Понятие «сенсорная культура» в педагогике и психологии развития: М. Монтессори и Л.А. Венгер

Автор: Обухова Л.Ф. 
Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  Монтессори-педагогика 
Версия для печати

Есть книги, которые составляют важный этап в становлении отечественной психологии. Среди них книга Л.А. Венгера «Восприятие и обучение», которая была опубликована в 1969году немалым тиражом - 40 тыс. экземпляров, но вскоре стала библиографической редкостью. Особое значение этой книги состоит в том, что она позволяет на новом теоретическом уровне вести дискуссию по проблеме сенсорного воспитания (сенсорной культуры) детей дошкольного возраста с выдающимся педагогом XX века - Марией Монтессори.

Ее дидактическая система известна во всем мире. В последние годы она находит все больше сторонников в нашей стране, как среди педагогов, так и среди психологов. В свое время М. Монтессори оказала определяющее влияние на становление научных взглядов Ж.Пиаже. Первые открытия в области развития детской логики Ж.Пиаже сделал в детском саду, который работал по системе М. Монтессори. Именно там ему удалось выделить и измерить эгоцентрическую речь ребенка. Там он смог заметить, как ребенок спонтанно учится выполнять операции классификации и сериации. Именно дидактический материал М. Монтессори послужил для Ж. Пиаже основой для создания собственных оригинальных задач на сохранение свойств объекта при его пространственном преобразовании. Ж. Пиаже, как и М. Монтессори утверждал, что психика ребенка развивается благодаря действиям с предметами, спонтанно и независимо от целенаправленного обучения. Задача взрослых состоит лишь в том, чтобы организовать развивающую предметную среду.

 Можно сказать, что Ж. Пиаже извлек из системы М. Монтессори то, что в ней уже потенциально присутствовало и по-новому осмыслил интуитивно намеченные ею пути и способы развития ума ребенка.

 Другой подход к анализу системы М. Монтессори содержится в теории сенсорного воспитания, которая представлена в уже упомянутой книге Л.А. Венгера. Наряду с достоинствами дидактики М. Монтессори, он обращает внимание на недостатки и «узость» ее системы, понимать которые полезно всем, кто сегодня, ориентируясь на яркие, привлекательные особенности дидактического материала М. Монтессори, пытается воспроизвести ее систему в современном детском саду без корректировки, соответствующей современному состоянию науки.

Л.А. Венгер подчеркивает, что коренной недостаток системы М. Монтессори заключается «в отсутствии обучения детей рациональным способам выполнения заданий, целенаправленного формирования у них перцептивных действий по обследованию представленных в материале свойств и отношений» (стр. 314)

В теории Л.А. Венгера восприятие как высшая психическая функция носит опосредствованный характер. В ее становлении определяющую роль играет использование сенсорных эталонов и построение моделей отношений выделенных свойств объектов. Дидактический материал, разработанный М. Монтессори, состоит из «абстрактных» объектов, которые являются эталонами определенных качеств объектов. Ребенок, обследуя сами эти объекты, выделяет соответствующие качества, но не использует их в решении задач практического и познавательного характера. Именно поэтому Л.А. Венгер подчеркивает, что «ознакомить детей с материалом эталонов -это еще не значит вооружить их самими эталонами» (там же).

Л.А. Венгером с группой сотрудников были определены основные задачи воспитания сенсорной культуры и соответствующие им уровни перцептивного развития ребенка от рождения до поступления в школу.

Дальнейшая конкретизация этой программы, ее обогащение дидактическими материалами, выполненными на высоком профессиональном уровне, более широкое воплощение его идей в жизнь было  бы достойным памятником нашему Учителю  и Другу – Леониду Абрамовичу Венгеру! И, разумеется, необходимо скорейшее переиздание его книги. Сегодня она будет воспринята как образец научного исследования и поможет молодым психологам преодолевать установку на только лишь диагностическое обследование ребенка.

Смотрите также:

Статьи