Своеобразие ассоциативной деятельности детей, больных шизофренией
|
Проблема психического дизонтогенеза при шизофрении является традиционной темой экспериментально-психологических исследований. Данная работа посвящена изучению особенностей психического дизонтогенеза при шизофрении у детей на модели ассоциативной деятельности в слуховой модальности. Исследование направлено на изучение формирования избирательности (особенности актуализации знаний) мыслительной и перцептивной деятельности и ставит своей задачей вскрыть психологическое содержание дисгармоничного развития психики детей при шизофрении.
Методом исследования послужил специально модифицированный вариант ассоциативного эксперимента. Сопоставлялись варианты процесса вербального ассоциирования у больных шизофренией детей и здоровых сверстников. Группы испытуемых составили 30 детей в возрасте от 8 до 11 лет с диагнозом шизофрения и 30 здоровых детей того же возраста. Анализировалось количество продуктивных ответов, данных испытуемыми на каждый стимул и в целом по модальности, время необходимое для выполнения заданий, стандартность ассоциаций, учитывалось наличие отклоняющихся ответов и персевераций.
Анализ показателя продуктивности ассоциативной деятельности выявил статистически значимы различия между группами (р<0,05). Продуктивность ассоциативной деятельности в группе детей больных шизофренией снижается за счёт многочисленных отказов, связанных с трудностями актуализации ассоциаций, достаточно большого количества персевераторных ответов, повышенной отвлекаемости. Можно предположить, что дети экспериментальной группы испытывают в нашем ассоциативном эксперименте большие лексические трудности по сравнению с детьми из контрольной группы. Об этом свидетельствуют различия в стратегиях ассоциирования: для больных детей в основном характерна описательная стратегия в отличие от здоровых испытуемых, которые больше продуцируют ассоциации из прошлого опыта.
В среднем времени, необходимом для выполнения задания, в контрольной и экспериментальной группах также имеются статистически значимые различия (р< 0,05). Этот показатель может свидетельствовать о снижении психической активности детей больных шизофренией, их отрешённости от происходящего и низкой мотивации к произвольной деятельности.
Стандартность вербальных ассоциаций в контрольной группе значимо выше, чем в экспериментальной группе (r=0,006). Дети, больные шизофренией используют практически в два раза больше, чем здоровые, нестандартные свойства предметов. Можно полагать, что более низкий показатель коэффициента стандартности в группе детей больных шизофренией свидетельствует о нарушении в усвоении предметно-содержательного социального опыта, а также о том, что больные используют широкий круг свойств предметов, не относящийся к информации о них.
Качественный анализ результатов исследования показал, что дети контрольной группы в отличие от детей экспериментальной группы продуцируют ассоциации с переносным смыслом. Кроме того, у больных шизофренией детей встречаются странные нелепые ассоциации типа «красный огурец» или «звонкая земля». Этот факт, видимо, можно объяснить тем, что задание улавливается ребёнком формально, имеет место проявление импульсивности, снижение критики и контроля.
В целом для больных детей характерно снижение мотивации ассоциативной деятельности и безразличие к её результатам, а также трудности концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, флуктуации работоспособности, тогда как для детей контрольной группы свойственно более позитивное отношение к заданию, восприятие его как игрового момента, эмоциональная вовлечённость при выполнении.
Своеобразие ассоциативной деятельности детей, больных шизофренией, заключается в изменении количественных показателей ассоциирования – снижение продуктивности, изменение времени выполнения заданий и качественных показателей – снижение избирательности, проявления некритичности, снижение мотивации.
Статьи
- Индивидуальные особенности функциональной организации мозга детей 7-8 лет с задержками психического развития в процессе переработки зрительно-пространственной информации
Физиология человека, 2002, № 2. С. 31-34. - Клинико-психологические особенности детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря.
Современные технологии в педиатрии и детской хирургии: Материалы V Всероссийского конгресса / М., - 2005. - С. 195.Михеева И.Г., Кузнецова Н.И., Кольбе О.Б., Моисеев А.Б., Лабутина Н.В., Петросова С.А., Бадяева С.А. - Особенности развития старших дошкольников при перинатальной патологии ЦНС
Вопросы психологии, 2004, №5. Стр.20 - Особенности половой идентификации у подростков с задержкой психического развития, осложненной детским церебральным параличом
2 часть, М., 2005. - 560 с.