Черный методист на задней парте, или Что мешает учителям учиться
|
Стать блестящими профессионалами российским школьным учителям мешает отсутствие внутренней свободы, серьезной мотивации и талантливых управленцев.Отсутствие свободы – одна из главных проблем наших педагогов, уверена автор статьи Наталья Афанасьева.
Во вторник в РИА Новости прошел круглый стол с провокационным названием "Система педагогического образования: шансы есть?". Вопрос в конце предложения словно намекает на то, что утвердительный ответ неочевиден. Именно об этом говорили все участники.
Дважды неудачники
В педагогическом сообществе популярна грустная фраза народного учителя РФ Ефима Рачевского о том, что в школу сегодня попадают специалисты, прошедшие "двойной негативный отбор".
Объясняется она так. Сначала в педвузы поступают далеко не самые лучшие выпускники школ. Престиж профессии был основательно подорван в 90-е, когда учитель, получающий мизерную зарплату, оказался в самом низу социальной лестницы. И хотя сейчас материальное положение учителей улучшилось, и родители, и дети хорошо усвоили, что школа – удел неудачников.
Ну а потом далеко не самые блестящие студенты педвузов идут работать в школу. Кроме того, сама система педагогического образования, которое можно получить в вузах нашей страны, устарела и не соответствует даже отечественным требованиям, не говоря уж о международных стандартах.
Российское высшее образование вообще лихорадит: поддельные диссертации, неэффективные вузы, увольнения, слияния, скандалы. А о том, что профессиональная подготовка учителей, которые приходят сегодня в школу, оставляет желать лучшего, почти все мы знаем по собственному опыту.
Педагоги со стажем (а возраст большинства российских учителей – далеко за 40) тоже чувствуют себя в новых условиях беспомощными – современные дети кажутся им "неадекватными", новые требования – невыполнимыми.
Новые требования в старой системе
С сентября 2013-го школы страны начнут жить по принятому в декабре Федеральному закону об образовании (где, к слову сказать, нормы по образованию самих педагогов не прописаны вообще), а значит, перейдут на новый образовательный стандарт.
Принципы, положенные в основу этого стандарта, кардинально отличаются от тех, по которым учились все предыдущие поколения. И прежде всего – сами педагоги.
Как сформулировал один из его разработчиков ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, "главная задача учителя сегодня не научить своему предмету (хотя и эта функция, разумеется, важна), а уметь организовать деятельность, включить ученика в процесс созидания".
Звучит красиво, только непонятно, каким образом учитель, который сам сначала 10 лет провел за школьной партой, где учился по старой доброй системе зубрежки, а потом еще пять лет сидел в институте, записывал лекции и сдавал зачеты, научит детей деятельному, творческому подходу к получению знаний.
Даже если в этой системе такой учитель-новатор каким-то чудом вырастет, он попадет в очень консервативную, возрастную среду, которая все необычное быстро приспосабливает под себя, а если не получается – выдавливает. Так считает Константин Ушаков, главный редактор журнала "Директор школы", председатель одноименного Всероссийского конкурса. Цель конкурса "Директор школы" – найти и поддержать талантливых руководителей учебных заведений по всей стране, гениальных управленцев.
То есть тех, кто, по мнению Ушакова, сумел создать у себя в школе особую, благоприятную для профессионала среду. А это, по его многолетним наблюдениям, огромная редкость (причем чем дальше от Москвы, тем встречается чаще).
"Подавляющее большинство директоров заняты созданием условий – помещения, компьютеры, оборудование. Но не надо думать, что от этого качество образования станет лучше", – полагает Ушаков. Профессионалы бегут (из школы или из страны, не важно) в поисках не условий, не денег, а той особой среды, в которой их знания и таланты не вступали бы в конфликт с окружением.
Черный-пречерный методист
Для того чтобы стать участником конкурса "Директор школы", который, к слову сказать, стартовал в эти дни, первым делом директору школы нужно написать о себе эссе – не характеристику, не отчет, не доклад, а именно творческое сочинение о себе в свободной форме.
И это задание оказывается для руководителей самым сложным. Школа, директор, учитель сегодня погребены под грузом бюрократии, каждый их шаг регламентирован и должен быть запротоколирован.
Сергей Волков – учитель русского языка и литературы центра образования №57 г Москвы, член Общественной палаты, поделился с коллегами наблюдением, что даже когда учитель остается один в классе с детьми, у него всегда в углу на последней парте сидит воображаемый "че рный человек", методист, который следит за каждым его действием: ставит галочки, записывает что-то в свой блокнотик.
Однажды, разговаривая с учителями, Сергей Волков, сказал: "Вы сами сажаете этого методиста, не надо этого делать. Вы абсолютно свободны". И тут одна учительница подняла руку: "А вы не могли бы дать ссылку на закон, где написано, что учитель свободен?"
Сергей Волков уверен, что основная проблема педагога – отсутствие свободы. Тебе повезло, если ты попал в школу, где директор ценит внутренний мир коллег, поощряет эксперименты, сотрудничает с педагогами и, кроме того, держит зонтик над их головой, чтобы оградить от глупостей, которые в больших количествах сыплются сверху. Такой директор – огромная редкость. Но иначе какой смысл учить блестящих педагогов, они все равно они не смогут реализовать свои таланты в школе?
"Если объявят, например, пятницу днем свободы для учителя, то немедленно выйдет приказ, как этот день проводить, а потом – писать многостраничные отчеты о том, как все прошло", – говорит Волков.
Другая проблема организации педобразования, по мнению учителя, – отсутствие мотивации. Он озвучил такую цифру: только 25% студентов педвузов собираются, получив диплом, пойти работать в школу. Как ни налаживай систему высшего педобразования, до тех пор, пока не изменится отношение к профессии, эффекта не будет.
Кстати, довольно часто самые лучшие учителя приходят в школу не из профильных институтов. Если обратиться к зарубежному опыту, то там в специализированных вузах учатся только педагоги младших классов, дефектологи, психологи. Предметники же оканчивают классические университеты, где на последних курсах выбирают педагогическую специализацию. И экзаменует будущих учителей не вуз, а учебное заведение, где он собирается работать.
Отсутствие мотивации парализует творческую инициативу и опытных учителей, они не успевают за новыми требованиями, не понимают современных детей, они не хотят сами учиться. "У нас нет карьеры учителя, – констатирует вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. – Такой системы, чтобы от повышения квалификации существенно повышались уровень дохода и статус".
И хотя участники круглого стола "Система педагогического образования: шансы есть?" предложили целую программу, помогающую сделать так, чтобы система педагогического образования в нашей стране получила все шансы на развитие, знак вопроса в конце названия этого мероприятия все-таки пока оставили.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции