Моделирование групповых конфликтов в воспитании младших школьников. Анонс доклада

04.04.2016
О моделировании групповых конфликтов в воспитании младших школьников на сетевой научный конференции "Современный этап развития теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова" расскажет один из победителей Всероссийского конкурса "Давыдовские чтения" — Манина Ирина Ивановна (магистрант II курса факультета психологии образования ГБОУ ВПО МГППУ).

Проблема нарастающей агрессии младших школьников не только в образовательном учреждении, но и вне его стен, все больше и больше беспокоит общественность. Как помочь младшим школьникам научиться общаться без насилия?

Воспитание является неотъемлемой частью образования. Оно взаимосвязано с обучением, но осуществляется как «самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [3].

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам воспитания, определяя педагогику как науку о воспитании. В «Педагогической психологии» он выводит формулу воспитательного процесса: «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учи¬теля при этом сводится к организации и регулированию среды» [1]. При этом воспитание становится активным процессом с трех сторон: активность ребенка (он выполняет самостоятельное действие), активность воспитателя (он наблюдает и помогает) и активна среда между ребенком и воспитателем [1].
Под нравственным поведением Л.С. Выготский понимал такое поведение, которое связано со свободным выбором социальных форм поведения.

В лаборатории В.В. Давыдова в 80-х гг. было проведено исследование, направленное на формирование у детей нравственных представлений и изучение уровня их нравственных суждений. Был разработан курс этики, который опирался на ряд положений: полноценное развитие детей предполагает, во-первых, организацию их внеклассного совместного общения с окружающими (сотрудничества, взаимопомощи. коллективной работы на общую пользу), основанного на нравственных ценностях, во-вторых, усвоение детьми основ этических понятий (нравственное отношение, поступок, ответственность и др.), позволяющих им анализировать моральные явления, вычленяя при этом мотивы человеческих поступков, делать более осознанный выбор в конфликтных ситуациях. Целенаправленное проведение этого курса продемонстрировало, что его содержание полноценно усваивалось детьми и обнаруживало у детей к концу обучения достаточно зрелые моральные суждения. В отдельных ситуациях дети начинали совершать поступки, свидетельствовавшие о наличии у них определенного уровня моральной ответственности [2].

Опираясь на вышеизложенное, мы провели исследование, нацеленное на воспитание у младших школьников нравственно-этических норм поведения.

Нами выдвигается гипотеза о том, что моделирование групповых конфликтов способствует формированию у младших школьников действий нравственно-этической ориентации.

Для проверки гипотезы ними были выстроены формирующие занятия с учащимися 4-го класса в рамках внеурочной деятельности, на которых была организована специальная работа по формированию у младших школьников действий нравственно- этической ориентации. 
А.Г. Асмоловым выделены следующие действия нравственно-этической ориентации: выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме, дифференциация конвенциональных и моральных норм, решение моральной дилеммы на основе децентрации, оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы [4].

Нами были разработаны и проведены занятия, на которых формировались все перечисленные действия. Каждое занятие выстраивалось по определенной схеме:
  1. Моделирование групповых конфликтов. Нами были использованы разные варианты моделирования конфликтных ситуаций. Например, учащимся выдавались роли и некоторые слова, опираясь на которые они должны были разыграть свою роль. Подбиралась такая ситуация, при которой, несомненно, возникал конфликт между ее участниками. Кроме этого, в качестве ситуаций мы использовали видеосюжеты, в которых была показана конфликтная ситуация, или просили детей нарисовать собственное отношение к услышанному рассказу и т.д.
  2. Обсуждение и анализ ситуации, в результате которых ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами.
  3. Прогнозирование ситуации. Учащиеся должны были на основе выбранной роли в конфликтной ситуации спрогнозировать последствия, к которым может привести та или иная позиция участника конфликтной ситуации. При этом они должны были учитывать мотивы субъекта при нарушении нормы, чувства и эмоции субъекта при нарушении нормы, принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.
  4. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы. На этом этапе занятия вырабатывались критерии, на основе которых в последующем проводилась адекватная оценка действий субъекта с точки зрения нарушения /соблюдения моральной нормы.
Для определения результативности проведенных занятий, а также для подтверждения гипотезы нами были использовали методики: Ж.Пиаже «Выявление уровня моральной децентрации», А.Г .Асмолов «Моральная дилемма», методика «Оцени поступок» по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004.
Диагностика проводилась в двух 4-х классах в начале учебного года и в конце. 4А – экспериментальный класс (24 чел.)) и 4Б – контрольный класс (24 чел.). 

В начале учебного года было выявлено, что ученики экспериментального и контрольного классов практически не различаются по уровню моральной децентрации и моральных суждений. Это подтверждается статистически (полученное эмпирическое значение критерия Манна-Уитни Uэмп(199.5) находится в зоне незначимости).
К концу года по всем показателям в экспериментальном классе наблюдалась положительная динамика. Заметно снизилось количество агрессивных выпадов в сторону одноклассников, ребята начали более конструктивно общаться друг с другом. Учителя отметили, что у детей повысилась учебная мотивация.

Таким образом, наша гипотеза о том, что моделирование групповых конфликтов способствует формированию у младших школьников действий нравственно- этической ориентации, подтвердилась.



Приглашаем вас на секцию международной научной конференции "Современный этап развития теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова" на базе Московского городского психолого-педагогичекого университета (Москва, ул. Сретенка, 29)
7 апреля 2016 года. Начало в 16.00, ауд. 410.

Просим вас зарегистрироваться как слушатели по ссылке.