«Живые» игрушки

Автор: Смирнова Е.О. 
Источник: Игры и игрушки
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Взрослые часто полагают, что современным детям не нужны традиционные игрушки — куклы, мишки, машинки, что сейчас необходимы современные игрушки, оснащённые электронным оборудованием, которое делает их похожими на настоящих зверушек или людей. Их называют интерактивными, поскольку они отвечают на действия своего хозяина ну совсем как живые.«Интерактивность» в переводе означает «взаимодействие». Например, куклы-младенцы периодически дают команды своей маленькой хозяйке: «Мамочка, покорми меня», «Расскажи мне сказку». Куклы умеют есть, справлять естественные надобности, плакать. У них свой словарный запас и прочие атрибуты «роста и развития ребёнка». Встроенных функций в современных куклах становится всё больше, о чём производители с гордостью сообщают на упаковках.

Интерактивные куклы и звери живут своей жизнью и удивляют своими возможностями. Самая маленькая электронная кукла — пластмассовая девочка 4–6 см в высоту, голенькая в одном подгузнике, с бантиком на голове, сияющем огоньками, сидит на маленькой площадке, рядом стоит бутылочка. Хлопнешь раз — скажет «мама», хлопнешь два — скажет «папа», хлопнешь четыре раза — заплачет, покачаешь — засмеётся. А если продолжает плакать, дашь бутылочку — плакать перестанет, глазки захлопнутся, огоньки на голове погаснут, и куколка резко заснёт, прямо тут, на площадке, голышом. Вместо живого котёнка ребёнку покупают пушистую мяукающую игрушку. Забот никаких — ни кормить, ни гулять, ни убирать за ним не нужно, а выглядит ну совсем как живой. Игрушечные звери «выражают своё отношение» к ребёнку: медвежонок, щенок или котёнок умеют вилять хвостиком и обниматься… Куклы могут болеть — у них поднимается температура и краснеют щёчки, некоторые даже чихают. Такие игрушки приводят в восторг, удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако помогают ли они развитию игры?

Никакая программа не может воспроизвести внутренний мир человека (его волю, желания, переживание, отношение к другим), а без этого все изменения игрушки — лишь безжизненные механические звуки или движения. Эти движения в отличие от живых всегда одинаковые (даже если их 48 вариантов) и не зависят от играющего. Такие игрушки не требуют ни физических, ни умственных усилий. Но игра без усилия, без активной деятельности — всегда плохая игра. В дошкольном возрасте дети общаются с игрушкой, которая становится другом. Обычно это мягкие образные игрушки — мишки, кошечки, собачки, куклы. Близость такого друга помогает малышу пережить опасность или одиночество, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Малыши приписывают им свои чувства и переживания. «Киска плачет, маму ждёт, а мама не приходит» — говорит девочка, поглаживая любимую игрушку. Ребёнок переносит себя в тело игрушки, и оно становится воплощением его «Я». Разговор с игрушкой это разговор одного «Я» с другим, воплощённым в материальном предмете. Именно это делает общение с игрушкой важным условием формирования самосознания.

С интерактивной игрушкой такой диалог невозможен. С игрушками, напичканными техническими новинками, не нужно ничего придумывать и воображать. Нажимай на определённые места и наблюдай, что она скажет или сделает. Но именно такие игрушки предпочитают взрослые и дети, на их выпуск ориентированы производители. Особенности «игры» с такими игрушками — в манипулировании и экспериментировании, которые ничего общего не имеют с сюжетной игрой. Подтолкнуть ребёнка к развёртыванию сюжета возможно лишь при выключении или поломке механизма.

Наличие механизма сводит игровые действия к стереотипным манипуляциям. Игрушка выступает в качестве забавы, но никак не способствует разворачиванию игры, созданию мнимой ситуации или принятию роли. Она сама диктует ребёнку, что с ней нужно делать. Ребёнок попадает под её влияние, он лишён возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Всё уже сделано за него. Остаётся быть наблюдателем и использовать заготовленные для него предметы и готовые механизмы. А это очень скоро надоедает. Прелесть новизны быстро улетучивается. Требуются всё новые и новые «навороты». Если в игрушке присутствуют чётко фиксированные движения и звуки, тормозится не только фантазия ребёнка, тормозится его внутренняя психическая жизнь. Игрушка навязывает свой образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребёнку даже создать свой замысел. Главные качества детской игры — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность — при этом не требуются и не развиваются.

Прилавки игрушечных магазинов заполнены до отказа, ведь игрушка — такой же товар, как и любой другой продукт. Товар необходимо выгодно продать, а значит, важно придумать нечто из ряда вон выходящее, удивляющее и ошеломляющее. Но игрушка — не обычный товар, она имеет прямое отношение к психическому и нравственному развитию ребёнка. Однако это мало интересует производителей и продавцов.