Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению



Автор: Гуткина Н.И.
Выходные данные: М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с., приложения 
Рубрики: Педагогическая психология, Дошкольники, Младшие школьники
Возраст: Дошкольный 5-7 лет
Проблема: готовность к обучению
Психологические характеристики: Интеллект
Предмет диагностики: Психологическая готовность к школе
Добавить в закладки
Версия для печати
Комментарии (0)
Экспертная оценка:
Диагностика готовности к школе является одной из наиболее распространенных и актуальных задач деятельности психолога в системе образования. На сегодняшний день существует множество методик диагностики готовности к обучению в школе. Среди них «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению» Гуткиной Н.И. представляется наиболее обоснованной теоретически и методологически последовательным инструментом. Несомненным достоинством данной методики является заложенный в ней принцип коррекционности. Программа позволяет не только констатировать особенности развития и прогнозировать успешность обучения ребенка, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу.

Логинова Г.П.

Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.


Плюсы:
Обладает прогностической значимостью
Области применения:

Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с 5,5 лет до 8 лет.

Используется для исследования развития аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой сфер.

Общее описание:

Методики, из которых состоит программа, не являются теста­ми и позволяют дать качественную характеристику психологиче­ской готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Диагностическая программа включает следующие методики:

- ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека;

- методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка;

- экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника";

- методика "Домик" (умение ориентироваться на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);

- методика "Да и нет" (умение действовать по правилу);

- методика "Сапожки" (изучение обучаемости);

- методика "Последовательность событий" (развитие логического мышления, речи и способности к обобщению);

- методика "Звуковые прятки" (фонематический слух).

Методические рекомендации: в зависимости от условий и особенностей ребенка обследование может проводиться в один или два этапа. Два этапа рекомендуется при проведении обследования в детском саду или школе, когда возможно коллективное проведение методики «Домик». Первый этап может включать в себя собеседование и выполнение методики «Домик». Остальное обследование проводится индивидуально.

На время проведения обследования кабинет должен быть оформлен определенным образом, в соответствии с тестовыми заданиями: все должно быть под рукой педагога-психолога, необходимо также исключить из обстановки яркие игрушки и предметы, которые могут отвлекать ребенка.

Для каждого ребенка предварительно готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов для рисования по заданиям, а также для фиксирования ответов по заданиям не обеспеченным бланками.

Родители могут присутствовать на обследовании, но их нахождение рядом с ребенком во время проведения методик «Домик» и «Определение доминирования мотивов» нежелательно.

Программа позволяет

  • выяснить мотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
  • определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
  • использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
  • определить проблемы в развитии детей начиная с 5,5 лет для дальнейшей работы с ними по специальной развивающей методике "Группы развития", описанной в книге Н.И. Гуткиной "Психологическая готовность к школе"
Скачать полнотекст методики (доступно для пользователей, внесенных в Базу психологов)
Литература:
Рекомендованная литература:
"Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа" - журнал "Психологическая наука и образование" 1998. №2.
Вернуться к списку
Чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.

Новости психологии

30.10.2017

В Санкт-Петербурге завершил свою работу III Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»


24.10.2017

Ольга ВАСИЛЬЕВА: «Развитие педагогического образования на сегодняшний день является одним из стратегических направлений деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации»


20.10.2017

Конференция об инклюзивном образовании в вузах пройдет в МГППУ



Медиатека

Все ролики


Партнеры

мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
мониторингнсид.рф
Факультет психологии образованияФакультет
Психология образования
fpo.ru
Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
педагогическоеобразование.рф
Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры



Союз охраны психического здоровья
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика