Безнадёга, или «я вас ненавижу»
|
Предупреждение суицидального поведения среди детей и подростков
За последние годы по данным ВОЗ (всемирная организация здравоохранение) число суицидов (завершенных самоубийств) и попыток суицидов( незавершенных самоубийств) в мире растет. Россия здесь находится на одном из ведущих мест среди стран, возглавляющих этот печальный список. Особенно пугает в этом плане положение указанной статистики, относящейся к несовершеннолетним.
Среди причин, приводящих детей и подростков к суициду называют конфликты и неблагополучие в окружении несовершеннолетних (62%), боязни насилия со стороны взрослых, бестактное поведение учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих и многое другое.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни.
Попытки суицида очень часто являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и окружающим миром. Берегите свои отношения с родными и близкими, не подвергайте их бессмысленным и ненужным испытаниям.
Как часто взрослые менторским тоном утверждают, думая, что в этот момент воспитывают, учат несовершеннолетнего: «Так нельзя поступать, так человек не поступает». Еще как поступает! И так, и по-другому, еще хуже, еще страшнее! Да, не все, но поступают! И надо всегда иметь в виду, что смысл того, что вы говорите кому-то, однозначно определяется теми словами, которые вы произносите. Не всегда так. Тот человек, к которому вы обращаетесь, возможно, будет достраивать свой смысл к тому, что вы ему сказали. И если вас не поняли, то не стоит упрекать в этом того, к кому вы обращаетесь. Попробуйте понять, как нужно было сказать иначе, и скажите по-другому.
«Ты неправ!» - говорит взрослый подростку. В ответ получает, казалось бы ничем немотивированную агрессию, враждебность, неповиновение и пр. А взрослый прав всегда? И всегда поступает правильно?
Есть восточная мудрость на этот счет:
- «Однажды пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы донести до жителей свое учение. Один из встречавших пророка сторонников обратился к нему с такими словами: « Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы как ослы и не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих людей». Пророк выслушал его и ответил благосклонно: «Ты прав!». Вскоре другой член общины с сияющим от радости лицом подошел к пророку: «Господин! Ты в благословенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и открыть сердца твоему слову». Мухаммед благосклонно улыбнулся и опять сказал: «Ты прав!».
«О господин, - обратился тогда к Мухаммеду его спутник, - одному ты говоришь, что он прав. Другому, который утверждает обратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же черное быть белым».
Мухаммед ответил: « Ни один из них не сказал мне ничего ложного, а всего лишь не полную правду. Каждый видит мир таким, каким он хочет его видеть. Зачем мне им возражать».
Каждый человек уникален, имеет свои ценности, убеждения и представления. Каждый человек по-своему воспринимает и осмысливает окружающий мир. То, что для одного человека кажется хорошим, возможно, для другого таким не является. Можно сказать, что люди во многом отличаются именно тем, как они осмысливают и интерпретируют окружающий мир и собственный опыт. Если два человека похожи, то это скорее не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, а потому, что события имеют для них приблизительно одинаковое психологическое значение. С чем это связано?
Примером того, как человек осмысливает окружающий мир, является составление географических карт. Мы живем в огромном мире, и для того, чтобы лучше в нем ориентироваться, люди научились составлять его карты. Есть карты стран, городов, автомобильных дорог и множество других.. При этом все они имеют избирательный характер. На картах помечается только самое главное, важное и необходимое в соответствии с тем, для чего они составлены. Этим определяется точность, достоверность и полезность различных карт. Бесполезно пользоваться картами автомобильных дорог Франции, если вы находитесь в России. Но даже если вы будете идти по местности, руководствуясь правильно выбранной, но старой картой, то вы можете не найти необходимого вам объекта, так как, возможно, он уже не существует. Или вы рискуете столкнуться с чем-то, чего нет на вашей карте, потому что это нечто появилось после того, как эта карта была составлена.
Внутренний мир человека так же огромен, как и внешний мир. Социальную жизнь человека наполняет множество объектов, людей, вещей и событий, с которыми он сталкивается. И для того, чтобы хоть как-то в нем ориентироваться, каждый человек создает свои «КАРТЫ» этого мира. Человек вынужден упрощать этот мир для того, чтобы его осмыслить. Начиная с первых дней жизни, осваивая окружающий мир и сталкиваясь с различными ситуациями, человек отмечает их на своих «картах мира». У него появляются «карты семейных взаимоотношений», «карты общения со сверстниками» и многие другие. Они включают описание различных ситуаций, с которыми он сталкивался, и описание «тропинок» выхода из них. Тем самым формируется его собственное представление о мире, его «модель мира», в которой он и живет.
Таким образом, можно сказать, что «территория» - это реальный мир вокруг нас, а «карта» (или «модель мира») – это представление человека об этом мире. Но никакая карта не может всесторонне отразить территорию, да и предназначение у нее другое. Какого рода «карты» человек имеет, зависит от того, что он замечает и куда идет. В течение жизни каждый человек обращает внимание только на те аспекты мира, которые его интересуют, и игнорирует другие. Соответственно, и в личных «картах» различных людей отображено только то, на что они обратили когда-то свое внимание. Нет одинаковых «карт», как нет одинаковых людей. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в представлениях различных людей о мире много схожих элементов. При этом главным остается то, что человек может проживать только свое субъективное отражение «реального мира», только личную «карту» этого мира, а не сам мир. Можно сказать, что каждый человек живет в отдельном мире – в мире собственных представлений.
Единственная реальность, известная любому человеку, это только его субъективная, личная реальность. Различные факты и события, как и весь человеческий опыт, для каждого человека существует только в его сознании. При этом реальный окружающий мир гораздо более изменчив, чем наши представления о нем, и гораздо богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно него. И причины всех своих успехов и неудач нам следует искать во внутреннем мире своем. Внешний мир только реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем.
Не имеет большого смысла оценивать «карты» различных людей как хорошие или плохие. Важно понять, насколько эффективно они позволяют человеку понимать мир, реагировать и выживать в нем. В этом их предназначение. Все человеческое поведение, независимо от того, насколько причудливым оно может показаться, становится осмысленным, когда вы понимаете порождающую это поведение «модель мира» данного человека. И если посмотреть вокруг, почитать газету, посмотреть телевизор, то легко обнаружить, что нет недостатка в обедненных «моделях мира». Выбор существует в мире, но, к сожалению, он часто отсутствует в «модели мира» отдельных людей. При этом проблемы у человека начинают появляться именно тогда, когда он забывает, что его представления о мире – это не более чем его «карта» этого мира, а не сам мир. Но именно в том, что мы можем проживать только свою «карту», есть одно, но значительное преимущество. Оно заключается в том, что если человека что-либо не устраивает в жизни, если он хочет произвести какие-либо изменения, то ему не надо менять окружающий мир, а достаточно для начала изменить свое представление о нем и о себе. И как бы взрослый не читал мораль подростку, исходя из своей «карты мира», необходимо помнить, что его (взрослого) «модель мира» не является «универсально-истинной». Взрослый, конечно, может свято верить, что объективная реальность – это именно то, как он (взрослый) воспринимает мир, но в любом случае реальность другого человека – это нечто, происходящее в его голове, независимо от того, согласен взрослый с этим или нет. И если взрослый человек хочет помочь подростку, то для начала ему необходимо понять, как именно подросток воспринимает этот мир. Необходима гибкость взрослому, мудрость, готовность принять любого человека, особенно несовершеннолетнего, в его «модели мира», и тогда удастся избежать отрицательного отношения, сопротивления, негативизма, агрессии со стороны несовершеннолетнего и многих прочих, порой довольно трагических итогов подобных воспитательных мероприятий, таких как наркомания, алкоголизм, аутоагрессия, в том числе и суицидальное поведение .
Среди причин, приводящих детей и подростков к суициду называют конфликты и неблагополучие в окружении несовершеннолетних (62%), боязни насилия со стороны взрослых, бестактное поведение учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих и многое другое.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни.
Попытки суицида очень часто являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и окружающим миром. Берегите свои отношения с родными и близкими, не подвергайте их бессмысленным и ненужным испытаниям.
Как часто взрослые менторским тоном утверждают, думая, что в этот момент воспитывают, учат несовершеннолетнего: «Так нельзя поступать, так человек не поступает». Еще как поступает! И так, и по-другому, еще хуже, еще страшнее! Да, не все, но поступают! И надо всегда иметь в виду, что смысл того, что вы говорите кому-то, однозначно определяется теми словами, которые вы произносите. Не всегда так. Тот человек, к которому вы обращаетесь, возможно, будет достраивать свой смысл к тому, что вы ему сказали. И если вас не поняли, то не стоит упрекать в этом того, к кому вы обращаетесь. Попробуйте понять, как нужно было сказать иначе, и скажите по-другому.
«Ты неправ!» - говорит взрослый подростку. В ответ получает, казалось бы ничем немотивированную агрессию, враждебность, неповиновение и пр. А взрослый прав всегда? И всегда поступает правильно?
Есть восточная мудрость на этот счет:
- «Однажды пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы донести до жителей свое учение. Один из встречавших пророка сторонников обратился к нему с такими словами: « Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы как ослы и не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих людей». Пророк выслушал его и ответил благосклонно: «Ты прав!». Вскоре другой член общины с сияющим от радости лицом подошел к пророку: «Господин! Ты в благословенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и открыть сердца твоему слову». Мухаммед благосклонно улыбнулся и опять сказал: «Ты прав!».
«О господин, - обратился тогда к Мухаммеду его спутник, - одному ты говоришь, что он прав. Другому, который утверждает обратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же черное быть белым».
Мухаммед ответил: « Ни один из них не сказал мне ничего ложного, а всего лишь не полную правду. Каждый видит мир таким, каким он хочет его видеть. Зачем мне им возражать».
Каждый человек уникален, имеет свои ценности, убеждения и представления. Каждый человек по-своему воспринимает и осмысливает окружающий мир. То, что для одного человека кажется хорошим, возможно, для другого таким не является. Можно сказать, что люди во многом отличаются именно тем, как они осмысливают и интерпретируют окружающий мир и собственный опыт. Если два человека похожи, то это скорее не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, а потому, что события имеют для них приблизительно одинаковое психологическое значение. С чем это связано?
Примером того, как человек осмысливает окружающий мир, является составление географических карт. Мы живем в огромном мире, и для того, чтобы лучше в нем ориентироваться, люди научились составлять его карты. Есть карты стран, городов, автомобильных дорог и множество других.. При этом все они имеют избирательный характер. На картах помечается только самое главное, важное и необходимое в соответствии с тем, для чего они составлены. Этим определяется точность, достоверность и полезность различных карт. Бесполезно пользоваться картами автомобильных дорог Франции, если вы находитесь в России. Но даже если вы будете идти по местности, руководствуясь правильно выбранной, но старой картой, то вы можете не найти необходимого вам объекта, так как, возможно, он уже не существует. Или вы рискуете столкнуться с чем-то, чего нет на вашей карте, потому что это нечто появилось после того, как эта карта была составлена.
Внутренний мир человека так же огромен, как и внешний мир. Социальную жизнь человека наполняет множество объектов, людей, вещей и событий, с которыми он сталкивается. И для того, чтобы хоть как-то в нем ориентироваться, каждый человек создает свои «КАРТЫ» этого мира. Человек вынужден упрощать этот мир для того, чтобы его осмыслить. Начиная с первых дней жизни, осваивая окружающий мир и сталкиваясь с различными ситуациями, человек отмечает их на своих «картах мира». У него появляются «карты семейных взаимоотношений», «карты общения со сверстниками» и многие другие. Они включают описание различных ситуаций, с которыми он сталкивался, и описание «тропинок» выхода из них. Тем самым формируется его собственное представление о мире, его «модель мира», в которой он и живет.
Таким образом, можно сказать, что «территория» - это реальный мир вокруг нас, а «карта» (или «модель мира») – это представление человека об этом мире. Но никакая карта не может всесторонне отразить территорию, да и предназначение у нее другое. Какого рода «карты» человек имеет, зависит от того, что он замечает и куда идет. В течение жизни каждый человек обращает внимание только на те аспекты мира, которые его интересуют, и игнорирует другие. Соответственно, и в личных «картах» различных людей отображено только то, на что они обратили когда-то свое внимание. Нет одинаковых «карт», как нет одинаковых людей. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в представлениях различных людей о мире много схожих элементов. При этом главным остается то, что человек может проживать только свое субъективное отражение «реального мира», только личную «карту» этого мира, а не сам мир. Можно сказать, что каждый человек живет в отдельном мире – в мире собственных представлений.
Единственная реальность, известная любому человеку, это только его субъективная, личная реальность. Различные факты и события, как и весь человеческий опыт, для каждого человека существует только в его сознании. При этом реальный окружающий мир гораздо более изменчив, чем наши представления о нем, и гораздо богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно него. И причины всех своих успехов и неудач нам следует искать во внутреннем мире своем. Внешний мир только реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем.
Не имеет большого смысла оценивать «карты» различных людей как хорошие или плохие. Важно понять, насколько эффективно они позволяют человеку понимать мир, реагировать и выживать в нем. В этом их предназначение. Все человеческое поведение, независимо от того, насколько причудливым оно может показаться, становится осмысленным, когда вы понимаете порождающую это поведение «модель мира» данного человека. И если посмотреть вокруг, почитать газету, посмотреть телевизор, то легко обнаружить, что нет недостатка в обедненных «моделях мира». Выбор существует в мире, но, к сожалению, он часто отсутствует в «модели мира» отдельных людей. При этом проблемы у человека начинают появляться именно тогда, когда он забывает, что его представления о мире – это не более чем его «карта» этого мира, а не сам мир. Но именно в том, что мы можем проживать только свою «карту», есть одно, но значительное преимущество. Оно заключается в том, что если человека что-либо не устраивает в жизни, если он хочет произвести какие-либо изменения, то ему не надо менять окружающий мир, а достаточно для начала изменить свое представление о нем и о себе. И как бы взрослый не читал мораль подростку, исходя из своей «карты мира», необходимо помнить, что его (взрослого) «модель мира» не является «универсально-истинной». Взрослый, конечно, может свято верить, что объективная реальность – это именно то, как он (взрослый) воспринимает мир, но в любом случае реальность другого человека – это нечто, происходящее в его голове, независимо от того, согласен взрослый с этим или нет. И если взрослый человек хочет помочь подростку, то для начала ему необходимо понять, как именно подросток воспринимает этот мир. Необходима гибкость взрослому, мудрость, готовность принять любого человека, особенно несовершеннолетнего, в его «модели мира», и тогда удастся избежать отрицательного отношения, сопротивления, негативизма, агрессии со стороны несовершеннолетнего и многих прочих, порой довольно трагических итогов подобных воспитательных мероприятий, таких как наркомания, алкоголизм, аутоагрессия, в том числе и суицидальное поведение .
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Как не допустить суицид у подростка: памятка для родителей
Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ. Москва, 2012 - Как не допустить суицид у подростка: памятка для учителей и классных руководителей
Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ. Москва, 2012 - Как не допустить суицид у подростка: памятки для психологов
- Ненужные дети. Почему Россия лидирует по подростковым суицидам
http://www.aif.ru/number/number/number_id/784 - Системная многофакторная модель суицидального поведения
М.: МГППУ, 2006. - 320с.