Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет



Авторы: Андрющенко Д.В.   Логинова Г.П.
Выходные данные: М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 20 с
Рубрики: Дошкольники
Возраст: Дошкольный 4-5 лет
Психологические характеристики: Личностная сфера
Добавить в закладки
Версия для печати
Комментарии (0)
Экспертная оценка:
Комплект методик ориентирован на качественный анализ развития ребенка среднего дошкольного возраста. Он позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и учитывает социальную ситуацию развития ребенка, индивидуальные отличия игровой деятельности, воображение, формы общения со взрослым.
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что позволяет использовать данный комплект для диагностики детей с ослабленным здоровьем и другими дисфункциями.

Логинова Г.П.

Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.


Общее описание:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - познавательное общение;
  2. появление сюжетно- ролевой игры;
  3. наглядно-образное мышление;
  4. «планирующее» воображение;
  5. речевая опосредованность восприятия и мышления.

Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом. Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей о ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Скачать полнотекст методики (для пользователей, включенных в Базу психологов).

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со средним дошкольным возрастом 4-5 лет.

Психологические характеристики возрастаМетодики
интеллект
  • Диагностика детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет (Т.Д.Абдурасулова)
  • Диагностиа детей среднео дошкольного возраста 4-5 лет (Г.П.Логинова, Д.В. Андрющенко)
  • личностная сфера
  • Наблюдение в ведущей деятельности
  • психофизиологические особенности
    специфика межличностных отношений
  • Тест - опросник родитльского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)
  • Вернуться к списку
    Чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.

    Новости психологии

    30.10.2017

    В Санкт-Петербурге завершил свою работу III Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»


    24.10.2017

    Ольга ВАСИЛЬЕВА: «Развитие педагогического образования на сегодняшний день является одним из стратегических направлений деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации»


    20.10.2017

    Конференция об инклюзивном образовании в вузах пройдет в МГППУ



    Медиатека

    Все ролики


    Партнеры

    мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
    мониторингнсид.рф
    Факультет психологии образованияФакультет
    Психология образования
    fpo.ru
    Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
    педагогическоеобразование.рф
    Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
    psytoys.ru

    Информационные партнеры



    Союз охраны психического здоровья
    Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

    Электронная библиотека по психологии

    Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
    Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
    Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

    Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
    Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
    Все издания индексируются РИНЦ
     

    © 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
    © 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
    Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

      Яндекс цитирования Яндекс.Метрика