Представление о школьных страхах современных учащихся
|
В последнее десятилетие все чаще говорят о негативном влиянии школы на здоровье учащихся, как физическое, так и психическое. Концепция модернизации современного российского образования предполагает принять комплексные меры по сохранению и улучшению не только качества образования, но и здоровья учащихся. Важную роль в сохранении и улучшении психического здоровья учащихся играет психологическая служба в образовательном учреждении.
Одной из проблем, которую приходиться решать психологу в начальной школе, является проблема негативного влияния детских страхов на психологическое самочувствие ребенка. Страх определяют как аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека (Захаров А.В.).
Для определения предмета психологического анализа необходимо рассмотреть группу понятий, связанных с понятием «страх»: тревога, боязнь, тревожность, фобия (навязчивое состояние страха), т.к. в психологической литературе понятия «страх» и «фобия» часто рассматриваются как синонимичные по отношению к психическим явлениям.
Существует множество подходов к проблемам страхов: З. Фрейд, Ст. Холл, Ю. Щербатых В.П., Симонов В.В., Зеньковский и др. В частности Захаров А.В., который занимался именно проблемой страха у детей выделяет два вида страха: 1.- эгоцентрический; 2.- социально-опосредованный страх. Для детей младшего школьного возраста характерно снижение эгоцентрических страхов и увеличение социоцентрических страхов. Это связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, изменением его социального статуса при поступлении в школу происходит.
По данным исследователей ведущий страх в младшем школьном возрасте – страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Школа, в свою очередь, также вносит коррективы в проблему страха у детей. Появляются так называемые школьные страхи. Нахождение ребенка в коллективе сверстников, с которыми от связан не только личными, но и социальными отношениями, способствует возникновению школьных страхов, но может и способствовать преодолению некоторых из них. Есть страхи, причина которых не связана напрямую со школой, но оказывает негативное влияние на развитие ребенка и на процесс его учения.
Особенности образовательного учреждения, также влияют на качество и характер школьных страхов: от уровня требований – гимназия, обычная школа – возможно, будет зависеть степень выраженности тех или иных страхов, особенности из развития и содержания.
Мы предполагаем, что в большинстве случаев школьные страхи оказывают негативное влияние на учебно-воспитательный процесс и психологическое развитие ученика. При этом необходимо ответить на вопрос о целесообразности «уничтожения» страха, как предлагают большинство коррекционных программ. Насколько необходим страх для полноценного развития современного ребенка? В качестве примера рассмотрим страх отметки. С одной стороны этот страх негативно сказывается на развитии познавательной активности ученика, на его отношении к изучаемому предмету. С другой - в современной школе часто является ведущим мотивом обучения. Это связано с отношением СМИ, родителей к школе, с понижением статуса учителя в современном обществе.
Современное состояние общества, изменение ценностей в обществе: расслоение в социальном статусе родителей, изменение отношения родителей к требованиям школы вносит коррективы в содержания страхов детей. Появляются новые школьные страхи, так, например, страх школьных охранников, страх автомобильных «пробок» по пути в школу и т.п.
Например, ребенок, попавший в аварию по пути в школу, начинает бояться садиться в автомобиль, после негативная установка переносится и на саму школу.
В своем исследовании мы хотим провести психологический анализ содержания новых страхов, а также проанализировать те изменения в содержании школьных страхов, которые произошли под влиянием изменившихся условий в современном обществе.
Статьи
- Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте.
Вопросы психологии, 2004, №6. - Особенности жизнедеятельности родительской семьи, влияющие на развитие тревожности личности
3 часть М., 2005. - 560 с. - Особенности подростковой тревожности
2003 г. - Соотношение школьной тревожности и внутренней позиции школьника при различной организации учебно-воспитательного процесса
М.: МГППУ, 2006. - 320с.