Барцалкина В.В.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Барцалкина Виктория Барцалкина
Полное имя: Барцалкина Виктория Васильевна
Ученая степень: кандидат психологических наук
E-mail: bartsalkina50@mail.ru
Версия для печати
Отправить на e-mail

Кандидат психологических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, член Международного профессионального объединения аддиктологов, руководитель сектора «Медико-психологическая реабилитация» МГППУ, профессор факультета «Психология образования» МГППУ.

Образование:

В 1974 г. окончила МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии;

В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию в НИИ ОПП АНН СССР (ныне НИ РАО).

Научно-исследовательская деятельность:

  • Консультирование и терапия зависимостей;
  • Стратегии и психологические методы работы с созависимостью;
  • Программы подготовки специалистов нового поколения - аддикционистов (специалистов в области терапии зависимостей) и превентологов (специалистов в области профилактики аддиктивного поведения)

Публикации:

  • Формирование познавательной деятельности у дошкольников // Нов. исслед. в психoл. - 1977. - № 2 (17).
  • Познавательная ценность и условия ее формирования // Вопр. психол.- 1977. - № 4.
  • Общение и развитие познавательной активности дошкольников // Психологические проблемы нравственного воспитания. - М., 1977.
  • Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопр. психол.- 1980. - № 1.
  • О некоторых факторах, определяющих неадекватные родительские позиции (из опыта психолого-педагогического консультирования) // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. - М., 1985.
  • Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрастах как основа личностного самоопределения // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М., 1987.
  • Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. - М., 1987.
  • Психопрофилактические возможности школы (использование психотерапевтических игр) // Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся. - М., 1987.
  • Психологические аспекты антиалкогольного воспитания детей младшего школьного возраста // Психологические проблемы антиалкогольного воспитания детей, подростков и юношества. - М., 1987.
  • Психологические аспекты антинаркотической пропаганды // Психологические условия выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. - М., 1988.
  • Повышение эффективности антинаркотического воспитания подростков: В помощь лектору. - М., 1988.
  • Развитие ответственной социальной позиции при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту // психология развития ответственной социальной позиции. - М., 1988.
  • О направлениях исследования психологических причин и путей профилактики алкоголизма у подростков и юношества // Психолого-педагогические аспекты профилактики подростково-юношеского пьянства и алкоголизма. - М., 1989.
  • Становление самосознания и форм рефлексии в онтогенезе // Проблемы рефлексии. - Новосибирск, 1989.
  • Об одном подходе к изучению диалогического строения самосознания подростков // Психологические проблемы развития личности, ее диагностики и коррекции в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990.
  • Возможности изучения развития самосознания подростков в практике воспитания // Психологические средства выявления особенностей личостного развития подростков и юношества. - М., 1990.
  • About one Aproach to Prevention of Adolescent Deviant Behavior with Special Emphasis an Alcohol and Other Drags // Soviet New Employee Orientation Training. - Bothell, 1991.
  • Цикл статей об алкогольной зависимости // Путь к себе. - 1993. - №№ 3-4. 1994. - №№ 1-2.
  • Программа духовного развития "12 шагов" в практике лечения алкоголизма // Мир психoл. - 1994. - № 0.
  • Как свои проблемы превращать в свои достижения // Будь здоров. - 1994. - № 3.
  • Зерно на мельницу судьбы // Путь к себе. - 1995. - № 1.
  • Психология в моей жизни: Интервью с В.В.Рубцовым // Мир психoл. - 1995. - № 2.
  • Роль внутреннего диалога в развитии личности подростка // Мир психoл. - 1995. - № 3.
  • Психология в моей жизни: Интервью с В.П.Зинченко // Мир психoл. - 1995. - № 3.
  • Парадоксы нашего времени: Интервью с А.В.Брушлинским // Мир психoл. - 1995. - № 4.
  • Внутренний диалог в структуре возрастных особенностей личности подростков // Психологические особенности личностного развития подростков, юношей (девушек) в различных регионах России. - М., 1995.
  • Вера в ребенка рождает гениев: Интервью с Ш.А.Амонашвили // Мир. психол. - 1996. - № 2.
  • Путь к психологии и жизнь в психологии: Интервью с А.А.Бодалевым // Мир психoл. - 1996. - № 4.
  • Психология есть жизненная наука: Интервью с К.М.Гуревичем // Мир психoл. - 1996. - № 4.
  • Деятельностные аспекты образовательных стандартов // Мир психoл. - 1997. - № 1.
  • Психолог о болезни, лечении и выздоровлении // Алкоголизм. Путь к новой жизни. - М., 1997.
  • Как обрести свободу от никотина // Быть свободным. - 1997. - №№ 2-3.
  • Возможности психологической коррекции аномалий личностного развития подростков из дисфункциональных семей // Психологическое развитие и личностное становление подростков и юношества. - М., 1998.
  • Учебная программа и методические рекомендации по изучению курса "Психология и психотерапия химической и эмоциональной зависимости". - М., 1998.
  • Профилактика ранней наркотизации // Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации: Доклады Международной конференции. - М., 1999.
  • Вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в контексте педагогических систем // Образование, воспитание и социализация личности: Материалы Круглого стола. - М., 1999.
  • Психологический анализ негативных тенденций в развитии современных подростков из дисфункциональных семей // Эмоционально-смысловое поле развития подростка, юноши, девушки. - М., 1999.
  • Психолого-педагогический консилиум Московской экономической школы // Мир психoл. - 1999. - № 2. (в соавт.).
  • Психологические аспекты ранней наркотизации // Профессиональное образование. - 2000. - № 5.
  • Проблемы юношеской наркотизации
  • Проблемы психологического развития. - М., 2000.
  • Ловушка созависимости; "12 шагов" - программа выздоровления от алкоголизма // Полезные страницы. - 2000. - Осень-зима.
  • Первичная профилактика наркомании: российско-американский проект "Семья и школа вместе" // Героиновая наркомания. - СПб., 2002. (в соавт.).
  • В фокусе - созависимая семья // Учитель - ученик - родители. - М., 2002.
  • Формы взаимодействия семьи и школы в процессе профилактики // Материалы Второго Российского конгресса "Мир семьи". Ч.2. - М., 2002.
  • Цикл статей о профилактике наркозависимости // Техника - молодежи. - 2002. - №№ 8-9. (в соавт.).
Интервью программе "Только для взрослых" на "Детском радио" от 29.03.2011
Тема: Компьютерные, игровые и другие зависимости у детей.
Часть 1 , Часть 2
Публикации
СТАТЬИ:
Другие публикации
Вернуться к списку