образования).

Новости психологии

22.05.2020

Новые научные работы


19.05.2020

Движение «МЫ РЯДОМ»


30.04.2020

Проект «Центр Сухаревой On Air»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика