Индивидуальные различия в способностях к обучению
|
В мире нет одинаковых людей, мы все отличаемся друг от друга не только внешне, но и по особенностям поведения, обучения, мышления, мотивации.
Следует заметить, что решение практических задач во всех сферах человеческой деятельности вряд ли вообще возможно без учета индивидуально-психологических различий, поскольку реализация любых психологических закономерностей (в том числе и тех закономерностей, которые выявляются в процессе обучения) осуществляется только в индивидуальных проявлениях у каждого ребенка. Это делает очевидным значение исследования индивидуальных различий для всех фундаментальных проблем обучения. Каждый человек имеет уникальный генетический профиль, в свою очередь формирующий индивидуально-психологические особенности. Индивидуальный генетический профиль включает уникальные последовательность ДНК-кода и паттерн экспрессии генов, а также неповторимый вариант генотип-средового взаимодействия. Геном человека состоит из трех миллиардов пар нуклеотидов, из которых лишь 2% -гены. Размер генома и набор генов у всех людей практически одинаковы. Однако в геноме человека много участков, различающихся одним нуклеотидом, примерно каждая тысячная буква в генетическом тексте. Это разнообразие в ДНК вносит вклад в наблюдаемые индивидуальные различия между людьми. В настоящее время во многих научных центрах проводят молекулярно-генетические исследования, направленные на понимание роли таких геномных различий в способностях к обучению. Каждый из миллионов полиморфизмов (вариантов) в геноме человека может вносить свой вклад в индивидуальные различия определенного психологического признака. Кроме того, каждый полиморфизм может вносить небольшой вклад в большое количество психологических признаков. Этот факт заметно усложняет исследование взаимосвязей между генами и индивидуально-психологическими особенностями, но современные методы и технологии делают эту задачу выполнимой.
В основе многообразия поведения человека лежит взаимодействие двух основных факторов - генетики и среды. Анализу этого взаимодействия и посвящены исследования единственной в России лаборатории возрастной психогенетики. Лаборатория возрастной психогенетики (первоначальное название - Лаборатория генетической психофизиологии) была создана в декабре 1972 года. С 1972 по 1993 год лабораторию возглавляла И.Равич-Щербо (с 1993 года по настоящее время лабораторию возглавляет членкор РАО, доктор психологических наук, профессор Сергей Малых. - Прим. ред.).
Долгое время в психологии преобладали теории о том, что из человека можно слепить все что угодно. Джон Локк в своей книге «Опыт о человеческом разумении» приводит метафору разума как чистого листа бумаги, на котором опыт своей рукой записывает знания. Такой же подход исповедуют бихевиористы. Девизом этого подхода стало знаменитое утверждение Джона Уотсона «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии - врачом, адвокатом, художником, торговцем и даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей». Бесспорно, социальное влияние работ Уотсона огромно, особенно в том, что касается расовых и классовых различий. Если все различия между людьми определяются средой, то есть условиями их жизни, тогда, значит, именно общество порождает эти различия, а не просто отражает природную данность. Именно идеалы бихевиоризма повлияли на попытки социальных реформ, предпринятые в двадцатом веке. Эти взгляды получили поддержку в России после революции, когда была поставлена задача формирования нового человека коммунистического общества. Идея создания нового человека оказалась созвучной настроениям той бурной эпохи. Скиннер (ученик Уотсона), который значительно усложнил и развил концепцию Уотсона, добившись потрясающих результатов в области дрессировки животных, планировал перенести эти открытия на людей, создав своего рода «технологию поведения». По мнению Скиннера, гены не кодируют какой-то конкретный тип поведения, например правонарушения или алкоголизм, но предоставляют организму возможность адаптироваться к условиям среды. Среда формирует человека, поэтому понятие личной ответственности не имеет никакого смысла, заключал он. Однако результаты исследований показали, что это не совсем верно. Для большинства изученных психологических характеристик суммарный вклад генетических факторов не менее значим, чем вклад средовых факторов.
Однако характер влияния среды на индивидуальные различия оказывается довольно неожиданным. Оказалось, что изменчивость психологических характеристик в значительной степени обусловлена условиями жизни, различающимися у детей одной семьи (разные друзья, увлечения, индивидуальный жизненный опыт). Различающийся опыт приводит к различиям в поведении. Например, данные Р.Пломина и Д.Дани-элс (1987), свидетельствующие о значительном влиянии факторов индивидуально-специфической среды, с необходимостью требуют переосмысления концепций, основанных на представлении о ведущей роли общесемейной среды в формировании индивидуальности человека. Как известно, теории социализации предполагают, что в результате воздействия среды в семье совместный (разделенный) опыт делает братьев и сестер (сибсы) в семье более схожими. Однако результаты исследований в психогенетике с завидным постоянством показывают, что дети, растущие в одной семье, не разделяют общих эффективных влияний среды, наоборот, влияние индивидуального опыта у каждого из детей приводят к формированию психологических различий между сибсами. Таким образом, оказывается, что средовые влияния в целом приводят к возникновению различий между братьями и сестрами, тогда как своим сходством дети в основном обязаны общим генам. Таким образом, несмотря на одинаковые условия среды для детей одной семьи, дети почему-то оказываются очень разными.
На психологические особенности влияют не только наследственность и среда, но и взаимодействие этих двух факторов, так называемое генотип-средовое взаимодействие. Кстати, результаты близнецовых исследований никогда не свидетельствовали в пользу биологического детерминизма. Влияния среды на все особенности поведения доказываются тем, что еще ни в одном близнецовом исследовании не получено абсолютного сходства МЗ-близнецов по какой-либо измеряемой черте. Все психологические характеристики -продукт и генотипа, и среды. Среда может быть общей и индивидуальной (неразделенной). Первая включает ненаследственные факторы, которые делают родственников из одной семьи похожими между собой и непохожими на членов других семей (способы воспитания, социальный статус и культурный уровень семьи, ее доход). К индивидуальной среде относят все ненаследственные факторы, формирующие различия между родственниками. Гены не оказывают изолированного влияния, а проявляются в конкретных условиях среды (или взаимодействуют с ней) как на пренатальном, так и на постнатальном уровнях. Понятие генотип-средовых взаимодействий относится к разному проявлению разных генов в данной среде. Например, если среда предоставляет много возможностей для обучения, ребенок с высоким IQ может превзойти своих одноклассников, а ребенок со средним IQ будет меньше выделяться в классе. Понятие генотип-средового взаимодействия также относится к разному проявлению конкретного генотипа в зависимости от тех или иных событий в окружающей среде. Например, математически одаренный ребенок может проявить свои способности, если педагог подбирает ему соответствующего уровня задачи и выстраивает специальную программу обучения. Однако этот же ребенок может не достичь тех же результатов, если учебная нагрузка для него недостаточна. Несмотря на общие условия среды, даже у монозиготных (однояйцовых) близнецов нет абсолютного сходства. Почему это происходит?
Среда разнообразна и содержит много возможностей, но почему-то вы в этой среде выбираете книжки, а ваш брат предпочитает играть в футбол. Или, например, улыбчивый и общительный ребенок больше привлекает к себе позитивное внимание, чем угрюмый и молчаливый. С возрастом дети начинают все больше контролировать свою собственную среду и активно выбирают из изобилия возможностей те, что больше сочетаются с их генетическими диспозициями, тем самым различия между генотипом и средой все больше стираются. Таким образом, наследственные факторы формируют избирательность по отношению к среде, ребенок сам отбирает, на что ему реагировать, и фактически начинает сам формировать свою среду. По мнению американского психолога Сандры Скарр, предложившей этот подход, «человеческий опыт есть конструирование реальности, а не свойство физического мира, провоцирующего одни и те же впечатления у любого, кто с ним сталкивается».
В психогенетике накоплено большое количество эмпирических фактов, свидетельствующих о влиянии наследственных факторов на индивидуальные особенности психологических характеристик: интеллекта, темперамента, личностных особенностей, академической успеваемости, отдельных когнитивных способностей, когнитивных стилей.
Когнитивные характеристики относятся к наиболее изученным в генетике поведения психологическим признакам. Можно сказать, что сама генетика поведения началась с исследования когнитивных характеристик. В середине XIX века Ф.Гальтон оценил интеллект (по 18-балльной шкале) у родственников известных ученых, писателей, государственных деятелей. Результаты анализа показали, что родственники выдающихся людей, как правило, и сами были неординарными людьми, притом тем чаще, чем больше степень родства. С тех пор проведены исследования, свидетельствующие о влиянии наследственных факторов на индивидуальные особенности интеллекта, академическую успеваемость, отдельные когнитивные способности, когнитивные стили. Суммарный анализ данных почти полутора сотен работ, что в зависимости от возраста от половины до трети индивидуальных различий по интеллекту связаны с наследственностью.
Свой вклад в эти результаты внесла и наша лаборатория. Этапы пути, пройденного лабораторией, представляют собой последовательный переход от изучения природы свойств нервной системы как физиологической основы индивидуальности к анализу их соотношения с психологическими характеристиками и далее - к изучению роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможных психологических и психофизиологических характеристик человека.
В фокусе внимания лаборатории возрастной психогенетики находился широкий круг исследуемых поведенческих фенотипов(сенсомоторные реакции, темперамент, личностные характеристики, КГР, ЭЭГ, вызванные потенциалы), но особое место занимает исследование познавательной сферы человека. Результаты близнецовых, в том числе и лонгитюдных, исследований (которые проводили в лаборатории свыше десяти лет) позволили оценить соотношение наследственных и средовых факторов в развитии психологических и психофизиологических признаков.
Многолетние исследования послужили хорошей базой для разработки учебной дисциплины «Психогенетика», включенной в федеральный государственный образовательный стандарт подготовки психологов. Учебные пособия, учебники, хрестоматия, задания и упражнения, программа курса, методические рекомендации представляют собой первый в нашей стране опыт cистематического изложения психогенетической проблематики. За цикл этих работ авторский коллектив сотрудников лаборатории в 1998 году был удостоен Премии Правительства РФ.
Лаборатория стала ведущим в России научным центром в области психогенетики, в рамках которой сложилась динамично развивающаяся научная школа. В 2008 году ее деятельность была поддержана грантом Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ. Для развития ведущей научной школы «Российская школа психогенетики» в 2009 году на базе лаборатории создан научно-образовательный центр «Психогенетика», основной задачей которого стала интеграция исследований лаборатории в международную исследовательскую сеть. Деятельность НОЦ была поддержана Министерством образования и науки РФ (госконтракт №02.740.11.0376 и соглашение №8013).
В настоящее время исследования лаборатории возрастной психогенетики базируются на использовании таких методов и подходов: классический близнецовый метод, кросс-культурные стратегии, молекулярно-генетические методы, экспериментально- психологические методики и психофизиологические методы (ЭЭГ, ВП, КГС, ЧСС, МЭГ, регистрация движений глаз). Для сбора эмпирического материала в лаборатории регулярно проводят работы по адаптации и стандартизации современного психодиагностического инструментария. Анализ полученных данных осуществляется с помощью техник статистического моделирования, реализованного средствами пакетов R, OpenMx. Сотрудники лаборатории прошли обучение в ведущих мировых научных центрах: Университет Колорадо в г. Боулдер (США), Кингсколледж в Лондоне (Великобритания), Университет г. Лёвен (Бельгия).
Исследовательские проекты лаборатории получают поддержку как отечественных (РГНФ, РФФИ), так и зарубежных фондов (European Science Foundation, International Science Foundation, International Science Foundation, Royal Society). Министерство образования и науки РФ финансирует (ГК №14.740.11.0882 и соглашение №8180) совместные проекты с факультетом психологии Университета Лестера (Великобритания) и с Университетом г. Хайфы (Израиль). Сотрудники лаборатории не только участвуют в ведущих российских и международных конференциях, но и организуют научные мероприятия. Например, только за последние три года лаборатория организовала и провела симпозиумы на крупнейших психологических конференциях и конгрессах (11-й Европейский конгресс по психологии, Осло, Норвегия, 2009; 12-я ежегодная конференция Международного общества по изучению интеллекта, Кипр, 2011; V съезд Российского психологического общества, Москва, 2012 г.; конференция Американской ассоциации исследований в области образования, Ванкувер, Канада, 2012 г., 30-й Международный психологический конгресс, Кейптаун, Южная Африка, 2012 г.).
В 2011 году Психологический институт РАО совместно с Голдсмитс-колледжем Университета Лондона создал Российско-Британскую лабораторию психогенетики (со- руководители лаборатории: с российской стороны - С.Малых, с британской - Ю. Ковас). Задача Российско-Британской лаборатории психогенетики - интеграция российской психогенетики в мировую психологическую науку, использование протоколов и инструментов научных исследований, соответствующих современным мировым стандартам, создание совместных исследовательских платформ, разработка совместных и использование международных баз исследовательских данных. Соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики Ю.Ковас в 2011 году стала победителем конкурса Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах, так называемых мегагрантов. В рамках этого проекта была создана лаборатория когнитивной психологии и психогенетики в Национальном исследовательском Томском государственном университете.
За последние годы сотрудники лаборатории провели масштабные (более 800 пар близнецов) исследования когнитивных характеристик, темперамента, поведенческих и эмоциональных особенностей, личностных характеристик у детей на протяжении школьного детства. Совместно с Институтом биохимии и генетики (г. Уфа), Университетом Лестера (г. Лестер, Великобритания), Голдсмитс-колледжем и Кингс-колледжем Университета Лондона (Великобритания)проводятся исследования молекулярно-генетических основ психологических признаков, таких как эмоциональные и поведенческие особенности, когнитивные и личностные характеристики человека. Кросс- культурные исследования индивидуальных различий - еще одно новое направление, в рамках которого совместно с коллегами из Великобритании, США, Канады, Китая, Израиля и Киргизии (Голдсмитс-колледж Университета Лондона, Университет Огайо, Университет Шербрук, Пекинский университет, Университет Хайфы, Киргизско-Российский славянский университет) мы изучаем влияние культурного контекста на формирование разнообразия когнитивных способностей (в том числе и на соотношение генетических и средовых факторов в их формировании).
Однако конечная цель исследований (реализуемых совместно с нашими российскими и зарубежными партнерами) - изучение природы наблюдаемых индивидуальных различий в успешности обучения.
Как известно, развитие системы образования неразрывно связано с поиском наиболее эффективных методов обучения. Разработка новейших учебных программ, систематическое повышение квалификации учителей, изменение форм обучения - все эти факторы образовательной среды направлены на улучшение образовательных достижений всех обучающихся. Однако до настоящего времени не создано универсальных, одинаково эффективных для всех детей методов обучения - существуют значимые индивидуальные различия в успешности в обучении детей у одного учителя, в одной школе, по одной образовательной программе. Полный спектр индивидуальных различий, проявляющийся в разных уровнях способности к обучению, можно наблюдать даже в школах, считающихся образцовыми. Этот факт подчеркивает важность экспериментального изучения природы индивидуальных различий - поиска ответа на вопрос, почему в условиях относительного единообразия образовательной среды ученики отличаются друг от друга по когнитивным, личностным и мотивационным характеристикам.
Действительно, исследования показывают, что факторы образовательной среды взаимодействуют с уникальными генетическими особенностями обучающихся, что в конечном счете приводит к огромным индивидуальным различиям в способности к обучению, мотивации и достижениям в определенных предметных областях. Таким образом, наиболее эффективными будут только те образовательные программы, которые максимально учитывают индивидуально-психологические особенности каждого ученика, обусловленные взаимодействием генетических и средовых факторов. Наиболее эффективный способ понимания этого взаимодействия - изучение близнецов, обучающихся в школах. Близнецы - уникальный феномен, позволяющий исследователям оценить вклад наследственности в индивидуальные особенности психологических черт человека. Вы знаете, что есть близнецы двух типов: дизиготные (это, по сути, обычные братья и сестры) и монозиготные - это генетически идентичные братья или сестры, у которых 100% общих генов. Влияние наследственных факторов мы можем оценить, сравнивая эти два типа близнецов. Влияние генетических факторов тем выше, чем выше схожесть монозиготных близнецов (особенно у разлученных в детстве) по сравнению с дизиготными.
Для организации и координации исследований, применяющих близнецовый метод, во многих зарубежных странах созданы специальные регистры близнецов, которые собираются на протяжении нескольких десятков лет и считаются национальным достоянием. Создание близнецового регистра - это разработка уникального и универсального инструмента исследования природы индивидуальных различий не только в психологии, но и в образовании. Сейчас такой регистр создается в России совместными усилиями Лаборатории когнитивной психологии и психогенетики ТГУ и нашей лаборатории. Для исследований в области психологии и образования в 2012 году начата работа по созданию Российского школьного близнецового регистра (РШБР, http://www.protwins. ru/). Этот близнецовый регистр станет уникальным ресурсом для российских исследователей, а также источником теоретических и практических знаний для педагогов, психологов, родителей и самих учащихся. Создание близнецового регистра даст российским исследователям уникальный и универсальный инструмент исследования природы индивидуальных различий не только в психологии, но и в образовании.
Сергей МАЛЫХ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора ПИ РАО по научной работе, заведующий Лабораторией возрастной психогенетики Психологического института РАО