Стандартизация российского дошкольного образования: проблемы и перспективы

Copyright: © Дошкольное образование, ИСИО РАО
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

- безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса;
- повышения качества образования;
- экономии все видов ресурсов;
- единства измерения результатов образовательного процесса.

Это инструмент, дающий возможность оптимального упорядочения характеристик системы для наиболее эффективного решения внутри- и внесистемных задач. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.

В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), представляющие собой совокупность трех групп требований:

- к структуре основных образовательных программ,
- к условиям реализации основных образовательных программ;
- к результатам освоения основных образовательных программ.

При этом системообразующим компонентом конструкции ФГОС выступают требования к результатам освоения основных образовательных программ, потому что именно результаты образования, во-первых, представляют собой развернутое описание достигнутых целей образовательной деятельности, а во-вторых, являются главным предметом полилога между личностью, обществом и государством.

Процесс стандартизации частично коснулся и системы дошкольного образования Российской Федерации. С 1 декабря 2007 г в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 01.12.2007 № 308-ФЗ для системы дошкольного образования установлены федеральные государственные требования к структуреосновной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Очевидно, «выпадение» третьей группы требований – требований крезультатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Неполнота процесса стандартизации современного дошкольного образования России порождает ряд социально-экономических и политических рисков. Назовем два наиболее существенных из них.

Риск первый – затруднение реализации государственной политики в сфере образования.

Главная задача государственной образовательной политики Российской Федерации - обеспечение современного качества образования. Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее конечного состояния с состоянием необходимым, или планируемым результатом. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

Риск второй – препятствие в обеспечении преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Обе системы «не знают», каким может быть ребенок, освоивший основную образовательную программу дошкольного образования, и в чем его отличие от ребенка того же возраста, не освоившего указанную программу. Подобное незнание порождает в том числе:

- субъективный подход к приему детей в первый класс со стороны общеобразовательных учреждений: по собственным критериям, зачастую ориентированным на интенсификацию процесса обучения в начальной школе;
- ориентацию дошкольных образовательных учреждений на выполнение социального заказа учителей и родителей по подготовке ребенка к школе с превалированием познавательного компонента развития, в ущерб достижению физической и психологической готовности к школе.

Между тем, определение результатов дошкольного образования и, соответственно, установление полноценного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования России:

1) принципиально возможно, так как:

- фундаментальные исследования отечественных педагогов и психологов прошлого столетия в области дошкольного детства (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.) сформировали необходимую теоретико-методологическую основу;
- в системе дошкольного образования России накоплен определенный опыт научной и практической работы в данном направлении;
- в некоторых зарубежных системах дошкольного образования действуют утвержденные государственные стандарты дошкольного образования (например, Республика Белорусь, Республика Казахстан).

2) необходимо в интересах общества, семьи и государства России, а также в целях развития дошкольного образования как образовательной системы, преемственной с другими образовательными системами РФ, в первую очередь, начальным общим образованием.


Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны стать следующие:

  • обеспечения права на качественное дошкольное образование.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

  • сохранения единого образовательного пространствав условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, использование образовательных программ по принципу «лоскутного одеяла» и т.п.), преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
  • повышения качества дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

· критериально-оценочная.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – содержательная основа процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

Определение государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования обеспечит согласование целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования для реализации единой линии развития ребенка от 3 до 11 лет.

  • оптимизации образовательных ресурсов.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов), условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

И др.

Неполнота процесса стандартизации российского дошкольного образования в настоящее время отчетливо осознается научным сообществом, практическими работниками и руководителями всех уровней управления. В качестве временной меры – до принятия ФГОС дошкольного образования - Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о включение итогового интегрального результата дошкольного образования в федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655). Указанный результат представляет собой «социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, состоящий из 9-ти интегративных качеств, которые являются адекватной характеристикой ребенка «на выходе» из дошкольного возраста.

В содержании понятия качества как философской категории можно выделить несколько моментов, важных при определении результатов освоения образовательной программы:

- качество выражает существенную определенность объекта (предмета, явления);
- качество не есть неделимая единица, какое-то отдельное свойство, это нечто целостное и системное, представляющее собой совокупность свойств объекта (предмета, явления);
- чем выше уровень организации объекта (предмета, явления), тем большим числом качеств он обладает;
- накопление количественных изменений, достигшее определенного предела, вызывает изменение качества;
- качество как философская категория имеет непосредственное отношение к процессу развития объектов (предметов, явлений).

Если перевести это на язык дошкольного образования, можно сформулировать следующие положения:

- качества как результаты освоения образовательной программы определяются в той же логике, что и цель, и содержание дошкольного образования (наличие признаков целостности, системности, интегративности);
- обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (например, как к набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций);
- если в процессе дошкольного образования мы делаем акцент на развитие (а не обучение) детей, то результатом любого развития является достижение нового качественного состояния; ребенок в возрасте 7-и лет, если правильно организовано его развитие, действительно, переходит в новое качественное состояние, существенно отличающее его от самого себя в возрасте от 3 до 7 лет;
- сформированные качества ребенка – это, в большинстве случаев, результат всего периода дошкольного образования, но каждое качество, являя собойсовокупность признаков, свойств, позволяет нам на протяжении всего периода от 3 до 7 формировать его отдельные составляющие – то есть некие промежуточные (не интегративные) результаты.

Таким образом, качество понимается нами как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Понятие «портрет» нередко употребляется в современной научной, научно-методической и практической литературе в словосочетании «психолого-педагогический портрет». Для нас принципиально употребление слова «социальный» применительно к целевому ориентиру и итоговому результату дошкольного образования, потому что и цель, и итоговый результат дошкольного образования не могут являться сугубо внутрисистемными (психолого-педагогическими, образовательными) категориями. Образование – одна из социальных систем российского общества и государства. Оно должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей и запросов и общества, и государства, и личности отдельного человека (в дошкольном возрасте – семьи). Соответственно, и результат образования должен отражать согласованныеинтересы и потребности семьи, общества, государства.

«Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования, был разработан специалистами Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», «Российский государственный университет им. А.И.Герцена», «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина», ФГУ Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. Разработанный материал в полном объеме был включен в нормативный правовой документ Министерства образования и науки РФ - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Ребенок в возрасте 7 лет, освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый.Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:
о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях;
о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты);
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Необходимо отметить также, что в настоящее время органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации осуществляется работа над новым законопроектом России «Об образовании», одним из положений которого является установление полноценного ФГОС дошкольного образования, состоящего из трех групп требований. Данное обстоятельство позволит в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски: граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации), но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Смотрите также:

Статьи