Экспертная оценка: Групповой интеллектуальный тест используется для диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый. ГИТ - многоцелевой критериально-ориентированный тест, позволяющий решить такие задачи как:
1) контроль над влиянием разных методов обучения на умственное развитие учащихся, индивидуализация методов обучения;
2) выявление учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
3) определение причин школьной неуспеваемости.
Логинова Г.П.
Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.
Плюсы: Tест известен как надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы.
После знакомства с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную, становится очевидным необходимость еще в начальной школе до перехода учащихся в пятый класс, выявить группу риска, группу учащихся, которые с наибольшей вероятностью столкнутся при обучении в 4 - 6 классах с большими трудностями. Причиной таких трудностей кроме повышеннйо тревожности может оказаться несоответствие уровня интеллектуального развития отдельных учащихся требованиям учебных программ.
Для определения учащихся с такими трудностями и составления психологических рекомендаций для коррекции этих трудностей можно использовать Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ).
Минусы: При диагностике каждому ребенку предъявляется тестовый бланк. При проведении группового тестирования или повторного тестирования возникает необходимость в большом количестве бланков на каждого испытуемого. В этом тесте нет бланков ответов. Тестовые бланки могут быть использованы только одним испытуемым.
Г.П. Логинова
Области применения: Тест предназначен для группового обследования умственного развития детей 10-12 лет (учащихся четвертых, пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр.
Данный тест может быть использован для выявления неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;для определения индивидуальных направлений коррекционной работы с учащимися;определения причин школьной неуспеваемости;выявления учащихся для обучения по индивидуальной программе;сравнения эффективности разных образовательных систем и методов преподавания; контроля за эффективностью школьного обучения.
Общее описание: При адаптации в тест были внесены существенные изменения, с тем чтобы все задания стали понятными для наших школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию.
Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
Тест содержит 7 субтестов:
- исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления);
- арифметические задачи (диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе обучения);
- дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами);
- определение сходства и различия понятий (проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков);
- числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации);
- установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии);
- символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы). В тестовых тетрадях субтесты названы тестами.
На выполнение каждого субтеста отводится ограниченное время (от 1,5 до 6 мин).
ГИТ разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость (форма А, Б).
Для оценки индивидуальных результатов теста используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы, показатели границ нормы для каждого образовательно - возрастного уровня учащихся. Количество правильных решений является первичным результатом, на основании которого подсчитываются баллы, полученные школьниками за выполнение субтеста. После обработки и определения первичных показателей по отдельным субтестам, результаты переносятся в таблицу на первой странице тестовой тетради и складываются. В результате получается общий первичный показатель. В соответствующие колонки таблицы вносятся также ошибки, которые суммируются. Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому субтесту в отдельности, так и по тесту в целом. Кроме того, проводится графическое изображение результатов на сетке, расположенной рядом с колонками первичных баллов и их процентов. Этот график отражает индивидуальную структуру умственного развития школьника.
Для 4, 5 и 6 классов средней школы результаты получены на выборках российских школьников. Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально - логических операций, скоростных характеристик умственной работы и некоторые другие линии анализа.
Основные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:
- контроль за эффективностью школьного обучения;
- выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;
- определение причин школьной неуспеваемости;
- сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;
- сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;
- отбор учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.
ГИТ рекомендуется использовать для диагностики уровня умственного развития учащихся 4-6 классов
Скачать полнотекст методики (доступно для пользователей, внесенных в Базу психологов)
Рекомендованная литература: Борисова Е.М., Логинова Г.П. "Диагностика умственного развития на основе качественного анализа теста"// Вопросы психологии, №2, 1986г. Руководство к применению группового интеллектуального теста( ГИТ) для младших подростков. М.1993 г
|