Сенатор Людмила Бокова: «Учитель-логопед необходим каждой школе»

15.09.2016
Помогут ли новые технологии реализовать индивидуальный подход в школьном обучении?

«Новые интерактивные информационные технологии – хорошее подспорье для индивидуального подхода. Но нельзя забывать о том, что в каждом классе обучаются дети с различными способностями, мотивацией, разным уровнем подготовки. Степень таких различий и определяет меры индивидуального подхода, – отмечает участница дискуссии на #EdCrunch-2016 сенатор Людмила Бокова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. – Для его обеспечения в школах должна быть систематизирована и интегрирована в образовательный процесс деятельность психологов и логопедов. Именно они позволяют создать для каждого ребенка комфортные условия обучения. Например, во многих школах иностранный язык введен со второго класса. Готов ли ребенок к его изучению – может определить логопед, который является также и экспертом успеваемости по родному языку. К сожалению, должность учителя-логопеда далеко не везде введена в штатное расписание».

Согласно существующему Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), основные общеобразовательные программы реализуются не только силами основного педагогического персонала, но и при участии других работников, в том числе логопедов. Финансирование школ сегодня в каждом регионе регламентируется собственными нормативно-правовыми актами. Однако не все регионы привели их в соответствие с федеральными требованиями. При расчете нормативов для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования 38 из 53 субъектов РФ (т.е. более 70%) осуществляют расчет, исходя из запланированного на реализацию программы количества часов и установленной нагрузки на учителя. Средства на прочих педагогических работников в норматив зачастую не закладываются, как следствие – во многих школах не укомплектованы логопедические кабинеты. По итогам мониторинга 2014-2015 учебного года в России насчитывалось 4 730 логопедов, работающих в школах. Потребность в таких специалистах оценивается в 5 242 человека.