Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников
|
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольников за последнее десятилетие значительно ухудшилось. К моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей, ухудшения показателей физического и психологического здоровья. Сущность здоровьесбережения состоит в том, чтобы найти возможности для улучшения физического и психологического здоровья детей еще до того, как оно будет нарушено.
Условно разделив работу по здоровьесбережению на два компонента, можно обозначить следующее их содержание:
-
формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у дошкольников, формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.;
-
создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно – оздоровительной работы.
К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:
-
Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
-
Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.
-
Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности группы воспитанников.
Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей и проведению физкультурных занятий.
Занятия по физической культуре обычно направлены на освоение определенного объёма двигательных навыков и мало способствуют оздоровлению и ещё меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встает вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, обозначим задачи, которые может решать любая здоровьесберегающая технология в процессе проведения физкультурных занятий в ДОУ: укрепление физического и психологического здоровья детей; гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка; формирование правильной осанки и эмоциональной стабильности; формирование привычки к здоровому образу жизни и оптимизация процесса воспитания и обучения.
Для реализации поставленных задач мы предлагаем использовать комплекс специальных упражнений. Он опирается на разработки таких исследователей, как Аверина Е.И., Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н., Безруких М.М., Ковалёва В.И., Сиротюк А.Л. и других ученых:
-
Движения тела и пальцев, или телесные упражнения. В содержание занятий могут входить также физкультминутки, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит обогащение и дифференциация сенсорной информации, поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных рецепторов.
-
Дыхательные упражнения. Они улучшают ритм функционирования функциональных систем организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
-
Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При этом можно использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики, но и изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно просить сделать нужный символ не одному, а двоим-троим детей или даже целой группе.
-
Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При этом можно использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики, но и изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно просить сделать нужный символ не одному, а двоим-троим детей или даже целой группе.
-
Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:
- индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
- парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
- групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. -
Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Апробация предложенного комплекса упражнений в ходе опытно-экспериментальной работы с дети старшего дошкольного возраста доказала его эффективность: через три месяца работы с детьми уменьшился процент заболеваемости детей экспериментальной группы (по сравнению с контрольной), улучшились показатели координации движений, индивидуальной и коллективной пространственной ориентировки в процессе выполнения физических упражнений, дети стали более уверенными в себе, улучшилась их самооценка (стала более устойчивой и положительной).
Статьи
- Здоровьесберегающие технологии:нейропсихологический подход
Вопросы психологии, 2002, №4. - Здравоохранение и задачи психологии
Психологический журнал, 1984, Том 5. №2. Стр.68-76.