Новая художественная выставка в Государственном музее А.С. Пушкина «Но детских лет люблю воспоминанье…»

17.02.2016 11:48:00
В Государственном музее А.С. Пушкина открывается новая художественная выставка «Но детских лет люблю воспоминанье…»
Вниманию посетителей будет представлены детские портреты второй половины XVIII - начала XX века из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, при участии Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, Художественно-педагогического музея игрушки ФГБОУ ВО "Высшая школа народных искусств" (Сергиев Посад) и частных собраний.
дети_галлерея
Где и когдаМесто проведения: Выставочные залы "Мезонин", Государственный музей А.С. Пушкина, ул. Пречистенка, 12/2  (ст.м. «Кропоткинская»)
Время проведения: с 18 февраля по 6 июня 2016 года
Справки по телефону: +7 (495) 6375674Подробнее о выставке
Детские портреты обладают особой притягательной силой. Они завораживают зрителя искренностью, чистотой, живостью. И пусть изображение не всегда соответствует академической живописи; главное – чтобы художник сумел схватить и передать ту самую непосредственность, неуловимую индивидуальность, детское очарование.
На выставке представлено более 170 живописных, миниатюрных и графических портретов детей, выполненных русскими и западноевропейскими мастерами, крепостными и неизвестными художниками, творившими по заказу обитателей дворянских домов и усадеб. Хронологический принцип, по которому выстроена художественная экспозиция, дает возможность проследить, как на протяжении двух столетий менялись создаваемые портретистами детские образы, какие акценты вносила в их изображение каждая эпоха, увидеть художественные особенности и достоинства работ.
Круг моделей – детей, представленных на портретах, чрезвычайно разнообразный. Это особы императорской фамилии и аристократии, но гораздо чаще – безымянные отпрыски поместного дворянства. Эти портреты, хранившиеся некогда в домашних собраниях, в городских и провинциальных усадьбах, после лихолетий революции были рассеяны, а имена многих изображенных безвозвратно утрачены. Несомненно у зрителя возникнут личные впечатления и ассоциации. И для кого-то в этих трогательных образах, возможно, проступят черты литературных героев – пушкинских Петруши Гринева и Татьяны Лариной, Николеньки Иртеньева Л.Н. Толстого, гончаровского Илюши Обломова и других детских персонажей из известных произведений русской классики.
Государственный музей А.С. Пушкина со дня своего основания комплектует коллекцию детского портрета. Временные рамки – от XVIII до начала XX века. Коллекция постоянно пополняется. Из недавних приобретений на выставке представлены парные живописные портреты братьев Дмитрия и Николая Яньковых (1800) кисти крепостного художника Григория Озерова; мальчик с голубым бантом (1853) – первоклассная акварель мастера австрийской школы Леопольда Фишера; произведение известного английского художника Томаса Райта – портрет мальчика в голубой рубашке, созданный в России; работа малоизвестного в отечественных собраниях швейцарца Карла Гернлера мальчик с сачком на фоне пейзажа (1849); впервые представлена акварель, изображающая юного барона М.К. Клодта фон Юргенсбурга (1850-е),  будущего пейзажиста, исполненная А.А. Поповым.
Детский фотографический портрет конца XIX-начала XX века – отдельная тема выставки. Хронологически, эстетически и содержательно фотографии охватывают время накануне трагических революционных потрясений, которые безжалостно разрушили привычный уклад и, может быть, даже оборвали жизни этих мальчишек и девчонок.
С раннего детства ребенка в дворянской семье окружали кормилицы, мамушки и нянюшки. Но портреты их встречаются крайне редко. В собрании музея хранятся два подобных изображения – А.Ф. Варч (1737-1817), любимой нянюшки детей поэта и драматурга, князя И.М. Долгорукова, и няни Анисеньки, вырастившей одиннадцать детей А.А. Пушкина, старшего сына поэта.
На выставке также экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки и настольные игры, без которых невозможно представить себе уютную атмосферу «детской», где жизнь текла неспешно и счастливо.  О круге детского чтения дают представление книги, альманахи, журналы, а также редкие экземпляры разрезных азбук, пособий по рисованию, музыкальной грамоте, чистописанию. В век гаджетов и sms-ок искренний интерес и уважение может вызывать письмо к маменьке восьмилетнего Николая Кривцова в 1832 году, прекрасно усвоившего непростые навыки чистописания гусиным пером и стиль эпистолярного жанра. Примеры детского художественного творчества – пейзажи, исполненные в 1870-х годах Екатериной и Александром Левашовыми, внуками Екатерины Бакуниной, знакомой А.С. Пушкина…
Доброй традицией стало участие в оригинальных выставочных проектах давних партнеров и друзей Государственного музея А.С. Пушкина – московских коллекционеров Сергея и Татьяны Подстаницких, Андрея Руденцова (галерея «Три века»), Андрея Кусакина. Они передали на выставку произведения известных русских живописцев XVIII в. В.Л. Боровиковского и Л.Г. Христинека, мастеров классической миниатюры Э.П. Строли, А.Ф.Г. Виолье, А.Х. Рита, Г. Кордика, Н.Д. Шпревича. Замечательные акварельные портреты представлены произведениями П.Ф. Соколова, К.К. Гампельна, И.А. Нечаева, А.И. Стрелковского, австрийских художников И.Н. Эндера и М. Штоля, много работавшего при русском императорском дворе. Украшением выставки стали уникальные образцы детских костюмов XIX - начала XX веков из коллекции известного историка моды Александра Васильева.
Особую благодарность за поддержку выставочного проекта Государственный музей А.С. Пушкина выражает Художественно-педагогическому музею игрушки (Сергиев Посад), предоставившем на выставку замечательные образцы живописного портрета кистей известных и неизвестных русских мастеров второй половины XVIII века и более 50 уникальных игрушек прошлых веков; а также Музею В.А. Тропинина, передавшему на выставку несколько живописных работ.Детский портрет в психологии
Один из ведущих специалистов по детской психологии, Л.Ф. Обухова, по данной теме пишет следующее:
"...Проблема истории детства — одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно — предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория...." 
"...Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом [186]*. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими. Ф.Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно 16 отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак". Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф.Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV—XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия..."
*Aries Ph. Centuries of childhood. Pinguin books, Harmondsworth. 1973
Полный текст учебного пособия "Детская психология: теория, факты, проблемы" на сайте электронной библиотеки МГППУ.
Источник [текст, иллюстрация] Государственный музей А.С. Пушкина