В дом к Даниле уже три раза врывались серые волки
|
Что может испытывать трехлетний малыш, когда в квартиру, где он живет, вторгаются с обыском «специальные люди»? Нет, они не обижают его, не делают резких движений, не кричат — просто их много, они вторгаются в его мир, роются в этом мире, что-то ищут. Их много, обычно человек семь одновременно… И они зачастили: пришли в дом уже в третий раз…
Так вот, что испытывает ребенок — свидетель этих нашествий? За комментарием «Новая» обратилась к известному детскому психологу, профессору, доктору психологических наук, руководителю Центра МГППУ «Игры и игрушки» Елене Смирновой.
— Елена Олеговна, речь идет о ребенке нашего собственного корреспондента в Минске Ирины Халип, и, естественно, он до известных событий рос в очень полноценной гармоничной семье. Так вот, мало того что куда-то вдруг «уехали» папа с мамой, еще и обыски…
— Для малыша это — экстраординарная ситуация, очень травматичная. Большое напряжение, высокая степень тревоги…
— Даже если они ведут себя корректно, появление в доме незнакомых мужчин, которым явно дозволено всё, которых опасаются все, в ком он привык чувствовать защиту и опору, — что это такое на языке малыша?
— Это все равно что серые волки пришли в дом… Конечно, ребенок все чувствует. В трехлетнем возрасте начинает остро работать воображение, и такие ситуации могут вызвать устойчивые страхи. Ребенок может бояться других людей, каких-то неожиданностей, бояться за себя и свой дом. Это может перерасти в устойчивый страх на несколько лет.
— После этих обысков Данила либо молчит, либо теребит без конца бабушку вопросом: «Через какой день вернутся папа с мамой?»
— Дошкольный возраст связан с родителями, и особенно с мамой очень тесно. Разлука переживается как отделение части себя самого… Как бы ни старалась бабушка, он не может не чувствовать, что родители не просто уехали, а с ними случилось что-то страшное. Тревога и напряжение бабушки и других взрослых не могут ему не передаваться. Это может обернуться серьезной невротизацией, аутизацией, то есть привести к замкнутости впоследствии, к нежеланию вступать в контакт с другими людьми…
Это все нарушает ход дальнейшего развития ребенка — в этом возрасте нужна свобода, непосредственность, радостная обстановка, а при таких переживаниях он находится в эпицентре взрослых драматических проблем. Это не детские переживания — трехлетнего ребенка погрузили в ситуацию страха, которую крайне сложно вынести даже взрослым. Обыски на глазах ребенка — это грубейшее нарушение его прав. Детей необходимо ограждать от подобных воздействий.
Галина Мурсалиева