Психологические Центры МГППУ

02.10.2009

В рамках

Инновационной образовательной программы
Московского городского психолого-педагогического университета

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

были созданы центры по различным направлениям образовательной и практической деятельности
в сфере психологии и педагогики. 

Перечень Центров МГППУ, созданных или получивших развитие в рамках ИОП: 

1. Ресурсный центр по психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (презентация

Руководители: 

  • Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, профессор факультета Клиническая и специальная психология.
  • Шехорина Анна Владимировна, методист факультета Клиническая и специальная психологии

Цель: ресурсная поддержка субъектов процесса психологической реабилитации

Задачи:

  • Информационная, методическая и консультативная поддержка психологов-реабилитологов, а также студентов,
    специализирующихся в области психологической реабилитации.
  • Формирование профессионального сообщества психологов-реабилитологов.
  • Информационная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Направления деятельности Центра:

  • Обеспечение пользователей электронными методическими и справочными материалами
  • Предоставление контекстных материалов и комментариев экспертами в области психологической реабилитации
  • Создание службы on-line консультирования молодых специалистов
  • Введение модуля «Вопросы и Ответы»
  • Расширение партнерских отношений с учреждениями различных ведомств, а также с общественными организациями, работающими в сфере реабилитации лиц с ОВЗ

2. Центр информационных технологий для психологических исследований  (презентация)

Руководитель:  Куравский Лев Семенович, доктор технических наук

Цели:

  • Внедрение математических методов в научные исследования в области психологии и педагогики.
  • Разработка технологий проектирования прикладных информационных систем для решения задач в области психологии и смежных дисциплин.
  • Разработка программного обеспечения, необходимого для образовательных учреждений и организаций психолого-педагогического профиля, а также для поддержки научных исследований в области психологии и педагогики.

Задачи Центра:

  • Проведение научных разработок и консультаций в области компьютерного моделирования и анализа данных в психологии и смежных дисциплинах по заявкам профильных организаций, в том числе разработка психологических тренажеров, методов психологической и медицинской диагностики, методов моделирования исследуемых явлений и процессов, методов идентификации моделей и методов анализа данных, а также новых наукоемких технологий обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, использующих современные математические методы.
  • Выполнение работ в области стандартизации и адаптации психологических тестов.
  • Проведение разработок программного обеспечения, необходимого для образовательных учреждений и организаций психолого-педагогического профиля, а также для поддержки научных исследований в области психологии и педагогики.

3. Центр Экспериментальной психологии  (презентация)

Создание и руководство Центра возглавил известный отечественный психолог-экспериментатор, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор В.А. Барабанщиков, сумевший собрать коллектив опытных и перспективных сотрудников, объединенных общими идеями по организации и развитию экспериментальных исследований.

Можно отметить, что по техническому оснащению Центр не имеет аналогов в Российской Федерации, и не уступает аналогичным центрам в Европе. Это создает необходимые условия для включения российских исследователей в международное сотрудничество в области экспериментальной психологии. Центр экспериментальной психологии фактически уже развернул активное сотрудничество с научными и практическими организациями как в России, так и за рубежом. На базе Центра реализуются совместные проекты в рамках международной программы «Когнитивные технологии» (Франция, Швейцария, США, Япония и др.). В ближайшее время будет организована работа виртуальной лаборатории совместно с крупнейшими научными центрами и университетами Франции, Великобритании, США и ряда других стран. Среди российских партнеров можно назвать Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, МГУ им. М.В. Ломоносова и многие др.

4. Научно-учебный центр "Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков"  (презентация)

Руководитель: Горбачевская Наталья Леонидовна, профессор кафедры клинической психологии раннего детства, доктор биологических наук

Целью проекта  является:

  • совершенствование методов генетической и нейрофизиологической диагностики детей и подростков, страдающих  нервно-психическими расстройствами
  • разработка методов генетической диагностики недифференцированной умственной отсталости, аутизма и множественных врожденных пороков развития у детей с нарушениями психики на основе новейших геномных технологий, основанных на гибридизации нуклеиновых кислот in situ и  серийной сравнительной геномной гибридизации (array CGH).

Задачи:

  • Внедрение новых методов генетической и нейрофизиологической диагностики различных форм психической патологии
  • Знакомство студентов, аспирантов и сотрудников МГППУ с современными методами нейробиологической диагностики

5. Ресурсный центр практической психологии образования  (презентация №1   презентация №2)

Руководитель: Зиновьева М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии.

Основной целью работы Центра является создание оптимальной психолого-педагогических условий, способствующих всестороннему развитию ребенка, формированию его психологической, интеллектуальной, социальной и физической готовности к обучению в школе.

6. Ресурсный центр супервизии специалистов в области психологического консультирования населения

Руководитель: Щукина Юлия Владимировна, кандидат психологических наук

Миссия Супервизорского центра:

  • Научно-методическое, супервизорское обеспечение, сопровождение и поддержка работы специалиста в сфере психологической помощи в мегаполисе.
  • Содействие развитию профессиональных компетенций, выстраивание индивидуальной траектории профессионального пути для начинающих психологов. Обеспечение процесса непрерывного образования, ориентированного на опыт, повышения квалификации для специалистов служб психологической помощи населению г.Москвы.
  • Формирование и развитие профессионального сообщества, содействие интеграции специалистов служб психологической помощи в профессиональное сообщество, развитие и апробации моделей и критериев сертификации, аттестации, лицензирования.
  • Апробация научно-практических разработок МГППУ в области психологической помощи разным слоям населения.

7. Центр исследования и развития одаренности

Цель:

Центр исследования и развития одаренности создан при МГППУ в сотрудничестве с Институтом психологии РАН в целях развертывания широкого междисциплинарного исследования проблем одаренности и интеллектуального потенциала нации, разработки на их основе федеральных и региональных программ развития интеллектуального потенциала и тесного соединения исследований с практической работой

В состав Центра входят следующие лаборатории:

  • Лаборатория интеллектуального потенциала нации (зав. – д.п.н. Д.В. Ушаков).
  • Лаборатория образовательных стратегий  развития одаренности (зав. – к.п.н. В.С. Юркевич).
  • Лаборатория международных и региональных программ (зав. – к.п.н. Е.Н. Задорина).
  • Лаборатория диагностики одаренности (зав. – к.п.н. С.С. Белова).

Научно-исследовательская деятельность:

  • Междисциплинарный подход к исследованию одаренности и интеллектуального потенциала
  • Разработка Российской национальной и региональных моделей развития и реализации потенциала одаренности
  • Разработка стратегий образования одаренных детей
  • Разработка методов диагностики одаренности

8. Центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ – центр) (Научно-учебный ресурсный центр нейрофизиологических исследований)  (презентация)

Руководитель:  Строганова Татьяна Александровна, доктор биологических наук.

Цели:

  • Формирование научного направления в сфере современной когнитивной нейронауки, предполагающей синтез психологического, когнитивного и психофизиологического подходов к анализу развития психических функций.
  • Повышение репутации российской науки и российского образования;  содействие интеграции отечественной научно-образовательной школы в мировое пространство.
  • Создание междисциплинарных образовательных программ и курсов повышения квалификации для студентов, практикующих клиницистов, специалистов-психологов.Научные исследования в области мозговых основ развития поведения ребенка

Задачи:

1. Научные исследования в области мозговых основ развития поведения ребенка.

2. Внедрение существующих и разработка новых методов психофизиологической диагностики и коррекции психического развития. В том числе:

  • психологические методы исследования, включающие оценку интеллектуального развития, темперамента и других психологических характеристик;
  • нейропсихологические диагностические методы, включающие как адаптацию уже существующих западных методик (теппинг-тест, комплекс тестов интеллекта CANTAB и т.д.), так и разработку оригинальных диагностических процедур для оценки функций префронтального неокортекса в младенческом и раннем детском возрасте, батарею исследования модулей в структуре внимания и другие методики;
  • психофизиологические исследовательские процедуры оценки мозговых ресурсов внимания, памяти, эмоций и саморегуляции при помощи методов ЭЭГ, ЭКГ, КГР и т.д.

3. Передача студентам (в рамках программы вузовского обучения), а также существующим специалистам в области психологии (в рамках курса повышения квалификации) современных знаний, умений и навыков, которые позволят при работе с клиентом осуществлять на высоком профессиональном уровне полноценный  комплекс психофизиологических процедур как в случае диагностики и мониторинга, так и в случае коррекции.

4. Создание пакетов прикладных программ, предназначенных для использования в практике психофизиологической диагностики и коррекции у детей и подростков.

5. Создание ресурсного МЭГ центра для продвижения в Российской  Федерации современных исследований мозговой деятельности и психики человека в норме и при различных структурных и функциональных нарушениях мозга, повышения конкурентоспособности российской психологической науки до мирового уровня.

9. Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек  (презентация)

Руководитель: Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии

Цели:

  • Просвещение участников образовательного процесса и рынка игрушек в области детской психологии.
  • Возрождение ценности детской игры.
  • Повышение качества современных игрушек

Задачи:

  • Создание научной концепции и методики психолого-педагогической экспертизы игрушек;
  • Разработка научно обоснованных критериев их оценки;
  • Разработка разноуровневых образовательных программ дополнительного профессионального образования для воспитателей, педагогов, родителей, производителей игрушек и их продавцов;
  • Создание системы печатных и электронных ресурсов, информирующих всех участников процесса о психологических особенностях игры и игрушек, их оценке, выборе и т.д.

10. Городской телефон доверия Центра экстренной психологической помощи  (презентация)

Руководитель: Вихристюк Ольга Викторовна, кандидат психологических наук.

Основной целью деятельности Центра является:

  • оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательного процесса в кризисных и экстремальных ситуациях
  • научно-методическое и научно-практическое содействие деятельности образовательных учреждений г. Москвы по вопросам создания психологически безопасной образовательной среды, оказания экстренной психологической помощи

Задачи:

  • Научно-методическое и научно-практической содействие деятельности антикризисных служб системы образования г. Москвы по подготовке и реализации экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях чрезвычайных ситуаций
  • оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды образовательных учреждений различного вида и типа (силами Служб «Мобильная бригада» и «Детский телефон доверия»)
  • осуществление мероприятий по профилактике кризисных и экстремальных ситуаций в образовательной среде
  • подготовка и проведение курсов повышения квалификации и стажировок по основным направлениям деятельности Центра
  • разработка модели психологической безопасности образовательной среды в рамках городских экспериментальных площадок
  • организация системы мониторинга безопасности образовательной среды образовательных учреждений различного вида и типа в г. Москве и образовательных учреждениях, входящих в Университетский округ
  • проведение научно-практической, организационно-методической и консультационной деятельности со специалистами экстремальных профессий

11. Учебный центр специализации клинической психологии раннего детства

Руководитель: Казьмин Александр Михайлович, доцент, кандидат медицинских наук

Цели:

  • материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса, научно-практической деятельности студентов и аспирантов;
  • проведение обучения студентов, по специализации «клиническая психология раннего детства» и специалистов города Москвы, работающих в сфере оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 7 лет с нарушениями развития.

Задачи:

  • накопление материально-технических, методических ресурсов для обеспечения учебной и научно-практической деятельности обучающихся;
  • создание инновационной образовательной среды для проведения традиционных и нетрадиционных форм занятий;

12 Возрастно-психологическое консультирование

Руководитель: Авдеева Наталия Николаевна, профессор кафедры возрастной психологии факультета Психологии образования, кандидат психологических наук

Цель: Создание специализированного практикума и учебной консультации по возрастно-психологическому консультированию детей дошкольного и младшего школьного возраста, ориентированного на совершенствование практической подготовки студентов по специализации «Возрастная психология».

Задачи:

  • усвоение студентами модели консультативной работы на основе  деятельности учебной консультации (освоение общей схемы поэтапной работы в практике консультирования; выбор диагностических и коррекционных методик, анализ конкретных случаев, в том числе видеоматериалов);
  • повышение практической компоненты в работе будущего практического психолога в образовании;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития;
  • консультирование детей разных возрастных групп;
  • квалифицированное профессиональное сопровождение  семейного воспитания

13 Центр проектирования экспертных систем «Психология»

Руководители: д.пс.н., проф. Забродин Ю. М. ,д.ф.-м.н., проф. Осипов Г. С.

Цель: Создание Центра проектирования экспертных систем «Психология», разработка содержания структурных компонентов и программы развития экспертной системы «Психология»

14. Ресурсный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья

15. Ресурсный видеоцентр университета