Опубликована Резолюция Всероссийского совещания "Проектирование основных образовательных программ...

07.12.2009
Рубрики: Педагогическая психология

Всероссийское совещание "Проектирование основных образовательных программ ВПО по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" на основе ФГОС нового поколения" состоялось 23-24 ноября 2009 год на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, 29.

Целью совещания было обсуждение новых стандартов психолого-педагогического образования, соответствующих требованиям сегодняшнего дня и социальному запросу современного российского общества. На совещании обсуждалась стратегия развития и внедрения новых образовательных стандартов.


Резолюция
Всероссийского совещания «Проектирование Основных Образовательных Программ по направлению "Психолого – педагогическое образование"на основе ФГОС ВПО»

Участники Всероссийского совещания «Проектирование Основных Образовательных Программ по направлению "Психолого – педагогическое образование" на основе ФГОС ВПО» отмечают, что современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы, переходом на новые стандарты общего, профессионального и дополнительного образования. Развитие образования в России имеет целью «формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... Это предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения..., создание возможностей «гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012гг.).

Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке  педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений – «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость задания в программах подготовки педагога такого содержания, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов общего образования.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых должны быть разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована  система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса, прежде всего, практических психологов образования и педагогов, которые готовятся в рамках направления «Психолого – педагогическое образование» (учитель начальных классов, воспитатель дошкольного учреждения и др.), а также слушателей магистратуры по этому направлению для выпускников классических университетов.

Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа  психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Главным условием модернизации подготовки в указанном направлении становится ориентация психологического образования на возраст и развитие обучающихся.
Принципы и направления модернизации вузовского звена профессиональной подготовки психологов образования и психологической подготовки участников образовательного процесса опираются на новые ФГОС ВПО по направлениям педагогического образования, в первую очередь, на направление «Психолого-педагогическое образование» - ППО.

Стандарт направления «Психолого-педагогическое образование» разработан на основе деятельностного и компетентностного подходов и с учетом введенного в действие нового стандарта общего образования. Подготовка учителей начальной школы и школьных психологов в рамках одного психолого-педагогического направления создаст новую ситуацию профессионального общения внутри школы и создаст благоприятные условия для модернизации всей современной системы общего образования.

Содержание учебных дисциплин в психолого-педагогическом направлении позволяет вузам более быстро реагировать на запросы рынка труда: так школьные психологи, имеющие степень бакалавра, могут получить магистерскую подготовку уже в области преподавания дисциплин начального образования, и наоборот, учителя, получившие степень бакалавра по психолого-педагогическому направлению, смогут безболезненно переквалифицироваться в психологов-педагогов в процессе магистерской подготовки.

Участники совещания осознают, что подготовка учителей начальной школы по психолого-педагогическому направлению потребует расстановки новых акцентов в содержании преподавания таких традиционных дисциплин как общая, возрастная и педагогическая психология, методика преподавания, а также создания дисциплин, отражающих реалии современной школы, например, ориентация на развивающие образовательное технологии и здоровьесберегающую среду. В этой связи введение новых ООП для учителей начальной школы потребует подготовки новых учебников и методических пособий, нового подхода к профессиональной переподготовке профессорско-преподавательского состава. Необходимо будет развивать прикладные психолого-педагогические исследования новых проблем обучения и развития младших школьников.

Для действующих работников системы образования и новых выпускников вузов переход на новые стандарты потребует соответствующей реорганизации системы последипломного образования и системы повышения квалификации для специалистов психолого-педагогического профиля. Это крайне важно в сложившихся условиях, когда, судя по данным общероссийского мониторинга, до 50 % специалистов не имеют базового профессионального (психологического и психолого-педагогического) образования.

Участники Всероссийского совещания «Проектирование Основных Образовательных Программ по направлению "Психолого – педагогическое образование" на основе ФГОС ВПО» считают необходимым принять следующие рекомендации:

Обсудив основные принципы построения примерных ООП (ПрООП) по трем направлениям педагогического образования и модель перехода на новые ФГОС ВПО совещание рекомендует:

  • Поддержать модель и основные принципы перехода на ФГОС ВПО по направлениям педагогического образования, разработанные и предложенные МГПУ и МГППУ,
  • Считать целесообразным их реализацию педагогическими ВУЗами регионов, - с учетом накопленных традиций, опыта модернизации регионального образования и особенностей региональных рынков труда.
  • Одобрить образцы примерных ООП (ПрООП) по направлению 050400 «Психолого - педагогическое образование», обсуждавшиеся на Всероссийском Совещании.
  • Считать целесообразным разрабатывать ПрООП  с учетом профилей, рекомендуемых ФГОС по педагогическим направлениям, а также с учетом «Таблицы соответствия направлений подготовки и образовательных программ ВПО (бакалавры, магистры и специалисты) в соответствии с ФГОС и образовательных программ ВПО по ОКСО (ГОС – 2)», предложенной ФИРО.
  • Предложить педагогическим вузам регионов полнее использовать методические разработки и рекомендации по переходу на новые формы организации учебного процесса в связи с введением ФГОС по направлениям педагогического образования, разработанные московскими городскими педагогическими вузами.
  • Создать межрегиональные рабочие группы для разработки профильных макетов ПрООП по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Обсудив современную ситуацию в подготовке бакалавра по социальной педагогике в вузах России и проблемы проектирования нового учебного плана и программ дисциплин в области социальной педагогики по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование бакалавр социальной педагогики, участники Всероссийского совещания считают целесообразным:

  • Признать необходимость перехода на новую парадигму подготовки кадров в области социально-педагогической деятельности для различных сфер жизнедеятельности общества (образование, социальной сферы, здравоохранения, культуры), заключающейся в реализации психологического компонента потенциала социума в подготовке бакалавра по социальной педагогике.
  • Подчеркнуть особую востребованность  лиц, закончивших полный курс обучения по программе ФГОС ВПО  по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование с квалификацией (степенью) «бакалавр» на должностях социального педагога в учреждениях образования, здравоохранения, социальной сферы и культуры в роли менеджеров, реализующих социально-педагогическую функцию учреждения.
  • Вузам, занимающимся подготовкой социальных педагогов рекомендуется принять Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки   050400 Психолого-педагогическое образование  с квалификацией (степенью) «бакалавр» социальной педагогики для непосредственного руководства процессом подготовки кадров в области социально-педагогической деятельности.
  • Рабочей группе совместно с кафедрами, факультетами вузов, осуществляющих подготовку бакалавров в области социально-педагогической деятельности до 15 марта 2010 года разработать ПрООП по направлению подготовки  050400 «Психолого-педагогическое образование», с квалификацией бакалавр «психология и социальная педагогика».

Проанализировав особенности, проблемы и перспективы реализации подготовки бакалавров и магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование»   в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании и,  рассматривая результаты обучения специалиста как обладание им определенными компетенциями,  участники пришли к выводу о необходимости:

  • Разработать в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании не менее двух примерных основных образовательных программ ПрООП по подготовке бакалавров и магистров: «Педагогика и психология инклюзивного образования» и «Специальная педагогика и психология».
  • Дополнить перечень компетенций, представленных в ФГОС по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» компетенциями, необходимыми для эффективной реализации ООП по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования.
  • Уточнить требования к подготовке уровня бакалавра по ООП «Педагогика и психология инклюзивного образования», разработать примерные квалификационные характеристики по должности «тьютор», выступить с инициативой введения этой должности в перечень должностей и профессий Российской Федерации.

Участники совещания считают одним из основных направлений модернизации педагогического образования развитие системы повышения квалификации психологов образования, которая должна допускать возможность построения гибких индивидуальных образовательных маршрутов и профессиональной переподготовки по перечню специализированных образовательных программ (по разным контингентам обучающихся). С этой целью Совещание рекомендует:

  • Одобрить модель и принципы организации годичной педагогической интернатуры, разработанные МГПУ и МГППУ, считать целесообразным введение годичной педагогической интернатуры в экспериментальном порядке в указанных ВУЗах столичного региона с учетом опыта и порядка работы интернатуры медицинских образовательных учреждений Российской Федерации.
  • В систему последипломного образования специалистов психолого-педагогического профиля включить следующие обязательные дополнительные компоненты:
            • последипломное сопровождение (супервизия) выпускников в течение первых лет освоения профессии;
            • годичная бесплатная интернатура на психолого-педагогических факультетах Университетов (по отдельному списку, утверждаемому УМО или Минобразованием России) по направлению «Психолого - педагогическое образование»;
            • профессиональный экзамен при занятии должности практического психолога (для психологов образования).

В целом, принимая ответственность за  решение проблемы психолого-педагогической подготовки педагогических кадров  для новой школы, высшему педагогическому образованию необходимо:

  • Обеспечить научно-методическое сопровождение перехода системы подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО, в том числе, - по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование».
  • Разработать модельный ряд примерных основных образовательных программ ПрООП бакалавриата, интернатуры, магистратуры по всем педагогическим направлениям, в первую очередь, по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование».
  • Предусмотреть возможность обучения в магистратуре в конкретных образовательных траекториях будущего педагога (например, для бакалавра по «педагогическому направлению», профиль география, => магистр  по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр  по направлению «Психолого-педагогическое образование» и т.д.). 
  • Принять участие в разработке системы повышения психолого-педагогической  квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, ориентированной на решение задач по переходу образовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2-го поколения).
  • Модернизировать существующую систему повышения квалификации педагогов с указанием сроков, периодичности повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации работника. Такая система должна обеспечивать возможность (и предполагать необходимость) пройти определенный модуль или целую программу повышения квалификации не только по конкретному предмету профессиональной деятельности учителя (физика, математика, музыка и др.), но и по психолого-педагогическому маршруту.
  • Учитывая требования к реализации Федерального Государственного стандарта общего (начального) образования, необходимо  начать адресную разработку  национальной системы  диагностики оценки  основных  образовательных результатов обучения в школе. На основе этих технологий, - помимо измерения с помощью ЕГЭ уровня владения учеником учебной информацией,  - можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей: способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (то есть разработать средства диагностики развития  надпредметных и личностных компетенций).

Программы и порядок введения указанных выше предложений по совершенствованию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования можно, - с учетом накопленного регионами инновационного опыта, - в порядке эксперимента апробировать на базе столичного региона и ряда других регионов России.

  • Скачать Резолюцию Всероссийского Совещания ( Word - 73 Кб)

    На портале также опубликованы резолюции, проинятые в рамках работы отдельных секций:


  • Пленарное заседание Всероссийкого совещания транслировалось в сети ИНТЕРЕНТ, в режиме реального времени.
    Опубликованы Видео-материалы заседания, а также презентации докладов участников совещания.

    Информация о совещании в новостях портала www.Childpsy.ru