Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР)



Авторы: Борисова Е.М.   Гуревич К.М.   Логинова Г.П.   Козлова В.Т.
Выходные данные: Тест разработан сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО
Рубрики: Индивидуальные различия
Возраст: Старший подростковый, Взрослые
Проблема: профориентация, трудности обучения
Психологические характеристики: Интеллект
Предмет диагностики: Диагностика умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов
Добавить в закладки
Версия для печати
Комментарии (0)
Экспертная оценка:

Диагностика умственного развития при подготовке к поступлению в ВУЗ проводится с помощью теста АСТУР. Его отличие от традиционных тестов интеллекта состоит в том, что в задания теста включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. АСТУР позволяет проводить качественный анализ результатов как по уровню развития различных операций, так и по четырем предметным циклам: естественно- научному, физико-математическому, техническому и физико-математическому. Главный ориентир оценки умственного развития здесь – возрастной социально-психологический норматив. Это значит, что АСТУР выступает  как инструмент сравнения показателей учащихся с тем уровнем умственного развития, который необходим для успешного продвижения по образовательному маршруту в современном обществе. Отличительной особенностью данного тесте является принцип коррекционности, т.е на основе полученных по тесту данных легко составить высоко индивидуализированные коррекционные программы. 

Логинова Г.П.

Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.

Плюсы:

Отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континуму всей совокупности или выборки.

Важный признак, отличающий АСТУР от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно.

Минусы:

Так как содержание заданий в тексте взято из школьных программ, этот тест может использоваться только для абитуриентов указанных специализаций (имеет узкоспециализированное предназначение).

Логинова Г.П.

Области применения:
Исследование в качестве вступительных экзаменов при профодборе по специальностям общественно - гуманитарного, физико - математического и естественно-научного направления
Общее описание:

Данный тест включает в себя методическое руководство, бланки ответов для испытуемых, ключ и нормативные показатели по возрастам. Тест, включает 8 субтестов:

  • 1 субтест: осведомленность;
  • 2 субтест: двойные аналогии;
  • 3 субтест: лабильность;
  • 4 субтест: классификация;
  • 5 субтест: обобщение;
  • 6 субтест: логические схемы;
  • 7 субтест: числовые ряды;
  • 8 субтест: геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. Проведение теста занимает около 1,5 часов.

Методические рекомендации: перед тем как использовать данный тест в работе, психологу необходимо самому хорошо изучить методическое руководство, уметь ориентироваться в демонстрационном материале и в бланках для испытуемого по субтестам. Психологу также необходимо четко знать инструкции к субтестам, уметь корректно ответить на вопросы ребенка, если они возникнуть после объяснения инструкции. При этом важно соблюдать все правила проведения методики, чтобы не перейти на «подсказывание». Все субтесты выполняются четко по времени.

При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого.

Тест назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Это принципы нормативной диагностики, т.е.диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.

В отличии от традиционного теста начинается в задания теста включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. Если авторы традиционных тестов интеллекта при отборе понятий исходили в основном из собственного опыта и интуиции, то авторы АСТУРа исходили из того, что умственное развитие учащихся в основном представлено школьным обучением. Школьные программы содержат те требования к умственному развитию, которые выступают перед учащимися как обязательные. Практика обучения показывает их доступность для всех психически нормальных детей.

Работа по отбору понятийного содержания заданий проводилась совместно с опытными учителями и методистами. Были проанализированы учебные программы и учебники 9-11 классов. Включенный в задания теста перечень понятий и умственных действий представляет то, что можно считать социально-психологическим нормативом (СПН).

Созданный по такому принципу нормативный тест АСТУР имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континуму всей совокупности или выборки.

Нужно просто сопоставить полученные данные с общим числом заданий в тесте. Также можно определять успешность испытуемого в каждом субтесте. Имеется проверенный авторами несложный способ сопоставления результатов с критериями социально-психологического норматива по выборке в целом.

В тесте АСТУР есть еще один важный признак, отличающий его от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно. Кроме того, в заданиях примерно в равных частях даны понятия из трех учебных циклов: естественно-научного, физико-математического и общественно-гуманитарного. Все это позволяет проводить более углубленный и всесторонне качественный анализ результатов тестирования: учитывать не только общее число выполненных и невыполненных заданий, но и устанавливать, насколько хорошо или плохо учащиеся владеют отдельными логическими операциями, а также понятиями тех или иных учебных циклов.

АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов): осведомленность, двойные аналогии (1 часть), понимание инструкций, классификации, обобщения, логические схемы, числовые закономерности, пространственные представления, двойные аналогии (2 часть). Испытание теста проводилась на выборке учащихся 10–11 классов и абитуриентов городов Москвы, Калуги, Коломны, Липецка, Волгограда. Всего в экспериментах приняло участие около 500 старшеклассников и абитуриентов.

Материалы теста составляют две тетради, соответствующие двум параллельным формам А и Б. Надежность теста определялась путем повторного тестирования (другой формой) через 14 дней. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,62 до 0,77. Для общего балла r АБ=0,74. Эти коэффициенты указывают также на эквивалентность форм А и Б. Уровень значимости приведенных коэффициентов р>0,001.

Определялся еще один вид надежности – гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий в каждом субтесте. Они находятся в пределах 0,98–0,99 (для обеих форм).

Валидность теста определялась путем сопоставления успешности его выполнения со школьной успеваемостью и с результатами поступления в вуз. Коэффициенты ранговых корреляций теста (ф.А и ф.Б) и школьной успеваемости порядка r=0,40 (р>0,001); корреляции между тестом и результатами поступления в вуз порядка 0,70 (р>0,001).

Приведенные выше данные позволяют считать, что разработанный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Скачать полнотекст методики (доступно для пользователей, внесенных в Базу психологов)
Литература:
Рекомендованная литература:
Атаханов Р., Математическое мышление и методики определения уровня его развития. – Рига, 2000.
Вернуться к списку
Чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.

Новости психологии

30.10.2017

В Санкт-Петербурге завершил свою работу III Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»


24.10.2017

Ольга ВАСИЛЬЕВА: «Развитие педагогического образования на сегодняшний день является одним из стратегических направлений деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации»


20.10.2017

Конференция об инклюзивном образовании в вузах пройдет в МГППУ



Медиатека

Все ролики


Партнеры

мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
мониторингнсид.рф
Факультет психологии образованияФакультет
Психология образования
fpo.ru
Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
педагогическоеобразование.рф
Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры



Союз охраны психического здоровья
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика