К вопросу о перспективе психологии в практике школьного образования
|
В качестве одного из средств повышения гуманизации и гуманитаризации школы можно отметить внедрение в практику школьного образования уроков психологии. В настоящее время психология как учебная дисциплина начинает занимать все более заметное место в современной системе образования. Увеличивается число школ, в которых еще одним направлением практической деятельности школьного психолога является преподавательская деятельность, растет число научно-практических конференций, посвященных обсуждению данной проблемы, публикуются статьи и печатаются книги, затрагивающие основные вопросы преподавания психологии в школе.
Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Уже в XVIII веке русские просветители подчеркивали важность для молодого человека познания самого себя. На протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центре внимания ученых и рассматривается как важное направление деятельности психолога в системе общего среднего образования. В настоящее время преподавание психологии – лишь эпизодические включения в процесс обучения: отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных дисциплин, многие психологи сами разрабатывают программы, основанные на разных научно-методических источниках, а также собственных представлениях о курсе психологии для учащихся и т.д. Это в свою очередь доказывает, что, несмотря на столь длительную историю завоевания своего места в общем среднем образовании, школьный предмет «Психология» вновь является актуальным и спорным одновременно, требующим разработки как своего научно-учебного содержания и методов преподавания, так и подготовки кадров преподавателей, т.е необходимо четкое обоснование целей, содержания, принципов и методов обучения данной учебной дисциплины.
В вопросах целей преподавания существуют разногласия: одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, и таким образом, обогащать общую культуру школьников (И.В.Дубровина), другие - прежде всего, нацелены на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования (И.В. Вачков, А.Х. Попова, и др.).
Каждый автор предлагает свое виденье того, как и какую психологию преподавать школьникам. Так например, И.В.Дубровина предлагает в содержание курса включать как 1) общие научные знания в области психологии, так и 2) знание основных закономерностей психического и личностного развития на этапах школьного детства, отрочества, ранней юности. Другой точки зрения придерживается И.В.Вачков, который отмечает, что содержание курса психологии должно использовать такой материал психологии, который напрямую связан с психологическим содержанием внутреннего мира ребенка, и позволяющий ориентироваться в содержании своего внутреннего мира и внутреннего мира других людей, повысить психологическую компетентность и заложить основы становления субъектности. Соглашаясь с тем, что психология как учебная дисциплина в школе не должна дублировать академическую науку, исходя из особенностей данной науки и возраста обучаемых, большинство учебных курсов и программ для средней общеобразовательной школы представляют собой адаптированные «слепки» определенной системы научного знания, излагаемого частично в логике и структуре самой науки, частично в логике усвоения материала, формирования учебных навыков и приемов. Однако существую программы, которые предлагают изучать психологию на материале собственного внутреннего мира, и на наш, взгляд, такой выбор наиболее оправдан.
В качестве методов обучения в основном авторы предлагают в процессе преподавания психологии как учебной дисциплины в школе использовать «стандартные» методы психологической работы в группе, с некоторыми модификациями, сочетая их с общепризнанными методами обучения в рамках классно – урочной системы. Исключением, на наш взгляд, является идея И.В.Вачкова о метафоризации как метода обучения психологии, поскольку обеспечивает сообразность возрастного развития и психологического познания, гарантирует «психологическую безопасность» от излишней «боли самопознания». Таким образом, ситуация такова, что, всеми давно признано то, что вводить преподавание психологии в школе нужно, однако, мнения о том, как это должно осуществляться, до сих пор расходятся.
Статьи
- Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям
Вопросы психологии, 2005, №1. - Методологические принципы в психологии образования
Вопросы психологии, 2005, №4. - О критериях профессионализма школьного психолога
Вопросы психологии, 2002, №1. - Основные тенденции развития психологической службы небольшого города (г. Зеленоград)
М., 2003 - Перспективная модель интеграции психологической науки, образования и практики на базе Психологического института РАО
Вопросы психологии, 2004, №2.