Своеобразие ассоциативной деятельности детей, больных шизофренией

Версия для печати

Проблема психического дизонтогенеза при шизофрении является традиционной темой экспериментально-психологических исследований. Данная работа посвящена изучению особенностей психического дизонтогенеза при шизофрении у детей на модели ассоциативной деятельности в слуховой модальности. Исследование направлено на изучение формирования избирательности (особенности актуализации знаний) мыслительной и перцептивной деятельности и ставит своей задачей вскрыть психологическое содержание дисгармоничного развития психики детей при шизофрении.

Методом исследования послужил специально модифицированный вариант ассоциативного эксперимента. Сопоставлялись варианты процесса вербального ассоциирования у больных шизофренией детей и здоровых сверстников. Группы испытуемых составили 30 детей в возрасте от 8 до 11 лет с диагнозом шизофрения и 30 здоровых детей того же возраста. Анализировалось количество продуктивных ответов, данных испытуемыми на каждый стимул и в целом по модальности, время необходимое для выполнения заданий, стандартность ассоциаций, учитывалось наличие отклоняющихся ответов и персевераций.

Анализ показателя продуктивности ассоциативной деятельности выявил статистически значимы различия между группами (р<0,05). Продуктивность ассоциативной деятельности в группе детей больных шизофренией снижается за счёт многочисленных отказов, связанных с трудностями актуализации ассоциаций, достаточно большого количества персевераторных ответов, повышенной отвлекаемости. Можно предположить, что дети экспериментальной группы испытывают в нашем ассоциативном эксперименте большие лексические трудности по сравнению с детьми из контрольной группы. Об этом свидетельствуют различия в стратегиях ассоциирования: для больных детей в основном характерна описательная стратегия в отличие от здоровых испытуемых, которые больше продуцируют ассоциации из прошлого опыта.

В среднем времени, необходимом для выполнения задания, в контрольной и экспериментальной группах также имеются статистически значимые различия (р< 0,05). Этот показатель может свидетельствовать о снижении психической активности детей больных шизофренией, их отрешённости от происходящего и низкой мотивации к произвольной деятельности.

Стандартность вербальных ассоциаций в контрольной группе значимо выше, чем в экспериментальной группе (r=0,006). Дети, больные шизофренией используют практически в два раза больше, чем здоровые, нестандартные свойства предметов. Можно полагать, что более низкий показатель коэффициента стандартности в группе детей больных шизофренией свидетельствует о нарушении в усвоении предметно-содержательного социального опыта, а также о том, что больные используют широкий круг свойств предметов, не относящийся к информации о них.

Качественный анализ результатов исследования показал, что дети контрольной группы в отличие от детей экспериментальной группы продуцируют ассоциации с переносным смыслом. Кроме того, у больных шизофренией детей встречаются странные нелепые ассоциации типа «красный огурец» или «звонкая земля». Этот факт, видимо, можно объяснить тем, что задание улавливается ребёнком формально, имеет место проявление импульсивности, снижение критики и контроля.

В целом для больных детей характерно снижение мотивации ассоциативной деятельности и безразличие к её результатам, а также трудности концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, флуктуации работоспособности, тогда как для детей контрольной группы свойственно более позитивное отношение к заданию, восприятие его как игрового момента, эмоциональная вовлечённость при выполнении.

Своеобразие ассоциативной деятельности детей, больных шизофренией, заключается в изменении количественных показателей ассоциирования – снижение продуктивности, изменение времени выполнения заданий и качественных показателей – снижение избирательности, проявления некритичности, снижение мотивации.

Смотрите также:

Статьи