Отчет о публичной лекции «Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии»

11.12.2009
09 декабря 2009 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась очередная публичная лекция
«Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии» 


Научный лекторий МГППУ 
Тематическое направление: «"Основные проблемы психологического сопровождения семьи с проблемными и приемными детьми"»

Вероника Нисоновна Ослон

Наталья Владленовна Владимирова

Лекцию прочли Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» МГППУ и Владимирова Наталья Владленовна, старший научный сотрудник лаборатории.

Вероника Нисоновна представила авторскую концепцию психологического сопровождения замещающей семьи.

Теоретико-методологическим основаниями концепции является системный подход, теории и концепции, объясняющие причины формирования нарушений в развитии у детей в условиях материнской и других видов депривации, отечественные теории развития в рамках культурно-исторического подхода, концепции активизации личностного потенциала.

Эмпирическими основаниями концепции стали результаты многолетнего динамического исследования становления и развития семейной системы с приемным ребенком, особенностей «замещающего родительства», формирования взаимной идентификации в замещающей семье, последствий отказа семьи от воспитания приемного ребенка, мониторинга отношения Российского общества к замещающей семейной заботе и детям-сиротам и т.д.

Замещающая семья в рамках концепции рассматривается как:

  • особый тип семейной системы;
  • результат объединения базисной семьи и ребенка, оставшегося без попечения, в единое целое;
  • система обладающая собственными закономерностями становления и развития;
  • система, испытывающая влияние различных уровней «жизненной среды» и сама оказывающая реструктуризирующее воздействие на них;
  • «психологическая среда» для развития ребенка
  • механизм компенсации у приемного ребенка нарушений социализации.

В психологическом сопровождении замещающей семьи В.Н. Ослон выделяет 2 направления: «экологическое» и «континуальное». В рамках 1-го направления мишенями психологического сопровождения становятся: психологическая готовность общества к принятию ценности замещающей семейной заботы, создание «поддерживающей среды» в территории проживания семьи, привлечение «достаточно ресурсных» семей к приему ребенка, актуализация ресурсов ближайшего окружения семьи, системные изменения в самой семье депривационные нарушения в развитии ребенка и т.д. В рамках 2-го - потребности семьи и ребенка-сироты в семейном жизнеустройстве, готовность к приему, эффективность замещающей семейной заботы, а также завершение ситуации травмы, создание поддерживающей сети для ребенка в ситуации неудачного семейного жизнеустройства. Сопровождение осуществляется на основных этапах приема: подбора, подготовки семьи и ребенка к приему, в континууме приема в соответствии с выделенными автором закономерностями становления и развития семьи в качестве замещающей, при выходе приемного ребенка из семьи.

В соответствии с потребностями и состоянием базовой семьи и ребенка – сироты выделяются различные уровни их подготовки к приему (базовый, основной, терапевтический), а также уровни сопровождения уже существующих замещающих семей (общий, кризисный, экстренный). Раскрыты содержание, технологии работы с семьями и детьми на данных уровнях. Представлена авторская организационная модель Московской службы сопровождения замещающей семьи, в рамках которой должно быть организована психологическая помощь семьям, воспитывающим приемных детей.

Публичная лекция, аудитория 311

В завершение лекции выступила Н.В. Владимирова. Она рассказала о конкретных техниках реабилитации приемных детей, подвергшихся жестокому обращению или сексуальному насилию. Был обозначен круг проблем, с которыми может встретиться замещающая семья, приняв такого ребенка, и представлены методы работы по их преодолению.

Посмотреть презентации:

Подробнее о лекции...


Научный лекторий по современным проблемам психологии!

В Московском городском психолого-педагогическом университете открыт научный лекторий по современным проблемам психологии, работа которого проходит в форме проведения публичных лекций и практико-ориентированных семинаров.

Участники лектория имеют возможность не только познакомиться с новыми исследованиями в различных областях психологической науки и практики, современными психологическими методами и технологиями, но и обменяться здесь опытом профессиональной деятельности. 

Публичные лекции проходят по средам в МГППУ 

Даты проведения:  11 ноября 2009 г – 26 мая 2010 г 

Календарь публичных лекций: Скачать календарь (Adobe PDF - 104.12 Кб)

Сборник аннотаций научных лекций: Скачать сборник (Adobe PDF - 656.98 Кб)

Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311. 
Адрес: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

Организатор лекций
Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ      
тел.: +7 (495) 623-06-95
e-mail: competence@mgppu.ru
Координатор лекций: Мария Сафронова

Вход по предварительной регистрации!*Форма регистрации на сайте МГППУ

Подробная информация о лекциях, анонсы выступлений и календарь


Информационная поддержка:

Научный лекторий МГППУ

Детская психология для специалистов

Портал психологических изданий

Вернуться к списку