В добрый путь! Работа с родителями детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Методические рекомендации для психолога

Тип: статья
Версия для печати
Методические рекомендации для практических психологов, которые работают с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к дошкольному учреждению

В добрый путь!

Работа с родителями детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение.

Методические рекомендации для психолога.

Работая с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации, неоднократно приходится задаваться вопросом: как сделать этот сложный процесс менее травматичным, более продуктивным?

Мы говорим о периоде адаптации, понимая при этом, что адаптировать нужно не только маленьких, но и взрослых людей. Поэтому задача психолога и педагогов является комплексной и отнюдь непростой.

Попробуем ответить на вопрос: кто же адаптируется в большей степени – ребёнок или родители?…

Практика показывает, что очень часто одной из причин успешной адаптации малыша к новым условиям является готовность родителей осознанно совершить этот шаг – отдать ребёнка в ясли или детский сад. Но далеко не всегда эта готовность сформирована даже у зрелых родителей. Поэтому параллельно с адаптацией ребёнка необходимо помогать и родителям пройти этот кризисный временной промежуток.

Из опыта работы продуктивным является следующий алгоритм:

  • первичная общая встреча с родителями вновь поступающих детей;
  • вторичная индивидуальная встреча с родителями (одним из них);
  • ежедневное наблюдение вновь поступивших детей и фиксация наблюдений;
  • ежедневное общение-консультирование воспитателей ясельной группы;
  • организация информационного «круглого стола» для родителей вновь поступивших детей;
  • через 3-4 недели очередная индивидуальная встреча с родителями для обмена информацией и получения обратной связи.

Рекомендации для использования в работе:

Примерный план первичной общей встречи с родителями вновь поступающих детей:

1. Знакомство с родителями

Психолог представляется, рассказывает о том, что в период адаптации ведёт сопровождение вновь поступивших детей в группе совместно с воспитателями.

2. Определение адаптации.

Предлагается вопрос для родителей, как они понимают, что означает «адаптация».

Объяснение: адаптация – это процесс приспособления к новым условиям (пример: взрослый человек меняет работу - ему нужно привыкнуть к новым условиям, к сослуживцам, кабинету и т.д.). Это сложно и взрослым людям, а для малышей это первые серьёзные перемены, когда вокруг всё новое. Это может напугать, настораживает. Поэтому необходимо помочь детям адаптироваться. Как это сделать?

3. Родителям даётся объяснение о том, что необходимо знать особенности поведения детей в первые дни посещения яслей.

Наиболее трудными могут быть второй, третий, четвёртый дни посещения ДОУ (в первый день детям помогает эффект новизны). Возможные реакции: плач, нежелание сходить с рук у мамы, отказ идти в группу и т.д.

Отношение родителей должно быть понимающее.

Позиция родителей: с ребёнком всё в порядке. Это адаптация.

Поведение родителей: уверенное последовательное выполнение необходимых действий. (Раз ребёнок уже приведён – нужно оставить его хотя бы ненадолго).

Отдельный случай – если ребёнок кричит несколько дней подряд, не может успокоиться и есть другие симптомы (температура, рвота, судорожные движения) – может быть родители поторопились отдать его в ясли.

Трудными также являются понедельники (после выходных), возможно, в течение нескольких месяцев.

Отношение родителей: понимание.

Помощь родителей:

  • Психолог предлагает использовать на выходных игру с использованием «фотоальбома». (Фото домашние + фото ГДОУ, воспитателей, детей, совмещённые в одном альбоме).
  • «Родители рисуют. Дорога нашего дня». Родители вместе с ребёнком на листе бумаги изображают «маршрут» дня: подъём, завтрак, выход из дома, дорожка к детскому саду, здание сада, где можно изобразить воспитателя и детей, смотрящих из окна и ждущих прихода ребёнка, дорога от сада, по которой мама идёт на работу, потом по этой же дороге мама возвращается за ребёнком, они вместе из садика возвращаются домой. На рисунке нужно изобразить дом, в котором живёт семья и здание детского сада. Кроме того, нужны минимум две передвижные фигурки: ребёнок и мама (может быть папа, бабушка и т.д.). Эти фигурки и путешествуют по указанному маршруту. Все действия нужно обязательно сопровождать словесными комментариями, желательно использовать художественное слово, например, при подъёме: «Дома рано мы встаём – умываться мы пойдём!». При рисовании можно использовать условные обозначения, но с условием, чтобы они были понятны ребёнку.

Цель игры состоит в том, чтобы ребёнок понял, что после детского сада за ним обязательно придут родители, и они вместе отправятся домой.

4. Родители предупреждаются о возможности психосоматических расстройств. Им следует объяснить связь между эмоциональным состоянием ребёнка и физиологией. Рассказать о возможных психосоматических реакциях (возможны рвота, кашель, потеря аппетита, ситуативное повышение температуры).

Отношение родителей: спокойное, внимательное наблюдение за ребёнком. Отсутствие аффектов.

Действия: в любом случае – после предварительного наблюдения – обращение к терапевту.

Психосоматические симптомы чаще всего исчезают, когда ребёнок оказывается дома (получает желаемое).

ОРВИ не зависит от местонахождения.

5. Родителям предлагается рассказ о необходимости соблюдения определённого режима дома, чтобы он соответствовал режиму ДОУ.

6. Родителям предлагается литература, которая может помочь выстроить отношения с ребёнком в период адаптации.

7. Родителям предлагается посетить индивидуальные консультации у психолога и при этом узнавать информацию о результатах наблюдения за состоянием ребёнка в яслях.

Рекомендации по проведению индивидуальной консультации для родителей:

Специалисту, вступая в беседу с родителями, важно учитывать то, что они переживают сильный стресс, поэтому крайне впечатлительны.

1. Необходимо объяснить, что их страхи и сомнения естественны, но для благополучного протекания адаптации нужно объяснить механизм взаимосвязи эмоционального состояния мамы и ребёнка. Мама должна знать о том, что её малыш неосознанно идентифицирует своё эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием матери, следовательно, чем более тревожна мама, тем больше вероятность сложного протекания периода адаптации у ребёнка. Поэтому родителям объясняются некоторые приёмы саморегуляции: использование дыхательных упражнений, прослушивание определённых музыкальных произведений или включение их в качестве фона в повседневной жизни, использование аффирмаций (позитивных утверждений), направленных на снижение уровня тревоги и постепенное самоуспокоение.

Часто подобные занятия родителей благоприятно сказываются на душевном состоянии детей, и наблюдается снижение у них тревоги.

2. Некоторые родители настолько сильно привязаны к своим малышам что, отдав ребёнка в ясли, они испытывают сильнейшее чувство вины, словно они бросили своего ребёнка. Конечно, объективно это совсем не так, но чувства родителей порой бывают иррациональны. Важно не подавить, а снизить уровень этой вины, делая упор на то, что в подобных обстоятельствах родители, чувствующие себя виноватыми, не смогут адекватно реагировать на малыша: или они станут излишне заботливыми, стараясь загладить несуществующую вину, или будут чувствовать раздражение или агрессию, что может являться компенсацией чувства вины. В этом случае нужно предложить маме, папе или бабушке аффирмации определённого содержания, которые снизят уровень вины, а также предложить релаксационные упражнения.

3. Иногда поступление ребёнка в ясли сопровождается желанием родителей вернуть его домой, отступиться от задуманного. Для них может быть предложена следующая сказка.

Чтение сказки Д.Соколова «Чайка Долли»

Жила-была чайка Долли. Она свила уютное гнёздышко и села в него высиживать четыре белых яйца. Она была очень заботливой и ответственной, только иногда вылетала из гнезда на море попить и схватить пару рыбок – и сразу спешила назад к своим ненаглядным продолговатым крошкам.

И вот однажды, возвратившись в гнездо, она увидела, что одно яйцо разбито. Пух и трава раскиданы, а половинки скорлупы лежали совсем не там, где должно было лежать четвёртое яйцо.

-О, ужас! – воскликнула чайка Долли.

И тут вдруг кто-то как закричит!

Эй! – воскликнула чайка, - Ты кто?

У её ног сидело маленькое жуткое существо: мокрое, взъерошенное и ужасно неуклюжее. Рот у него был растянут в глупой улыбке. Но постепенно оно собралось, нахмурилось и задумалось.

-Не очень знаю, - сказало Оно. - А ты кто?

-Хозяйка этого гнезда. Яйцо ты разбил? – спросила грозно чайка.

Существо посмотрело на остатки скорлупы, снова растянуло рот в улыбке.

-Да! – объявило маленькое чучело. – Я.

-Негодяй! – рассвирепела чайка. – Ты зачем детёныша моего разбил?! Сейчас позову других чаек. Судить тебя будем!

-Так я оттуда же, - залепетало чучело. – Я сам оттуда, и оно само…

-Как само?

-Я там внутри сидел, - расплакался, наконец, пришелец.

-Так ты мой детёныш! – всплеснула крыльями чайка.

Расцеловав и причесав своего птенца, Долли задумалась.

-Мой детёныш, - объявила она, - тебе нельзя тут так сидеть. Ты ещё слишком маленький. Ну-ка, полезай в яйцо.

-Зачем? – спросила крошка.

-Тут и объяснять нечего. Ты ещё недоразвился, чтобы на воздухе гулять.

Конечно, в разбитую скорлупу она его не запихнула, но худо-бедно посадила в одну половинку, прикрыла другой и села сверху.

-Удобно? – спросила Долли.

-М-м-м, - донеслось снизу. – Так себе. Долго мне ещё так?

-Пока не вырастешь. Сиди, мой хороший. Не высовывайся.

Так прошёл час. Долли задремала. А птенец постучал в соседнее яйцо и зашептал:

-Первый, первый, я – четвёртый, просыпайся.

-А я не сплю. Как дела на улице?

-Плохи дела. Никакого ходу. Отругали и назад запихнули. А там море… Такое классное. Вот бы туда слетать!

-Слушай, я тоже хочу, - заволновался первый.

-И я! И я! – запищали второй и третий.

-Дети, что вы там? – вдруг проснулась чайка.

-А мы уже не дети! – закричали все четверо.

Раз! – и вылупились!

4. Мотивация. Отдавая ребёнка в ясли, родители должны чётко осознавать, по какой причине они это делают. Такое решение может быть связано с необходимостью выходить на работу, с желанием дать ребёнку быстрее освоиться среди сверстников, а могут быть и другие причины. Родители, порой желая ребёнку добра, начинают руководствоваться исключительно аффективными порывами, которые далеко не всегда соотносятся с реальной оценкой происходящих событий.

Успешность протекания адаптационного периода у ребёнка находится в тесной взаимосвязи с адаптацией родителей к новым условиям жизни – первым длительным расставанием с малышом. При условии сознательного отношения родителями к этому важнейшему этапу жизни, при желании сделать этот период менее болезненным и сложным, они внимательно отслеживают собственные переживания и мотивации, осознавая таким образом, что именно нужно изменить.

И психологи, в свою очередь, относясь к адаптации как к процессу, в который эмоционально вовлечены и ребёнок, и его родители, учитывая механизм проекции эмоций взрослых на малыша, могут подобрать и порекомендовать грамотные способы взаимодействия с ребёнком.

Список использованной литературы

  1. Винникот Д.В. Разговор с родителями. Независимая фирма «Класс», 1994. – 112с.
  2. Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). М.: Линка-Пресс, 1999. – 69с.
  3. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 555с. 4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: УРАО, 1999. – 175с.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
  5. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. – 153с.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Проблемы маленького ребёнка. СПб. Речь, 2002. – 181с.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. Период раннего детства. СПб.: Речь, 2002. – 176с.
  8. Сатир Вирджиния. Вы и ваша семья. Перевод с английского. М.: Апрель, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 320с.
  9. Севостьянова Е.О. Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. М.: Сфера, 2005. – 128с.

Смотрите также:

Статьи