Авторы

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Пряжникова Елена Юрьевна
Полное имя: Пряжникова Елена Юрьевна
Ученая степень: доктор психологических наук
Версия для печати
Отправить на e-mail

Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук (тема диссертации «Психологические основы развития профессионального самосознания психолога-профконсультанта»). Профессор кафедры «Педагогическая психология» Московского Городского Психолого-Педагогического Университета, завлабораторией «Психологические основы профессионального консультирования». Эксперт проекта «Профориентация молодежи – ХХI век» при Федеральном агентстве по делам молодежи.

Научные интересы – изучение профессионального и личностного самоопределения молодежи, развития субъекта в трудовой деятельности; психология социальной работы.

Автор активизирующих профориентационных методик, которые являются эффективным средством профессионального самоопределений не только детей и подростков, но взрослых; учебных пособий для студентов высших учебных заведений «Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога» (2000), «Психология труда и человеческого достоинства» (2004), «Игры и методики для профессионального самоопределения учащихся» и другие. Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике» (2006).

Под руководством Елены Юрьевны успешно работает сеть экспериментальных площадок в различных регионах России (Ханты-Мансийский автономный округе, Краснодарский край, Сибирь, Москва, Московская область и др.). Талантливый и яркий педагог, за годы работы Е.Ю. Пряжникова подготовила несколько кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, работающих в России и за рубежом, а также сотни психологов и профконсультантов для системы образования и службы занятости.



Сайт "Время выбирать профессию" (страница "Профориентация в лицах")




СПИСОК опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ Пряжниковой Елены Юрьевны

(скачать список работ)

а) Научные работы

  1. Совершенствование деятельности специалистов дошкольного образования (статья). «Современные подходы в подготовке специалистов дошкольного образования». Сборник научных статей. Магнитогорск, МГПИ, 1992 г., с.40-42 (соавтор Грехова Л.И.)
  2. О некоторых подходах к многоуровневой системе высшего дошкольного образования (статья) «Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 2. Сборник научных статей.» - Омск, ОГПИ, 1993 г,, с.39-44 (соавтор Грехова Л.И.)
  3. Некоторые подходы к разработке учебного плана по направлению базового высшего образования «540500»-«Педагогика» в предметной области «540501»-«Дошкольное образование. «Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 4. Сборник научных статей.» - Омск,ОГПИ, 1993 г., с.39-41 (соавтор Грехова Л.И.)
  4. История развития дошкольного образования в России (статья). «Совершенствование системы подготовки специалистов дошкольного образования.» Ставрополь: СГПИ, 1993 г. с. 5-7
  5. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов дошкольного образования / Автореферат дисс. канд. пед. наук./ Екатеринбург, УГППУ,1994 г.
  6. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России (статья) М.//Вопросы психологии, 1994, №2, с.99-112 (соавтор Пряжников Н.С.)
  7. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов (статья) М//Вопросы психологии, 1994,№6 ,с. 64-73
  8. Проблемы профессионального самоопределения преподавателей вуза в современных системах подготовки кадров дошкольного образования (статья) «Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 5. Сборник научных статей.» Омск: ОГПИ 1994 г., с.19-22
  9. Проблема профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов (статья). «Современные подходы в подготовке специалистов дошкольного образования.» Магнитогорск: МГПИ, 1994 г. С.33-35 (соавтор Мелехина О.Н.)
  10. Формирование «личностного ядра специалиста». Профессиональная подготовка и переподготовка профконсультантов (статья) М.//Профессиональный потенциал,№2, 1999 г. С.2-8
  11. «Перекресток» - активизирующая методика. М.//Школьный психолог №41, 1999 г. 2-18 с.
  12. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного Госстандарта и уникальности личности (статья). М.//Журнал практического психолога №4, 1999 г. 28-35 с. (соавтор Пряжников Н.С.)
  13. Опыт использования активизирующего опросника «Перекресток» (тезисы). Томск: «Молодежь и рынок», 2000, 25-26 с
  14. Карточные технологии в профессиональном консультировании (статья) Школьный психолог №40.-М.,2000, 5 с.
  15. Основные подходы к оценке эффективности профконсультационной помощи (статья). Профессиональный потенциал №1, М.,2000, с.3-9
  16. Развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда (тезисы) Профориентация как система развития профессионального потенциала (под. ред.А.И.Ляшенко) - М.,РАГС, 2000, С.63-65
  17. Основные приоритеты профориентационной помощи молодежи в современных условиях (тезисы). Развитие социального партнерства в региональной политике трудового воспитания. Профессионального образования и обеспечения занятости подростков и молодежи / Воронеж, 2000, с.22-24
  18. О развитии профессионального самоопределения в России (статья). Школьный психолог №24, М., 2000 с.4
  19. Проблемы подготовки профконсультантов в современных условиях(тезисы). Томск / тезисы конференции «Молодежь и рынок» 2000, с.27-28
  20. Развитие психологической системы профессиональное деятельности субъекта труда (тезисы). Профориентация как система развития профессионального потенциала. / М., РАГС, Триада, 2000, с.64-65
  21. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов (монография) Брянск: Брянский областной центр профориентации и психологической поддержки населения, 2001. 142 с.
  22. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога(монография). М.: Континент, 2001. 170 с
  23. Исторические аспекты развития профориентации в России (статья). М., РГАТиЗ, 2001, с..45-51
  24. Формирование «личностного ядра специалиста» в ходе профессиональной подготовки и переподготовки профконсультантов (статья). Журнал практического психолога №3-4, 2001, с. 219-228
  25. Психолог-профконсультант как субъект организации своего труда (статья). М., РАГС, ТРИАДА, 2001, с.15-21
  26. Основные тенденции развития профориентационной проблематики в современных условиях (тезисы) Тверь, Областной центр занятости населения, 2001, с.43-44
  27. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта (автореферат докт. диссерт.) Тверь, ТвГУ,2001. 40 с.
  28. Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом (статья). Психологическая наука и образование №1, 2003, с.92-99 (соавтор Галкина Т.Э.)
  29. Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как личная проблема самоопределяющегося человека (статья). М.: Смысл, «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва,16-18 декабря 2004 г.): Материалы Первой международной научно-практической конференции.- 2004 – с.92-93
  30. Активизирующий опросник «Перекресток» (статья). Педагогическая диагностика, №1, 2005, с.82-116
  31. Проблема информационного насилия в школе (статья). М.: Континент-Сборник научных трудов, 2005 – с.136-143. (соавтор Н.С.Пряжников)
  32. Социально-психологическая работа с детьми с ранним детским аутизмом (статья). М.: Континент-Сборник научных трудов, 2005 –с.165-176 (соавтор Т.Э.Галкина)
  33. Самоорганизация – как предпосылка успешности учебно-профессиональной деятельности (статья). М.: Континент-Сборник научных трудов, 2005- с.192-202 (соавтор Е.Г.Смолянова)
  34. «Кризисы разочарования» в развитии профессионального самосознания психологов (статья). Вестник практической психологии образования, №1, М.: 2006, с.49-56.).
  35. Мотивация профессионального развития обучаемых (статья) Екатеринбург, РГППУ, 2006, с.15-21
  36. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения (статья). Вопросы образования №3, 2006, с.224-231
  37. Мотивация профессионального развития студентов (статья) Психология образования: современное состояние и перспективы / Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 26-27 апреля 2007 г., с.106-113)
  38. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот (монография) Славянск-на-Кубани, СГПИ, 2006. (соавтор Л.Г.Юрченко)
  39. Профориентация как система (статья) Поянтийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 /Отв. Ред. Е.В.Ткаченко.-М.: ВЛАДОС, 2007.С.410-426
  40. Социальное мышление учащейся молодежи на стадии постановки проблем (статья). Психологическая наука и образование №3, 2007, с.60-68 (соавтор Н.А.Маслюк)
  41. Проблема внутри-профессиональных выборов (статья) Психология образования: современное состояние и перспективы / Материалы 11 Всероссийской научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 24-25 апреля 2008 г., с.114-117). (соавтор Ж.В.Аксенова)
  42. «Кризисы перехода» из одной образовательной среды в другую в системе непрерывного профессионального образования (статья). Психология образования: современное состояние и перспективы / Материалы 11 Всероссийской научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 24-25 апреля 2008 г., с.295-301).
  43. Развитие лидерских качеств студентов педагогических ВУЗа (монография). Славянск-на-Кубани: Изд. Центр СГПИ, 2008.- 186 с. (соавтор А.И.Давлетова)
  44. Организация профилактической работы в подростковой среде. Актуальные проблемы гуманитарных наук (педагогика, социология, психология,): Межвузовский сборник науч. работ. Вып. 4/под ред. Е.П. Комаровской, Е.Ю. Пряжниковой.- М.: РГСУ, 2008.- с. 76-80 (соавтор Т.А. Ширванян)
  45. К вопросу о мотивации профессионального развития обучаемых (статья). Непрерывное образование учителя технологии: тенденции, достижения, проблемы: материалы 111 международной НПК, 9 окт.2008 г./под ред. О.В.Атауловой.- Ульяновск: УИПКПРО ,2008., с.359-362.
  46. Современные тенденции развития профессионального самоопределения молодежи (статья). V международная научно-практическая конференция «Традиционная культура славянских народов в современном социокультурном пространстве» 8-9 августа 2008 г., часть 2, с.131-140.
  47. К вопросу о психологических признаках профессионализма Профессиональная ориентация молодежи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ под общ. ед. Е.Ю. Пряжниковой.- Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2009 г., с.210-212
  48. Личностно-ориентированная диагностика как фактор стимулирования профессионального развития студента. Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, психология, педагогика, социология): Межвузовский сборник научных работ. Вып.6/ Под общ. ред Е.П.Комаровской, Е.Ю. Пряжниковой.- М.: РГСУ, 2009, с. 44-50 (соавтор М.Г.Новиков)
  49. Влияние программы профориентации на особенности мотивации студентов-психологов. Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, психология, педагогика, социология): Межвузовский сборник научных работ. Вып.6/ Под общ. ред Е.П.Комаровской, Е.Ю. Пряжниковой.- М.: РГСУ, 2009, с. 50-59 (соавтор Ж.А.Аксенова)
  50. Региональный ВУЗ-центр науки и образования. Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, психология, педагогика, социология): Межвузовский сборник научных работ. Вып.8/ Под общ. ред Е.П.Комаровской, Е.Ю. Пряжниковой.- М.: РГСУ, 2010, с. 3-4
  51. Самоорганизация – как предпосылка успешности учебно-профессиональной деятельности будущего психолога. Актуальные проблемы гуманитарных наук (история, психология, педагогика, социология): Межвузовский сборник научных работ. Вып.8/ Под общ. ред Е.П.Комаровской, Е.Ю. Пряжниковой.- М.: РГСУ, 2010, с. 32-41 (соавтор Аксенова Ж.В.)
  52. Конкретно-методологические и организационно-управленческие принципы построения и внедрения активизирующих профконсультационных средств. Психология управления в современной Росси: теория, эмпирические исследования, практика: материалы Международной научно-практической конференции.- Тверь: Твер.гос.ун-т, 2010. , с.23-26

Учебно-методические работы

  1. Профессиональное обучение незанятого населения в России и Щвеции. (учебно-методическое пособие) М.: РУЦ, 1996 г. 168/80 с. (соавтор Савина М.С.)
  2. Профессиоведческие основы профконсультирования незанятого населения. (учебно-методическое пособие) М.: РУЦ, 1997 г. 128/56 с. (соавтор Савина М.С.)
  3. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения (из опыта Финляндии). (методическое пособие) М.: РУЦ, 1997 г. 202 /80с. (соавторы Савина М.С., Волошина И.А.)
  4. Опыт организации центров профессиональной информации при биржах труда Германии. (научно-методическое издание) М.: РУЦ, 1997 г. 46/16 с. (соавторы Савина М.С., Волошина И.А.)
  5. Организация профориентационной и профконсультационной работы. (учебно-методическое пособие) М.:РГАТиЗ, 1998 г. 152/75 с. (соавторы Савина М.С., Донских Л.Л.)
  6. Технологии профконсультации незанятого населения. (опытная программа по специальности 022100 «Социальная работа») М.: РГАТиЗ, 1999 г. 15 с.
  7. Конфликтология. (опытная программа по специальности 022100 «Социальная работа») М.: РГАТиЗ, 1999 г. 18 с.
  8. Психологическое обеспечение профориентации в Центрах занятости населения (методическое пособие) М.: РГАТиЗ, 1999 г. 85 с.
  9. Психология труда и инженерная психология. (опытная программа по специальности 022100 «Социальная работа») М.:РГАТиЗ, 1999 г. 14 с.
  10. Технология взаимодействия профориентации и профобучения (учебно-методическая разработка) М., РГАТиЗ,2000 112 с.
  11. Совершенствование умений эффективного общения (методическая разработка) М., Перспектива, 2000. 18 с.
  12. Практическая психология (учебно-методическое пособие) М., РГАТиЗ, 2000. 226/113 с. (соавтор М.С.Савина)
  13. Конфликты в сфере занятости населения (методическая разработка) М., РГАТиЗ, 2000. 187 с.
  14. Использование тренингов в технологиях трудоустройства (методическая разработка) М., Перспектива, 2000. 20 с.
  15. Основные принципы и правила проведения тренингов (методическая разработка) М., Перспектива, 2000. 20 с.
  16. Психолого-педагогические аспекты подготовки незанятого населения к предпринимательской деятельности (методическое пособие) М., РГАТиЗ, 2001 208 с.
  17. Психология труда и человеческого достоинства (учебное пособие) 1-е издание, стереотипное. (Рекомендовано Советом по психологии УМО университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология») М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480/240 с. (соавтор Н.С.Пряжников)
  18. Исследование индивидуально-психологических особенностей безработных и процесс принятия ими решения по дальнейшему трудоустройству (методическая разработка) М., РГАТиЗ, 2001 г. 112/56 с. (соавтор Шикун О.М.)
  19. Технология оказания профориентационных услуг работодателям (методическая разработка) М., РГАТиЗ, 2001 г. 138 с.
  20. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости (методическое пособие) М., РГАТиЗ, 2001 г. 201 /90с. (соавтор Савина М.С.)
  21. Методические рекомендации по курсу «Психология труда»(специальность 022100 «Социальная работа»). М., РГАТиЗ, 2001 г. 96 с.
  22. Групповая профориентационная работа (методическое пособие) М., РГАТиЗ, 2001 г. 102 /50с. (соавтор М.С.Савина)
  23. Профориентационное сопровождение профессиональной карьеры (методическая разработка) М., РГАТиЗ, 2001. 48/24 с. (соавтор М.С.Савина)
  24. Технологии и методы профессиональной ориентации населения (методическое пособие) М., РГАТиЗ, 2001. 324/140 с. (соавтор Волошина И.А.)
  25. Психология труда и человеческого достоинства (учебное пособие) 2-е издание, стереотипное. Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 480 с. (соавтор Н.С. Пряжников)
  26. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников (методическое пособие) М.,: Первое сентября, 2004 г. (соавтор Пряжников Н.С.)
  27. Профориентация (учебное пособие). Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям психологии. М.: Изд-во «Академия», 2005. – 496 с. (соавтор Пряжников Н.С.)
  28. Нетрадиционные размышления о профессии психолог (учебное пособие) Славянск-на-Кубани, СГПИ, 2006. (соавтор Л.Г. Юрченко)
  29. Организация профориентационной работы с детьми-сиротами (методические рекомендации) Славянск-на-Кубани, СГПИ, 2006. (соавтор Л.Г. Юрченко)
  30. Программа профориентационной работы со школьниками в рамках проекта «Малая академия» при МГУ им. М.В.Ломоносова. Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий/ под ред. Самоненко Ю.А.- М:Изд-во МГУ, 2008,- 141-160.
  31. Классный час – первый шаг в профессию (методические рекомендации) М.- 2009 г. ЦО №1685.- 48 с.
  32. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения (монография) Славянск-на-Кубани: Изд. Центр СГПИ, 2009 – 128 с. (соавтор Н.И. Ковалева)
  33. Социально-педагогическая система антинаркотической работы в образовательных учреждениях (учебное пособие) Изд. РГСУ, 2010 г. – 230 с. (соавторы Т.А. Ширванян, А.В. Хоруженко)