Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Формирование диалогических понятий у младших школьников

Автор: Курганов С.Ю. 
Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

Ключевые слова: эмпирическое мышление, теоретическое мышление, противоречие, монологизм, понятия – проблемы, учебный диалог, диалог логик и культур, диалогические понятия, понятие как парадокс, образ проблемы, образ парадокса, игра мышления и сознания, проблема развивающего понятия, единое понятие числа, парадокс дробного числа.

В статье описан новый метод формирования научных понятий у младших школьников. Проанализированы типы учебных дискуссий и соответствующие им типы мышления. Раскрыта сущность современных научных понятий как понятий проблем, которые выступают «точками философского удивления». Эти понятия существуют как нескончаемый диалог античного, средневекового, нововременного и современного типов видения мира. Проблемы раскрываются в их историческом развитии. Для усвоения этих понятий разработан новый тип учебной дискуссии, учебный диалог, спор, выводящий на вечные проблемы бытия.

Эффективность нового способа была проверена на самых элементарных учебных действиях младших школьников: письме, математике, истории, природоведении и др.

Письмо характеризуется противоречиями и дополнениями:

а) письмо как эпистолярный жанр,
б) письмо как письмо самому себе (дневник),
в) письмо как воспроизведение собственной рукой различных литературных жанров,
г) письмо как объект фонематического анализа,
д) письмо как каллиграфическое умение.

Учебное действие счета формируется как взаимодополнение образов числа при отсутствии единственно возможного образа числа. Это диалог:

а) числа как способа воспроизведения величин,
б) числа как гармоничной формы (пифагорийское понимание),
в) числа как объекта формальных математических операций.

  1. Подобным образом описаны чтение, измерение в природоведении.

    Подробно описаны особенности формирования диалогических понятий у младших школьников на примере курса математики:

    понятие как парадокс, образ проблемы, образ парадокса (модель), использующая различные концепции пространства,
  2. понятие как образ, бесконечный числовой луч, конкретизация математических действий умножения, возведения в квадрат,
  3. проблема развивающего понятия, натуральные числа, счет, дроби, деление вещей, отрицательные числа...

    Произведено сравнение с результатами обучения в классических школах и объяснены трудности формирования некоторых математических понятий обычным способом.
  4. Мышление в диалогическом понятии требует от учителя и учеников диалога логик, при этом эмпирический рассудок и теоретический разум не снимаются.
  5. Намечены «точки роста» теории учебной деятельности.
  6. Психологам будет интересно ознакомиться с эмоционально-психологическим климатом при проведении занятий по описанной методике.

Аннотацию выполнила студентка Комчихина Е.С.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

15.11.2019

Спецпроект «Обмен жизнями» интегрировал блогеров в мир "Со-единения"


14.11.2019

Молодежный просветительский проект «Студент+»


05.11.2019

Калейдоскоп чувств



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика