Новые тенденции в управлении дисциплиной в начальной школе

Тип: статья
Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

Последние 3-4 года идут качественные изменения структуры особенностей поведенческих реакций детей в школах России. Нарастает число гиперактивных детей в начальных классах. По результатам психологической диагностики это, как правило, дети с СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD шифр F 90.0). Ещё несколько лет назад таких нарушителей дисциплины было 1-2 в классе. По оценкам учителей, сегодня в каждом первом классе таких детей до 12-15 (при общем числе детей в классе 25-35 человек). А это полностью дезорганизует образовательный процесс. По нашим наблюдениям, среди детей с СДВ и гиперактивностью девочки составляют примерно 25%, а большая часть гиперактивных - мальчики. Многие учителя физически не справляются с дисциплиной в классе. В то же время, создаётся впечатление о том, что система управления образованием и не догадывается о создавшемся катастрофическом положении в школах.

На наш взгляд, необходимы срочные меры по изменению создавшегося положения.

1. Организационные мероприятия.

Как решили эту проблему в других странах. В США, (например, штат Калифорния), проблему решили введением в помощь учителю социального работника, в Европе в разных странах - это второй учитель, социальный работник, воспитатель. В Израиле - волонтёры (в некоторых кибуцах - второй учитель или воспитатель). В России, для изучения проблемы целесообразно создание экспериментальных площадок.

Дело в том, что в наших реалиях, скорее всего, наиболее эффективными будут многовариантные сочетания. Например.

  • Введение второго учителя (воспитателя, социального работника, помощника учителя);
  • Разработка методов работы с волонтёрами (неработающие мамы, бабушки, учителя-пенсионеры, студенты профильных вузов);
  • Снижение числа учеников в каждом классе до 12-15 человек.

2. Организация на постоянной основе обучающих семинаров для учителей начальных классов особенностям работы с гиперактивными детьми, а в дальнейшем и для учителей средней школы, в системе повышения квалификации.

3. Обучение преподавателей педагогических колледжей и университетов психолого-педагогическим методам управления дисциплиной в классе с учётом особенностей восприятия у детей с СДВГ.

4. По результатам исследований - введение Минобрсоцразвития РФ нового штатного расписания в начальных классах, а также, законодательная инициатива в Государственную Думу РФ о дополнительном финансировании второй штатной единицы.

Таким образом, новые тенденции в поведении детей в начальной школе, обвальное нарастание числа гиперактивных детей с СДВГ - объективно диктуют необходимость введения новых организационных форм для управления дисциплиной в классе. А это – обучение будущих педагогов новым психолого-педагогическим приёмам управления дисциплиной в классе, дообучение учителей начальных классов, а в дальнейшем, при сохранении тенденции нарастания числа гиперактивных детей – в законодательном порядке введение дополнительной штатной единицы, по опыту других стран.

Для этого на экспериментальных площадках предстоит понять оптимальные организационные формы нововведений (второго учителя, а может быть, воспитателя, социального работника, или помощника учителя без специального образования).