Проблемы формирования профилированных классов в условиях средней школы
|
В условиях современной школы встает проблема грамотного формирования профильных классов. Профилирование подразумевает, что одним учащимся больше дается информации из одной области знаний, другим – из другой, и одновременно возникает вопрос – почему одни должны быть обделены какой-либо информацией, может она им могла бы пригодится в жизни. Подобные вопросы решаются в зависимости от конкретных условий времени или школы. Основное, что остается неизменным – это разделение учащихся на различные профили обучения.
Подходы к решению этой проблемы в учебных заведениях опираются на наличие сильных преподавателей, связей с ВУЗами, следование моде и необходимости.
Опрос показывает, что среди всех девятиклассников 8% не знают, что будут делать после 9 класса, и 36% не знают, что будут делать после 11 класса.
На учащегося 8 или 9-го класса при выборе дальнейшей формы обучения наибольшее влияние оказывают родители и интерес к профессии. Все остальное, в том числе и учителя оказывают минимальное влияние. Учитель влияет на выбор опосредованно – через развитие интереса к профессии.
Опрос среди учащихся 7-8-х классов показал, что чаще всего школьники выбирают профессии, которые встречаются в повседневной жизни (в частности встречаются в рекламе, по телевизору).
Наиболее положительное отношение вызывают такие профессии: парикмахер, программист, секретарь, повар, а отрицательное отношение - дворник, учитель, продавец.
Наиболее модные профессии по словам школьников – юрист, экономист, дизайнер, программист. Профессии, которые могли бы пригодиться в жизни – повар, врач, парикмахер и юрист.
Помощь в профессиональном самоопределении учащимся оказывают родители, учителя, СМИ и другие факторы. Выбор направления зависит от желания родителей, так как именно родители говорят последнее слово.
Задача современной школы – создать условия для полноценного развития каждого ребенка. В настоящее время профилированные классы часто соседствуют с классом, школьники которого никуда не попали или не хотят идти ни в какие ВУЗы. В этом классе происходят личностные изменения школьников, снижение мотивации к учебной деятельности, часто развивается агрессия на учителей, растет количество конфликтных ситуаций.
Формирование осознанного выбора подростка на этой ступени зависит от сформированности представлений учащегося о различных сферах профессиональной деятельности, о собственных интересах, личностных особенностях и ценностях, о своих реальных возможностях, о возможных изменениях взаимоотношений со значимыми людьми.
В 2003-2005 годах на базе московской школы была проведена психологическая и административная работа по созданию специальных групп, спрофилированных в различных направлениях в условиях одного класса с минимальным изменением коллективов 8-х классов. Такая форма работы позволила создавать условия для обучения по тем направлениям, которые выбирают учащиеся с родителями, возможности в течение двух лет менять направление расширенного обучения без перехода из класса в класс, а так же избежать разделения учащихся на группы «умных» и «не умных». Таким образом, в работе с трудными школьниками, расширились возможности создания мотивации к успеху в учебе, в отношениях с одноклассниками на основе учебных достижений, а также снять напряженность учителей по отношению к классам.
Профилирование учащихся в школе должно проводиться на подготовленной базе. Учащиеся должны четко представлять себе, что ждет их впереди в каждом направлении: какие перспективы в работе, какие возможности учиться и поступить в выбранный институт. Подготовка к этому процессу должна проводиться заранее каждым учителем и родителем. Главный вопрос: готова ли современная система образования пересматривать структуру обучения, усиливая акцент на ранней подготовке учащихся к профилированию, готовы ли учителя пересмотреть свое отношение к учащемуся и к своему предмету?
Статьи
- Психология профессионального самоопределения
Киев: Наукова думка,1988 - Профориентация как часть социально-педагогической деятельности в школе
М., МГППУ, 2002 - Предпрофильная подготовка как начальный этап личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте
Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Молодые ученые-московскому образованию" М., 2005. - Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Факторы профессионального самоопределения старшеклассников
М., 2005.