Реализация нового образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова
|
В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, поликультурность, динамичность и изменчивость условий, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой культуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.
Опираясь на знания о ребенке, полученные специалистами в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики, Леонид Владимирович Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних (среда, воспитание, обучение) и внутренних (индивидуальных качеств ребенка) факторов, который следует за обучением. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, с одной стороны, и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам - с другой. Развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Мы имеем в виду следующие требования:
- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их реализации на практике.
Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослым, так и с ровесником.
Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие дефиниции, характеризующие систему Л.В. Занкова и ФГОС НОО 2009 года:
- цель образования - развитие личности;
- понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;
- понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
По этой причине частные изменения, внесенные в предлагаемые ниже программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте. Итак, при доработке программ и УМК авторы учитывали:
- базовые положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;
- психолого-педагогические основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова;
- научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся.
Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова является понятие целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.
Многолетний опыт показал, что открытые Л.В. Занковым и его сотрудниками в ходе широкого эксперимента дидактические принципы и типические свойства методической системы, присущие всем учебным предметам, на уровне реального процесса обучения создают условия для целостного развития ребенка.
Представленная целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Поясним сказанное. Как говорилось выше, ведущим для развивающего обучения является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне. Реализация этого положения в системе Л.В. Занкова осуществляется следующим образом. Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических, теоретических и практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях), что, в свою очередь, создает условия для реализации дидактического принципа обучение на высоком уровне трудности. Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа осознания процесса учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, обсуждение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание - незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются разные меры помощи: от намекающей, ориентировочной до прямой. Оперирование связями обеспечивает разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их обобщение, что и придает обучению быстрый темп: «Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием, - пишет Л.В. Занков, - создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления добываемых сведений, поскольку они включаются в широко разветвленную систему».
Таким образом, психолого-педагогическая система Л.В. Занкова может служить технологической составляющей образования, определяющей пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) развития обучающихся: духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и предметных действий.
Остановимся более подробно на особенностях отбора и структурирования содержания учебных курсов.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие современного образования, философы называют процесс глобализации. Сегодняшняя реальность требует от человека умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность в контексте различных связей. Такое видение можно развить, опираясь, в частности, на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметного, межпредметного и внутрипредметного.
Интеграция учебных курсов позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л.В. Занкова - представить обучающимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Кроме того, интегрированные курсы в наибольшей степени соответствуют и особенностям современного информационного потока, не членящегося на отдельные области знания, и возрастным особенностям младших школьников, которым свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления.
Например, курс «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) построен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о Земле, ее природе, общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии. Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем эти связи обогащаются связями между объектами живой природы и объектами живой и неживой природы, а затем они изучают особенности жизни человека в различных природных условиях, формирование его взглядов, идей в разное историческое время.
Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами. В курсе математики сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. Знания о музыке, о ее истории, выдающихся композиторах и исполнителях интегрируются со знаниями по музыкально-театральному искусству, литературе, изобразительному искусству и т.д.
При интегрированном подходе к структурированию содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. При таком широком поле возможностей нишу для развития найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный, и нуждающийся в педагогической поддержке.
Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и то же учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и/или словесных (и иных) образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов и т.п.
Разнообразие представления учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое); разные типы восприятия и переработки информации - аудиальный, визуальный и кинестетический, а в целом создает предпосылки для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний. Один и тот же объект (явление) рассматривается с возможно большего числа сторон, знание о нем естественным образом закрепляется в сознании ребенка благодаря включению его во все большее количество взаимосвязей как с другим учебным материалом, так и с личным опытом школьника. Знание становится ценностным, приобретает личную значимость и практический смысл. Это дает возможность каждому школьнику проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.
Кроме того, вариативны способы приобретения знания - каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы…
Интерпретируемое знание, поиск способа решения учебной проблемы рождают эмоциональное переживание, которое также наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний.
Интеграция учебных курсов создает таким образом и предпосылки для духовно-нравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, в системе заданий, в организации содержательного общения детей на уроке, в стимулировании продуктивной внеурочной деятельности и в создании атмосферы, в которой протекает жизнь ребенка в школе. Задачи духовно-нравственного развития решаются в теснейшей взаимозависимости с развитием у обучающихся их личностных качеств, метапредметных и предметных действий.
Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным условием для его продуктивной деятельности и одним из показателей здоровьесберегающего характера обучения. Это его качество обеспечивается здоровьесберегающим потенциалом представленных ниже учебных программ, разработанной на их основе системы учебников в целом и каждого учебника в отдельности, и воплощается:
- в разнообразии форм и сущности заданий;
- единстве требований к учащимся и результатам их деятельности с учетом возможностей каждого, его индивидуального темпа развития;
- общей стилистике представления учебных проблем и формулировок заданий; близкой по смыслу рубрикации;
- в высоком санитарном, техническом и художественном качестве учебной литературы.
Кроме того, учебные программы предусматривают содержание, специально направленное на понимание необходимости бережного отношения человека к своему здоровью, грамотную организацию жизнедеятельности, внимание к экологическим проблемам и т.д.
Ориентация при разработке предметных линий на глобальные процессы, происходящие в мире и России, на психологические и физиологические особенности младших школьников является решающим фактором при достижении планируемых образовательных результатов каждым ребенком, для продвижения в развитии одаренных детей и детей, требующих специально организованной коррекционной работы. Кроме того, требования к освоению представленных ниже программ предусматривают два уровня: «обучающийся научится» и «обучающийся получит возможность научиться». Это предполагает, с одной стороны, гарантированность достижения описанных результатов всеми учащимися, а с другой стороны - возможность обеспечения потребностей учащихся, имеющих более высокий образовательный потенциал. Полнота изучаемого материала в рамках основной образовательной программы начального общего образования может быть скорректирована в зависимости от конкретных условий образовательных учреждений. Два уровня освоения учебной программы позволяет также учителю на этапе составления рабочей программы учебного курса выбрать необходимый и оптимальный для класса и для каждого обучающегося уровень трудности материала. Отметим еще раз, что методически данная структура программ поддержана всем аппаратом учебников и логикой содержания, а также описанным выше подходом к системе заданий.
В обсуждаемом смысле чрезвычайное значение приобретает своевременное выявление детей, имеющих разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого ребенка. С этой целью разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ, которая состоит из работ, оценивающих:
- мониторинг сформированности УУД на момент начала обучения и до конца 4-го класса;
- изучение предметных достижений (проверочные и контрольные работы по изученным темам, рубежные работы по полугодиям – обеспечены Сборникам контрольных и проверочных работ; задания «Проверь себя» в учебниках и рабочих тетрадях; интегрированные проверочные работы в конце 1-4 классов).
Статьи
- О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе
Вопросы психологии, 2002, №6. - Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников
Вопросы психологии №5. 1998 Стр.69-8 - Предпосылки личностного роста в развивающем образовании
Вопросы психологии, 2005, №4.