Авторы

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Малых Сергей Борисович
Полное имя: Малых Сергей Борисович
Ученая степень: доктор психологических наук
Версия для печати
Отправить на e-mail

Доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования, член-корреспондент Российской академии образования.

Образование:

  • отделение психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 1974-1979;
  • аспирантура Психологического института РАО, 1982-1985;
  • методология близнецовых исследований (Katholieke Universiteit Leuven, Belgium, 1989);
  • методология генетических исследований (NATO Advanced Study Institute, Katholieke Universiteit Leuven, Belgium, 1991).

Работа:

  • заместитель директора по научной работе Психологического института РАО (2002 по н/в),
  • заведующий лабораторией возрастной психогенетики (1993 по н/в),
  • проректор Московского городского психолого-педагогического университета (1996 по н/в).

Профессиональные сообщества:

Вице-президент Федерации психологов образования России, представитель РФ в Международной ассоциации школьных психологов (ISPA), член федерации психологов образования России, член Российского психологического общества, член Американской психологической ассоциации (APA), член ассоциации генетики поведения (Behavior Genetic Association), международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID), член международной организации по исследованию мозга (IBRO), член международной общества по исследованию близнецов (ISTS).

Область научных интересов:

Проблемы общей психологии, психогенетики, психофизиологии, дифференциальной психологии, служба практической психологии образования.

Исследование природы индивидуальных различий когнитивных и личностных характеристик, темперамента, поведенческих и эмоциональных нарушений, психофизиологических характеристик человека, анализ детерминант психического развития человека. Математические модели в психогенетике.

Публикации: свыше 140 работ, из них свыше 50 - за рубежом.

Монографии:

  • Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М., Эпидавр, 2004, 420 с.

Сборники:

  • Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе. Под ред. Малых С.Б., М., Sociologos, 1995, с.155-175.
  • Моделирование и анализ данных. Под ред. С.Б. Малых, Л.С. Куравского, А.Д. Яшина, С.Н.Баранова. М.: РУСАВИА, 2004, с.6-19.

Учебники и учебные пособия:

  • Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998, 744 с. (в соавт. Егорова М. С., Мешкова Т. А.).
  • Стандартизация психологических тестов: проблема формирования репрезентативной выборки. Учебно-методическое пособие. М.: МГППУ, 2003. 72 стр. (в соавт. Мешкова Т. А., Куравский Л. С.).
  • Нейронные сети в задачах прогнозирования, диагностики и анализа данных. М.: Русавиа, 2003, 100 стр. (В соавт. Куравский Л. С., Баранов С. Н.).

Главы в книгах:

  • Genotypical dependence of the Movement-Related Brain Potentials. In.: Maturation of CNS and Evoked Potentials. Gallai V. (Ed), Amsterdam, Elsevier Science Publishers, 1986, p.247-252 (with Ravich-Scherbo I.).
  • Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций. В кн. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. Равич-Щербо И. В., 1988. М.: Педагогика, 1988, с.157-179.
  • Количественные методы в генетике поведения. В кн.: Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе. Под ред. Малых С. Б. М.: Sociologos, 1995, с.4-56.

Статьи:

  • Роль генотипа и среды в формировании межиндивидуальной изменчивости потенциалов мозга, связанных с движением. Журнал высшей нервной деятельности, 1988, т.38, №6, с.1003-1009. (в соавт. с Равич-Щербо И. В.).
  • Структура фенотипической дисперсии потенциала готовности. Генетика, 1992, т.28., № 11, с.160-163. (В соавт. Кузнецова И. В.).
  • Потенциалы мозга, связанные с движением у детей 6-7 лет. Журнал высшей нервной деятельности, 1992, т.42, № 5, с.904-910. (в соавт. Кузнецова И. В., Сушко И. Н).
  • The etiology of individual differences in cognitive strategy. Journal of Russian and East European Psychology, 1993, v.31, № 3, 47-55. (with Egorova M. S., P’ynkova S. D.).
  • Детерминанты индивидуальных особенностей когнитивных характеристик и психологическая структура деятельности. Психологический журнал, 1993, т.15, № 2, с.74-84. (в соавт. Егорова М. С., Пьянкова С. Д.).
  • Природа индивидуальных различий частотных характеристик ЭЭГ детей 6-8 лет. Журнал высшей нервной деятельности, 1994, т.44, вып. 1., с.8-17. (в соавт. Гавриш Н. В.).
  • Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных ситуациях. Вопросы психологии, 1994, №6, с.80-86 (в соавт. Иванченко С. Н.).
  • Возрастная динамика потенциалов мозга связанных с движением у детей 9-12 лет. Журнал высшей нервной деятельности, 1995, т.45, № 2 с. 269-278. (в соавт. Орехова Е. В.).
  • Возрастные особенности потенциала готовности при выполнении простого произвольного движения. Физиология человека, 1997, т. 23, № 4, с.21-27. (в соавт. Орехова Е. В.).
  • Исследование генетической детерминации ЭЭГ человека. Вопросы психологии, 1997, №6, с.109-130.
  • On the application of queueing theory for analysis of twin data. Twin Research, 2000, v.2, № 3. 92-98 (with Kuravsky L. S.).
  • Биологические основы индивидуальных различий в темпераменте детей второго полугодия жизни. Сообщение 2: природа индивидуальных различий в чертах темперамента. Физиология человека, T.26, № 3, 2000, c.38-47. (в соавт.Строганова Т. А., Цетлин М. М., Малаховская Е. В.).
  • Анализ динамики средовых влияний в близнецовых исследованиях. Вопросы психологии, №6, 2001 (в соавт. Куравский Л. С.).
  • Longitudinal Genetic Analysis of Childhood IQ in 6- and 7-year-old Russian Twins. Twin Research, 2003, v.6, № 4, pp.285-291 (with Zyrinova N. M., Kuravsky L. S.).
  • Применение марковских моделей для анализа эволюции психологических характеристик в популяции. Вопросы психологии, 2003, № 4, с.51-62. (в соавт. Куравский Л. С.).
  • Heritability and "environmentability" of electroencephalogram in infants: The twin study. Psychophysiology, 2003, 40 (5): 727-741 (with Orekhova E. V., Stroganova T. A., Posikera I. N.).
  • Проблема наследственности в современных психологических исследованиях. Вопросы психологии, 2004, № 2, стр.136-148.
  • Genetic analysis of extraversion and neuroticism in young adult Russian twins. Psychologia-Etologia-Genetyka, 2004, v.9, p.81-94.(with Iskoldsky N.V., Gindina E.D.).
  • Application of Markov models for analysis of development of psychological characteristics. Australian Journal of Educational and Developmental Psychology. V. 4., 2004, pp 29-40 (with Kuravsky, L.).
  • Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте. Психологический журнал, 2004, т.25, № 6, с.29-52 (в соавт.Гиндина Е.Д., Надысева В.В.).
  • Genetic Analysis of IQ in Young Adulthood: A Russian Twin Study. Personality and Individual Differences, 2005, v.38, p.1475-1485. (with Iskoldsky N.V., Gindina E.D.).
  • Nature of individual temperamental traits in adolescence. Psychologia-Etologia-Genetyka, 2005, v.11, p.65-89 (with Gindina E.D.).

Основные работы по психологической службе:

Главы в книгах:

  • Научно-образовательный комплекс «Психология»: интеграция психологической науки и практики. Московская психологическая школа: история и современность. Под ред. В.В.Рубцова, М., ПИ РАО, МГППУ, 2004, т.3, стр.374-381. (В соавт. Рубцов В.В.).
  • School psychology in Russian Federation. In.: Handbook of International School Psychology. Ed. Sh. Jimerson, Th. Oakland, P. Farrell (Eds), Sage, 2006, p.329-338 (with Kutuzova D., Aliohina S.V.).

Статьи:

  • Система психологической поддержки образования. Психологическая наука и образование, 1999, 2, 2 п.л. (В соавт. с Рубцовым В.В., Селявиной Л.К.).
  • Модели психологической поддержки детей и подростков Москвы. Известия РАО, 2001, №2 стр.53-59. (В соавт. А.М.Казьмин, В.Н.Ярыгин, М.В.Зиновьева, И.В.Вачков).
  • Системы психологической поддержки образования в Зеленограде. Психологическая наука и образование, 2001, №3, стр.35-43. (В соавт.Рубцов В.В., Малыхин П.А., Федосова Е.Ю.).
  • Psychologie scolaire en Russie. N°13 juin 2002. Supplément semestriel à Echanges n 59 (with KobozevaV.G.).
  • Психологическая служба в системе образования в Германии. Вопросы психологии, 2004, №5, с.127-140. (В соавт. Шапкина А.).
  • Источники профессионального стресса психологов образования. В кн.: Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса. Ч.2. Под ред. Ковтунович М.Г., Малых С.Б., М., ПЕР СЭ, 2004, стр. 82-90. (В соавт. Кутузова Д.А.).
  • Психолог и стресс. Вестник практической психологии образования, 2004, №1, с.28-33. (В соавт. Кутузова Д.А.).
  • School Psychological Services in Moscow: Current Status and Perspectives for Development. School Psychology International, v. 26 N3, 2005, p.259-274 (with Kutuzova D., Barsky Ph., Malykhin P.).

Участие в конференциях:

XV конгресс физиологического общества СССР, Кишинев,СССР,1987; V съезд Всесоюзного общества генетиков и селекционеров Москва, СССР,1987; 2-ая международная школа по близнецовой методологии, Левен, Бельгия,1989; 2-й Международный конгресс по теории деятельности, Лахти, Финляндия, 1990; конгресс, посвященный 100-летию У.Джемса, Амстердам, Нидерланды, 1990; Европейская зимняя школа по моторному развитию, Зуоц, Швейцария, 1991; 4-я международная школа по генетическим исследованиям, Левен, Бельгия, 1991; Международная конференция по социо-когнитивному развитию ребенка, Москва, Россия, 1993; Европейская школа по нейронаукам, Нейменген, (Нидерланды), 1994; 1-й Азиатско-Тихоокеанский коллоквиум по нейронаукам, Сингапур, 1994; Международная конференция “Индивидуальность в современном мире”, Смоленск, Россия, 1994; конгресс “Здоровье человека”, Тверь, Россия, 1996; 1-й съезд Российского психологического общества, Москва, Россия, 1996; 8-ая Европейская конференция по исследованию личности, Гент, Бельгия, 1996; 19-й международный коллоквиум “Непрерывность и изменения”, Эгер, Венгрия, 1996; Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Ж.Пиаже, Женева, Швейцария, 1996; 8-ая конференция по индивидуальным различиям, Оркус, Дания, 1997; 1-й Российский форум “Мать и дитя”, Москва, Россия,1999.

Список диссертаций, защищенных под научным руководством:

  1. КУЗНЕЦОВА И. В. Психофизиологические корреляты двигательного действия: структура фенотипической дисперсии и возрастная динамика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.02 - психофизиология. М., 1992.
  2. ИВАНЧЕНКО С. Н. Природа межиндивидуальной вариативности параметров сенсомоторной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии. М., 1995.
  3. ОРЕХОВА Е. В. Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД): онтогенез и природа межиндивидуальных различий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии. М., 1996.
  4. ЦЕТЛИН М. М. Природа индивидуальных различий в темпераменте младенцев (исследование близнецов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии. М., 2000 (соруководитель Строганова Т.А.).
  5. РОМАНОВА Е. А. Психологические особенности больных с нарушениями сна. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии, психология личности. Москва, 2002.
  6. МАЛЫХИН П. А. Мотивационная структура деятельности педагогов-психологов в процессе профессионального становления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология. М., 2004.
  7. ГИНДИНА Е. Д. Генетические основы эмоциональных и поведенческих особенностей у детей подросткового возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии, психология личности. М., 2005.
  8. ПУШИНА Н. П. Возрастные и индивидуальные различия в развитии произвольного контроля поведения (контроль дотягивания, рабочая память) у детей-близнецов 7-12 месяцев жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии, психология личности. М., 2005. (соруководитель Строганова Т.А.).
  9. КУТУЗОВА Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология. Москва, 2006.
  10. СТРОГАНОВА Т. А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев. Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 03.00.13 - физиология.М., 2001. - Научный консультант докторской диссертации.

Руководство НИОКР и работами, выполняемыми по грантам:

  • Природа индивидуальных различий потенциалов мозга, связанных с движением. Министерство здравоохранения Бельгии (1989 г.).
  • Онтогенез потенциалов мозга, связанных с движением. European Science Foundation (1991 г.).
  • «Формирование индивидуальности ребенка в многодетной семье». Федеральная комплексная программа научно-педагогических исследований МО РСФСР «Развитие образования в России», 1991.
  • «Формирование индивидуальности ребенка в многодетной семье». Подпрограмма «Семья» республиканской научной программы «Народы России: возрождение и развитие» (НИЦ социальной защиты детства, семейной и демографической политики), 1992.
  • Генетические и средовые детерминанты в развитии психологических и психофизиологических признаков: лонгитюдный анализ. РФФИ, 94-06-19755, 1994.
  • Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдное исследование. International Science Foundation, ZZ 5000/426, 1994.
  • Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдное исследование. International Science Foundation, KWD100, 1994.
  • «Воспитание, образование, духовное совершенствование» Государственная научно-техническая программа «Здоровье населения России» 1995-1999.
  • Детерминанты индивидуального развития: лонгитюдное близнецовое исследование темперамента. РГНФ, № 96-03-042446, 1996.
  • Генетическое исследование развития интеллекта: лонгитюдное прослеживание от 6 до 16 лет. РГНФ, № 98-06-08084, 1998.
  • Разработка структурных моделей для генетического анализа психологических характеристик (на примере близнецовых данных). РФФИ, 99-06-80161, 1998.
  • «Духовное здоровье и научные основы медико-психологической помощи». ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения». Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Гос. контракт № 508-3(00)-П., 2000 г.
  • Региональная программа «Здоровье человека» Исследование проблемы нарушений когнитивного развития в онтогенезе. Дополнительное соглашение № 508-5.2(00)-П-Д01 к государственному контракту №508-5.2 (00)-П от 14 января 2000 г. ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» Министерства промышленности, науки и технологий РФ. 2001 г.
  • Исследование математических моделей для генетического анализа возрастной динамики психологических характеристик. РФФИ, 01-06-80134, 2001 г.
  • История развития психогенетики в России. РГНФ 02-06-00194а, 2002 г.
  • Разработка научных и научно-методических основ организации и содержания деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. ФЦП «Федерально-региональная политика в науке и образовании» Минобрнауки РФ №1545, 2004.
  • Разработка научно-методических основ организации и содержания деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений ФЦП «Федерально-региональная политика в науке и образовании» Минобрнауки РФ, №1547, 2004.
  • Генотип и среда в развитии интеллекта и темперамента: лонгитюдное исследование (от 6 до 22 лет) 05-06-06260а. РГНФ, 2005.
  • Обеспечение деятельности научно-образовательного центра в области психологии и педагогики. (УлГУ). В рамках госконтракта с Федеральным агенством по науке и инновациям по теме РИ-16.0/018 «Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики и осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований и разработок» (2005-2006).
  • «Разработка методов психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов» лота № 5 конкурса № ЭР-2 «Выполнение научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», организуемого Федеральным агентством по образованию. 2005.
  • Проведение работ по патентованию технических средств терапии и диагностики сенсорных нарушений и психических особенностей ребенка. МКНТ.
  • Исследование и анализ технических, технологических принципов разработки комплекса электронных устройств для ранней диагностики функции развития у детей, используюших методы игровых технологий. МНКТ.
  • «Разработка системы и проведение мониторинга нарушений психического развития детской популяции г.Москвы» Договор № 5-обр/02 от 04.06.2002г. МКНТ.
  • НИОКР «Разработка модели антикризисных центров для детей и подростков в целях профилактики безнадзорности и беспризорности». Договор № 2-обр/02 от 30.05.2003г. МКНТ.
  • «Разработка и выполнение комплекса работ по образовательному порталу «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Договор № 1636-МГППУ от 25.07.2003г. Минобр. РФ.
  • «Разработка комплекса методов и способов психологической реабилитации пострадавшего населения и спасателей в зоне ЧС». Договор № 29-БЗ/04 от 15.11.04г. МКНТ.

Награды:

  • лауреат первой премии Президиума АПН СССР за книгу «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека» (1990 г.),
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.),
  • лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл работ по теме «Отечественная психогенетика как область науки и учебная дисциплина в высшей школе» (1999 г.),
  • почетная грамота Российской академии образования «За большой вклад в развитие отечественной психологической науки и психологическое обеспечение системы образования в России» (1999 г.),
  • грамота Главнокомандующего ВМФ России «За действенное участие в судьбах членов семей и родственников погибшего экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск» (2001 г.),
  • грамота Главного Управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ «За личное мужество, усердие и инициативу при оказании помощи родственникам АПРК «Курск» (2001 г.),
  • медаль Министерства обороны РФ «За укрепление боевого содружества» (2001 г.),
  • почетная грамота Министерства образования РФ «За практический вклад в развитие психологической службы образования» (2003 г.),
  • лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «профессор» (2002 г.),
  • лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «профессор» (2003 г.),
  • лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования в номинации «профессор» (2003 г.),
  • благодарность Федерального агентства по образованию за активное участие в подготовке и проведении Всероссийского августовского Интернет-педсовета (2004 г.).
Публикации
КНИГИ:

СТАТЬИ: