Отчет о конференции с международным участием «Равные возможности – новые перспективы»

08.12.2009
Рубрики: Педагогическая психология, Нарушения развития, Клиническая психология, Специальная психология, Нейропсихология нормального развития

ОТЧЕТ

о проведении городской межвузовской научно-практической конференции с международным участием

«Равные возможности – новые перспективы»

30 ноября 2009 года

Научно-практическая конференция «Равные возможности – новые перспективы» была организована при поддержке Департамента образования города Москвы ГОУ ВПО МГПУ и ГОУ ВПО МГППУ. Конференция проходила 30 ноября 2009 года в Московском городском педагогическом университете.

Согласно программе, предложенной оргкомитетом конференции, 30 ноября в первой половине дня состоялось пленарное заседание. На пленарном заседании с приветственным словом к участникам и гостям конференции обратились проректор МГПУ М.Н.Русецкая и проректор МГППУ Ю.Н.Баусов. На пленарном заседании были заслушаны доклады ведущих ученых и руководителей системы специального образования, определяющих актуальные проблемы и перспективы развития специального образования в России, интеграции и инклюзии в контексте специальной социальной политики, Н.Н. Малофеева (Институт коррекционной педагогики РАО), Б.В. Белявского (Центр реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования), Н.М. Назаровой (МГПУ), Л.С. Куравского (МГППУ), Б.Б. Айсмонтаса (МГППУ), И.Ю. Левченко (МГГУ им. М.А. Шолохова), Е.И. Булин-Соколовой (Центр образования «Информационные технологии»).

Во второй половине дня работали секции:

  • «Разработка нового содержания подготовки кадров для системы инклюзивного, интегративного и специального образования» (Н.М.Назарова, Н.Я.Семаго, И.А.Филатова, В.Г.Рудинский)
  • «Технологии обучения лиц с ограниченными возможностями в системе среднего и высшего профессионального образования» (Б.Б.Айсмонтас, И.Л.Соловьева, М.А.Шумских, А.А.Еремина)
  • «Проблемы инклюзии и интеграции в системе общего и дополнительного образования» (А.Ю.Шеманов, Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, О.П.Гаврилушкина)
  • «Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития» (О.Г.Приходько, Ю.А.Разенкова, Л.И.Аксенова, Н.Ю.Григоренко)
  • «Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми с детьми с особыми образовательными потребностями» (О.И.Кукушкина, А.М.Щербакова, И.М.Яковлева, А.А.Гусейнова)
  • «Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями и их семей» (И.Ю.Левченко, Е.А.Медведева, М.М.Семаго, Т.Г.Богданова).

С докладами на секционных заседаниях выступили сотрудники и преподаватели МГППУ.

В рамках конференции были проведены мастер-классы Е.И.Булин-Соколовой «Московский проект «Система дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», О.Г.Приходько, Ю.А.Разенковой «Диагностика и коррекция нарушений развития в первые годы жизни», Е.В.Ушаковой «Организация единого открытого информационно-образовательного пространства в условиях ДОУ как фактор повышения психолого-педагогической компетентности родителей»; организована презентация учебника для ВУЗов «Основы интегрированного обучения» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.В.Резниковой; прошел круглый стол А.Ю.Шеманова «Доступность социокультурной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».

В работе конференции приняли участие представители образовательных и медицинских учреждений Российской Федерации (Москва, Троицк, Одинцово, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и зарубежных стран (Белоруссия, Латвия); представители ИКП РАО, ГОУ ВПО МГПУ, ГОУ ВПО МГППУ, МГГУ им. М.А.Шолохова, РГСУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, МСГИ, РГПУ им.А.И.Герцена, БГПУ им. М.Танка, УрГПУ (Екатеринбург), ГОУ СПО Социально-педагогический колледж, ГОУ СПО Педагогический колледж № 4.

Подводя итоги конференции, ее участники обратили внимание на важные аспекты организации и содержания подготовки кадров для системы инклюзивного, интегративного и специального образования, инновационных форм и технологий коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, оказания ранней помощи детям и их семьям, установления партнерских отношений с семьей детей с ограниченными возможностями здоровья в едином открытом информационно-образовательном пространстве.

Участники конференции рекомендуют:

  • реализовывать для подготовки кадров системы, интегративного, инклюзивного и специального образования Концепцию новых стандартов профессионального педагогического образования (вместо ориентированного на знания - компетентностный и блочно-модульный подходы), что позволит строить такие профессиональные образовательные программы, которые наиболее полно в современных условиях могут обеспечить новые актуальные потребности специального образования - многовариантность отечественного инклюзивного образования, обусловленную региональными и социокультурными особенностями страны;
  • способствовать внедрению программ прикладного бакалавриата как варианта подготовки узкопрофильного специального педагога с высшим образованием, что будет иметь большое значение для педагогических колледжей, повышая их статус, открывая перспективу получения высшего педагогического образования для его выпускников при сохранении всего того положительного опыта профессиональной подготовки;
  • способствовать интеграции различных научных подходов путем формирования единого информационного пространства по проблемам специального образования;
  • ходатайствовать о финансовой поддержке городскими федеральными органами создания компьютерных программ для дистанционного обучения лиц с ОВЗ в системе ВПО и СПО;
  • одобрить усилия Департамента образования города Москвы по созданию сети окружных ресурсных центров по инклюзивному образованию и привлечению к их деятельности специалистов ПМС центров;
  • способствовать более активному внедрению четырехкомпонентной модели социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • создавать условия и стремиться к постоянному повышению компетентности педагогов специального образования и родителей лиц с ограниченными возможностями здоровья в области инновационных информационных технологий;
  • расширить инновационные формы и технологии коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями и внедрить их в практику деятельности учреждений компенсирующего и комбинированного видов;
  • усилить исследования в области социокультурной реабилитации лиц с проблемами в развитии и их семей;
  • активизировать роль системы дополнительного образования в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • усилить работу по ранней диагностике и ранней коррекции нарушений у детей первых лет жизни и способствовать внедрению в практику;
  • совершенствовать систему оказания адресной социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, с целью повышения психолого-педагогической компетентности и воспитательно-образовательной культуры взрослых;
  • внедрять в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства эффективных технологий сотрудничества с родителями, способствовать научным разработкам в этой области.

В результате работы конференции подготовлен к печати сборник докладов, статей и тезисов выступлений, представленных научными и практическими работниками образовательных и медицинских учреждений России и ближайшего зарубежья.