Особенности гендерных стереотипов у учителей с различным педагогическим стажем

Ключевые слова:  образовательная среда 
Версия для печати
О роли стереотипов в образовательной среде.

Стереотипы – одно из сложных явлений обыденного и научного сознания, влияющих на человеческую деятельность. Стереотипы – это мнения о личностных качествах группы людей, которое может быть чрезмерно обобщенным и неточным. С их помощью человек воспринимает, «классифицирует» других людей по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.д.). Стереотипы, в том числе и гендерные, часто порождают слишком условное и упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки в отношении других, содействуют поверхностному восприятию и лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности. [1,2]

Ребенок рождается мужского или женского пола, но только в результате воспитания становится мужчиной или женщиной, следовательно, учится соотносить свое поведение с определенной гендерной ролью (с набором мужских или женских ролей). Так происходит вхождение человека в систему культурных и этических норм поведения. Одним из основных элементов становится процесс усвоения гендерных стереотипов, присущих обществу, к которому данный индивид принадлежит. [3, 4]

Каждое общество, коллектив, группа людей отмечает значимые черты, которые должны быть свойственны представителям женского и мужского пола. Существующие в рамках определенной социальной общности гендерные стереотипы имеют склонность модифицироваться в соответствии с переменами и изменениями, происходящими в определенном социуме. Гендерные стереотипы наиболее остро воздействуют на процесс взаимодействия между людьми. К людям предъявляются разнообразные требования, но всегда присутствует разграничивание в отношении к женщинам и мужчинам.

Необходимость изучения проблемы влияния гендерных стереотипов в образовательной среде остро встает в современном мире, по причине того, что система образования должна осуществлять адекватное обучение детей, в соответствии с индивидуальными особенностями и гендерной (половой) принадлежностью.

Педагоги не всегда осознают, что успех обучения и воспитания детей во многом определяется тем, насколько учителя принимают во внимание индивидуальные различия детей, в том числе особенности и различия в зависимости от их половой принадлежности.

Гендерные стереотипы учителей различны по отношению к детям разных гендеров. К девочкам предъявляется больше педагогических требований, чем к мальчикам, и эти требования существенно отличаются. Также стереотипы учителей противоречивы. К девочкам предъявляется больший объем требований. Как показывают исследования, учителя воспитывают разных мальчиков и девочек, не подозревая, что не все из них демонстрируют стереотипные качества своего гендера. Девочки могут быть маскулинными, а мальчики – фемининными. Таким образом, гендерные стереотипы учителей можно назвать консервативными и традиционными, тогда как школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов.[4]

Согласно традиционному представлению о гендерных ролях, мужчину необходимо готовить к активной деятельности за пределами семейного круга, карьерным достижениям и агрессивному самоутверждению. Женщина предназначена главным образом для заботы о семье и муже, а в определенных случаях — для самопожертвования во имя семьи. Образование, таким образом, не только не является классово-нейтральным, оно не является и гендерно-нейтральным. Феминистки оценили школьные структуры как ориентированные на мальчиков и враждебные девочкам. [1]

В образовательном процессе одну из главных ролей играют требования, предъявляемые учителями к учащимся. При этом педагоги разделяют все требования на те, которые под силу выполнить только девочкам и те, что более легко смогут выполнить только мальчики. Такое разделение всех учащихся по гендерному признаку заставляет некоторых детей думать, что учителя к ним несправедливы, т.к., порой, качества и черты характера, присущие девочкам, обнаруживаются у детей мужского пола и наоборот.

Актуальность проблемы гендерной стереотипности во взаимоотношениях людей, а также в образовательной среде наиболее остро встает в современном мире, по причине того, что по своему назначению система образования должна осуществлять адекватное обучение детей, в соответствие с особенностями их гендерной принадлежности.

Целью нашего исследования было изучение особенностей гендерных стереотипов у учителей с различным педагогическим стажем. В исследовании приняли участие учителя государственных общеобразовательных школ города Москвы и Московской области в количестве 60 человек. Все респонденты являются представителями женского пола в возрасте от 20 до 47 лет, со стажем работы, варьирующимся от нескольких месяцев до 29 лет.

С целью выявления у испытуемых гендерного типа и гендерных установок был использован модифицированный опросник С. Бем «Тест гендерных различий». Данная методика представляет собой набор из 22-х личностных качеств, наличие которых необходимо оценить по 4-хбалльной шкале у тех людей, которые предусматривались вопросом. В нашей работе рассматривались варианты степени выраженности качеств в следующих категориях: «Я реальное», «Я идеальное», «Учитель для девочек», «Учитель для мальчиков», «Ученик-мальчик», «Ученица-девочка». При этом качества самой методикой подразделяются на нейтральные, фемининные (то есть, присущие женщинам в большей степени) и маскулинные (присущие в большей степени мужчинам). По сумме баллов тип получившегося образа может быть отнесен к фемининному (при выраженном преобладании баллов по фемининным качествам над маскулинными), маскулинным (при выраженном преобладании маскулинных качеств), андрогинным (в случае, если существенного различия в суммах баллов между фемининными качествами и маскулинными нет) и неопределившемуся (если нет существенного различия в суммах баллов, но и сами суммы баллов невелики).

Для проведения сравнительного анализа все респонденты были разделены на 2 категории в зависимости от педагогического стажа: «0-5 лет» и «10-более 20 лет».

У педагогов обеих групп представления о себе-реальном преимущественно фемининные, при этом уровень фемининности выше у учителей с меньшим стажем работы. Средние значения по группе педагогов с большим стажем работы следующие: «Ф»=18,7, «М»=16,3, а у педагогов с меньшим стажем «Ф»=19,4, «М»=15,8. В категории «Я идеальное» было обнаружено иное соотношение: исходя из показателей в подкатегориях «фемининность» и «маскулинность» у педагогов со стажем 0-5 лет «Ф»=19,2 балла/ «М»=20,2 б., и у педагогов с большим стажем – «Ф»=19,2 б./ «М»=19,4 б. Эти результаты указывают на преобладание «андрогинии», то есть типа, который сочетает в себе довольно высокие показатели как маскулинного, так и фемининного типов.

В категории «Учитель для девочек» педагоги выделили наиболее приемлемый тип психологического пола - андрогинный, с некоторым преобладанием фемининности над маскулинностью. В категории «Учитель для мальчиков» на достаточно высоком уровне находятся показатели по шкале «маскулинность», указывающие на то, что учитель, работающий с мальчиками должен быть маскулинен.

По категории «Ученик-мальчик» наибольшее количество баллов соответствует подкатегории маскулинность: у педагогов со стажем 0-5 лет средний балл равен 20,8, а у педагогов со стажем более 10 лет - 19. В категории «Ученик-девочка» наибольшее количество баллов отнесено к подкатегории фемининность: у педагогов со стажем 0-5 лет – 21, а у педагогов со стажем более 10 лет – 19,8. Это свидетельствует о том, что в представлении учителей мальчики маскулинны, а девочки фемининны, т.е. их поведение и особенности личности должны соответствовать особенностям их как представителей определенного пола. Можно говорить об общепринятом и традиционном отношении к учащимся, как к мальчикам, так и к девочкам. Полученные нами результаты позволяют также указать качества, значимые для учителей в учениках разного пола. Для девочек такими качествами являются: ответственность, опрятность, здравомыслие, любезность, ласковость, самостоятельность, доброжелательность, нежность. Для мальчиков – проворность, крепость, отважность, самостоятельность, решительность, воля. То есть, у девочек преобладают фемининные и нейтральные качества, у мальчиков – маскулинные и нейтральные качества.

По этим данным педагоги воспринимают учащихся разного пола согласно традициям, как носителей мужских и женских характеристик, принятых в данном социуме.

В исследовании также применялась проективная методика «Незаконченные предложения», с помощью которой изучалось отношение учителей к таким категориям как «ученик», «ученик-мальчик» и «ученик-девочка». Методика заключается в том, что респондентам предлагаются начала предложений, которые им следует закончить по своему усмотрению. В нашем случае, предложения звучали следующим образом: «В учениках я ценю…», «В учениках мне не нравится…», «В девочках я ценю…», «В девочках мне не нравится…», «В мальчиках я ценю…», «В мальчиках мне не нравится…». Обработка полученных данных производилась методом контент-анализа. Подсчитывался процент респондентов, выделивших ту или иную категорию ответов.

Все высказывания были разделены на 3 группы: качества, необходимые для успешного овладения учебным материалом, фемининные и маскулинные. Наибольший процент позитивных высказываний у педагогов с разным уровнем стажа в категории ученики соответствует качествам, способствующим наиболее успешному овладению учебным материалом: 0-5 лет– 96%, более 10лет – 91%, что свидетельствует о схожих требованиях, предъявляемых учителями разного стажа к ученикам. Общие качества, которые желательно, чтобы были в наличии у учащихся разных гендеров, достаточно многочисленны. К ним относятся организованность, дисциплинированность, воспитанность, самостоятельность, желание учиться, и др.

При описании учеников-мальчиков и учеников-девочек картина несколько изменилась. Требования, предъявляемые учителями с маленьким стажем к мальчикам, относятся к качествам маскулинности (85%), а к девочкам - фемининности (65%), тогда как у педагогов с большим опытом работы, требования, независимо от половой принадлежности, относятся к сфере качеств, необходимых для освоения учебных предметов: мальчики – 88,2%, девочки – 88,2%. Отрицательные высказывания учителей указывает на аналогичную картину. Учителя со стажем 0-5 лет и педагоги с большим стажем отвергают в учениках преимущественно качества, оказывающие отрицательное воздействие на возможность успешного овладения учебным материалом (0-5 лет – 65%, более 10лет – 91%). Среди отвергаемых качеств можно выделить следующие: безответственность, лень, недисциплинированность, несамостоятельность.

При описании «мальчиков» и «девочек» педагоги со стажем 0-5 лет, характеризуют детей как представителей определенного пола, выделяя преимущественно маскулинные качества у мальчиков - 62% (трусость, необоснованное применение силы, агрессивность), и фемининные качества у девочек – 46% (капризность, болтливость). Учителя со стажем более 10 лет меньше разделяют детей по половому признаку, и соответственно, относятся к ним как к «ученикам».

Содержание позитивных и негативных высказываний о детях разных гендеров различается. При этом было выявлено, что особенности данных высказываний указывают на определенные стереотипы учителей в отношении к детям: негативные качества девочек относятся, в основном, к области взаимоотношений с людьми – «капризные», «болтливые», а у мальчиков к сфере деятельности – «ленивые», «несамостоятельные». Особенности позитивных высказываний о девочках заметно шире, чем высказываний о мальчиках. Среди высказываний о девочках можно подчеркнуть следующие качества, указывающие на отношение к внешности – опрятность, женственность; отношение к деятельностной сфере – дисциплинированность, организованность, воспитанность, терпимость; отношение к окружающим – доброжелательность, умение улаживать конфликты, тактичность и понимание. К мальчикам предъявляются требования, соответствующие модели поведения мужского типа, не приемлющие проявления женских качеств.

Таким образом, в нашем исследовании было показано наличие у педагогов традиционных стереотипов восприятия и оценки учеников, мальчиков и девочек. При этом более выраженные традиционные стереотипы наблюдаются у педагогов с меньшим педагогическим стажем. Можно предположить, что молодые учителя обучают и воспитывают мальчиков и девочек в соответствии со стереотипами, свойственными общественному сознанию в отношении к ним, как к будущим мужчинам и женщинам.

Так как гендерные установки педагогов оказывают влияние как на воспитание, так и на обучение детей, мы считаем, что педагогу необходимо рефлексировать у себя наличие такого вида установок, чтобы оптимально строить взаимодействие с учащимися. Задача психологов в данном контексте помочь педагогам осознать собственный гендерный тип, гендерные установки и предпочтения, для того чтобы грамотно использовать их в своей педагогической деятельности.

Литература:

  1. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов/Под ред. И.В. Костиковой. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 235 с.
  2. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория//Женщина. Гендер. Культура. – М., 1999.
  3. Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
  4. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2006.