Основные тенденции развития психологической службы небольшого города (г. Зеленоград)
|
Зеленоград - особый округ г. Москвы, является автономной, целостной и территориально обособленной единицей, несмотря на его административное включение в состав г. Москвы. Психологическая служба г. Зеленограда представляет собой модель системы психологического обеспечения образования для небольшого города (300 тыс. чел.).
Целью исследования стало прослеживание динамики развития психологической службы в образовании г. Зеленограда в течении 4 лет для выявления основных тенденций и проблем ее развития.
Методы исследования: мониторинг психологической службы образования г. Зеленограда в 2000 и 2002 гг., анкетирование.
В исследовании в 2000 году приняли участие 68 психологов, в 2002 году - 74 психолога, работающих в системе образования г. Зеленограда.
Система психологической поддержки образования г. Зеленограда обеспечивается деятельностью практических психологов, работающих в школах и детских садах, а также сотрудников психолого-медико-социального центра. В структуру системы образования г. Зеленограда входит 54 детских сада и 41 школа. Одним из важных звеньев в системе психологической поддержки образования города является общеобразовательная средняя школа-лаборатория №367 для больных детей и детей-инвалидов, работа которой осуществляется в тесном сотрудничестве с Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ). Вся деятельность психолог системы образования г. Зеленограда координируется ответственным за психологическую службу в округе.
В течение последних 4 лет психолого-медико-социальный центр стал основным ресурсом психологической службы в системе образования г. Зеленограда. ППМСЦ часто берет на себя функции методического обеспечения работы психологов, повышения их квалификации и сопровождения практической деятельности. Для повышения эффективности функционирования всей системы в целом необходимо более тесное взаимодействие между психологами в образовательных учреждениях и ПМСЦ.
-
Получены данные по следующим вопросам:
-
Кадровому обеспечению психологической службы.
-
Практическая деятельность психологов.
-
Методическая оснащенность психологов.
-
Направления повышения эффективности работы психологической службы.
Статьи
- Опыт разработки и практического применения инновационного кейса школьного педагога-психолога «Проблематизация, проектирование и экспертно-консультативное сопровождение деятельности учителя развивающего обучения»
«Библиотечка Вестника образования России» (Управление образованием. Проблемы, поиски, решения). 2006. №5. С. 31 – 33. - Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы
Вопросы психологии, 2004, №4. - Психологическая служба в системе образования Германии
Вопросы психологии, 2004, №5. - Психологическая служба раннего возраста
Психологическая наука и образование, 2005, №1 - Психопрофилактика в образовании
Вопросы психологии, 2002, №1. - Разработка и внедрение информационных технологий в службе практической психологии образования