Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Обухова Людмила Филлиповна
Ученая степень: доктор психологических наук
E-mail: mila-38@mail.ru
|
|
Доктор психологических наук, профессор МГУ, действительный член РАЕН, лауреат премии Президента РФ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета «Психология образования» МГППУ.
Образование и профессиональная деятельность.
Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1960). Кандидат психологических наук (1972), доктор психологических наук (1996). Доцент (1977). Профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии (1997). Лауреат премии Президента РФ за вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики (1997). Действительный член РАЕН (1996). Член редколлегии журнала «Вестник» Московского университета, серия «Психология». Член редколлегии журнала «Психологическая наука и образование».
Принимала участие в исследованиях, посвященных изучению умственного развития детей; участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. Тема ее кандидатской диссертации: «Формирование элементов научного мышления у ребенка». Применение метода планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина к анализу характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) показало новые возможности в освещении проблемы «Обучение и развитие» в детском возрасте. Докторская диссертация выполнена на тему: «Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке». Л.Ф. Обухова очерчивает контур детской психологии, как системы возможных интерпретаций психических явлений на основе генетико-моделирующего их осмысления, включения этих явлений в контекст развивающегося бытия и психики ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования. В работе концептуально обобщены сущностные характеристики теорий психического развития ребенка в рамках культурно-исторической и естественно-научной парадигмы. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития. Работы имеют значение для организации научно-исследовательской деятельности в системе дошкольного образования, для решения практических задач по развитию детского мышления, для диагностики уровней развития познавательной деятельности детей.
Работы Л.Ф.Обуховой имеют значение для организации научно-исследовательской деятельности в системе дошкольного образования, для решения практических задач по развитию детского мышления, для диагностики уровней развития познавательной деятельности детей.
Подготовила 25 кандидатов наук.
Научные интересы:
- детская (возрастная) психология;
- сравнительный анализ нормы и патологии детского развития;
- сравнительный анализ возрастного и функционального развития психики ребенка.
Учебные курсы.
Общий курс лекций «Возрастная психология», спецкурсы «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов», «Теория Ж. Пиаже», «Актуальные проблемы современной психологии развития», «Основы общей (генетической) психологии.Теория П.Я.Гальперина».
Опубликовала более 70 научных работ.
Материалы публичных лекций Обуховой Л.Ф. в рамках Научного лектория МГППУ по проблемам современной психологии:
- "Психология развития" / 4 мая 2011 г., Россия, Москва
Интервью с Обуховой Л.Ф. на сайте факультета «Психология образования».
- Детская психология: теории, факты, проблемы М.: Тривола 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.: ил.
- Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. - 460 с. - (Основы наук).
- Возрастная психология. Учебник для СПО М.: Юрайт 2016
- Возрастная психология. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России. - 1999 - 442 с
- Детская (возрастная) психология М.: Российское педагогическое агенство , 1996, — 374 с.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии М.: Гардарики 2001 г,624 стр., с ил. Твердый переплет.
- Концепция Жана Пиаже: за и против М.: Издательство МГУ , 1981. — 191 с.
- Современная американская психология развития М.: Издательство МГУ , 1986. – 128 с.
- Этапы развития детского мышления М.: Издательство Московского университета, 1972. — 152 с.
- Две парадигмы в исследовании детского развития Вопросы психологии, 1996, №5
- Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель Вопросы психологии, 2005, № 6.
- Конструирование компьтерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина Вопросы психологии. 2002. №5.
- Понятие «сенсорная культура» в педагогике и психологии развития: М. Монтессори и Л.А. Венгер Научная конференция, посвященная 80-летию Л.А. Венгера: "Способности: познание и ... или личность"
- Представления о структуре предметного действия в психологии Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы» МГППУ, г. Москва, 3-4 октября 2006 года
- Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов Вопросы психологии, 2000г., №3
- Формы и функции подражания в детском возрасте (монография) М.: МГУ, 1994г
- Виды мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развитие в студенческом возрасте
- Психолого- педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков
- Пути и средства использования аргументации на занятиях по риторике как ресурс интеллектуального развития ребенка
- Феноменология и условия становления уверенности-неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте