Интеграционная модель воспитания в образовательном процессе ВУЗа, обеспечивающим появление нового качества при подготовке специалиста
|
Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам
Андрэ Моруа
Демократическое обновление общества, объективная потребность совершенствования системы образования, обогащения содержания, методов и форм работы обусловливают изменившийся характер требований, предъявляемых к будущему специалисту.
Профессиональная подготовка специалистов в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития целостной личности.
По определению Л.С. Выготского, личность - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции [1]. А.Н. Леонтьев утверждает, что личность не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становят-ся» [3].
В третье тысячелетие вступило в жизнь и новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами.
Выходя на принципиально новые позиции, высшая школа по-иному обязана трактовать и образовательный процесс.
Процессы обучения и воспитания в вузе неразделимы. Придать им необходимую эффективность можно лишь, действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни. Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» [4].
В нашей работе мы подтверждаем правильность этой позиции.
Доминантой образования определено воспитание, ставшее приоритетным направлением государственной политики.
Необходимость воспитания личности студента в образовательном процессе вуза подтверждена государственными правовыми актами.
Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2).
В Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» определены основные задачи вуза в воспитательном процессе:
-
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
-
формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
-
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей (ст. 8 ).
В «Типовом положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей (п.33) [2].
Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить о еще одной замечательной российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов — гордость России.
Именно в вузовских аудиториях студенты должны получать опыт организации воспитательной работы. Она предполагает не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, но и общей атмосферы, способствующей развитию умений, навыков, талантов молодежи. Особо важную роль в этом процессе играет общение студентов с преподавателями факультета. Совместная деятельность побуждает участников сделать что-то важное для каждого из них.
Воспитательная работа, с одной стороны, является динамичным, постоянно развивающимся и совершенствующимся процессом, а с другой - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Мы прекрасно понимаем, что важнейшей задачей является оценка эффективности воспитательной работы. Здесь невозможно выбрать абсолютные критерии. К тому же результаты воспитательной работы, как правило, проявляются через годы.
В нашем вузе расширяется практическая деятельность по организации воспитательной работы, конечной целью которой является конкурентоспособная личность студента.
Процесс формирования конкурентоспособной личности студента является сложным и противоречивым. Вашему вниманию предлагается интеграционная модель «Воспитательная работа в структуре образовательного процесса Оренбургского филиала Московского Института Бизнеса и Политики». Ибо обучение и воспитание, активно взаимодействуя и сливаясь, составляют единое целое интеграционное пространство.
При всей условности разделения направлений становления личности данная модель позволяет системно и целостно представить процесс развития конкурентоспособной личности, а следовательно, и процесс самого профессионального образования.
Концептуальная модель дает возможность оценить эффективность воспитательной работы, организованной администрацией, профессорско-преподавательским составом, кураторами и студентами по функционированию и работе ПАРЛАМЕНТА ИБП, реализовать поставленную цель, рассмотреть ход развития ее в структуре и целостности, а также вычленить взаимосвязанные и взаимодействующие элементы образовательного процесса.
Модель содержит цель, задачи, структуру воспитательной работы среди студентов и профессорско-преподавательского состава института, направления, функциональные компоненты системы и результат.
Поставленная нами цель определяет содержание образовательного процесса и обусловливает результат -формирование конкурентоспособной личности.
Интеграция воспитательного компонента в системе предметных знаний образовательного процесса нашего вуза является ядром, обеспечивающим появление нового качества при подготовке специалиста.
Успешность интегративных процессов зависит от форм и методов всех без исключения преподаваемых дисциплин, выработки единого понятийного поля, профессиональной культуры преподавателей, формирования системы управления воспитательной работой.
Безусловно, главным направлением воспитательной работы в нашем вузе является профессиональное воспитание через профессию. Внедрение предлагаемой концептуальной модели в практику воспитательной работы Оренбургского филиала Института Бизнеса и Политики, координация деятельности всех ее звеньев возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.
Согласно требованиям Министерства образования в нашем филиале ИБП создана социально-психологическая служба с целью формирования здорового образа жизни студентов, профилактики правонарушений и наркомании, адаптации первокурсников.
Для повышения квалификации кураторов по организации воспитательной работы организованы «Школа кураторов»; конкурсы на лучшую постановку воспитательной работы на факультетах, лучшего куратора, лучшего преподавателя, основанные на современных требованиях.
Общей целью воспитательной работы филиала института является разностороннее развитая личность будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Главная задача воспитательной деятельности филиала ИБП - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи: формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; воспитание у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества); воспитание нравственных качеств, интеллигентности; развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры; привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; сохранение и приумножение культурных традиций филиала института, преемственности; укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.
Существенными особенностями воспитательного воздействия в филиале ИБП, на наш взгляд, являются демократичность в отношениях «преподаватель-студент», «студент-администрация»; традиционное патриотичное отношение к родному вузу - «эффект малой родины», тесное сотрудничество с выпускниками; использование дисциплинарных мер лишь тогда, когда они поддерживаются несомненным приговором общественного мнения; привитие имиджевой установки - учиться в филиале ИБП престижно в силу профессиональной мобильности его выпускников, востребованности на рынке труда; привитие студентам социальной активности; развитие культуры межнационального общения - интернациональное воспитание; содействие развитию студенческого самоуправления, организационная и методическая помощь в работе студенческих общественных объединений; способствование адаптации первокурсников и иногородних студентов, их интеграции в институтскую атмосферу.
Демократизация институтской жизни предполагает развитие системы внут-ривузовских отношений, основанных на постоянном расширении прав и полномочий, равно как и обязанностей всех субъектов управления филиала института (администрации, педагогического и студенческого коллективов). Благодаря этому обеспечивается организационное, мотивационное, волевое, психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Основной упор делается на поддержание развития студенческого самоуправления и самоуправления в учебно-воспитательном процессе, в сфере быта и досуга, что призвано развить у молодых людей управленческие навыки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций. Только в подобных условиях возможно становление у студентов таких деловых личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, состязательность и инициатива.
Гуманизация и демократизация в вузе сопровождается развитием системы информационного обеспечения, выведением на современный уровень взаимодействия со средствами массовой информации (газеты, стенды, телерадиовещание, Интернет).
Для усовершенствования системы воспитательного влияния на студентов сохранены должности кураторов, старосты. Действуют совет студентов, студот-ряд «Бизнес-Дэмс», студенческая социологическая лаборатория, студенческое научное общество, служба безопасности филиала института. Существует возможность переподготовки ППС в ИППК, проводятся обучающие семинары для кураторов, школа студенческого актива.
Серьезная сторона воспитательной работы школы кураторов и студсовета-совместное творчество редакционной коллегии газеты «Студенческое обозрение». Газета носит информационный характер, освещая все самые интересные события в жизни филиала института, праздничные события, участие студентов в научных студенческих конференциях и т.д.
Традиционными становятся такие мероприятия, как День знаний, День первокурсников, недели факультетов ИБП, Мисс ИБП, Новогодняя сказка, Рыцарский турнир, День святого Валентина, Татьянин день, Юморина, или День лгуна, Вечер выпускников, День здоровья и т.д. Набирают обороты драматический кружок и КВН. Организованы поездки активистов на различные всероссийские форумы и семинары для изучения опыта ведущих вузов России.
Реализация указанных задач осуществляется системно через образовательный процесс, производственную и психолого-педагогическую практику, НИРС, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям. Главными средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя и сила вузовской традиции.
К важнейшим условиям реализации воспитательной работы можно отнести следующие: ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий; опора на творческую активность студенческих коллективов; эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний всех участников воспитательного процесса; сочетание задач воспитательного воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи; включение показателей участия ППС в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации; оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах; регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы.
Рассматривая воспитание как процесс управления развитием личности, мы утверждаем, что только через создание благоприятной воспитательной среды, наполнение разнообразными формами и методами предоставляется возможность каждому студенту реализовать свои способности и дарования.
Эффективность воспитательной работы в структуре образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности обеспечивает реализацию и интеграцию личностно ориентированного, деятельностного, культурологического, аксиологического, мировоззренческого системного подходов и позволяет создать единое воспитательное пространство, которое в свою очередь обеспечивает гармонизацию процессов нравственного, эстетического формирования конкурентоспособной личности студента, интеллектуального, креативного и других видов воспитания.
Общечеловеческие нормы человеческой морали, культивирование нравственности и интеллигентности как меры воспитания должны стать приоритетами в формировании и развитии такой личности. Ибо сегодня, по утверждению академика Д.С. Лихачева, социальный долг человека - быть интеллигентным, а это предполагает оескоры-стное служение своему народу, абсолютный приоритет истины, уважение к мнению оппонентов, непримиримость к социальной несправедливости и другие нравственные ценности.
Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников Оренбургского филиала Института Бизнеса и Политики.
В заключение хотелось бы привести высказывание академика Д.С. Лихачева в статье "О национальном характере русских", опубликованной в журнале "Вопросы философии" в 1990 году: «Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей... Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика-Пресс, 1999.-536 с.
2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992года №3266-1.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологическиепроизведения: В 2 т. Т. 1. - М: Педагогика,1983.-3I8C.
4. Платон. Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 1. - М, 1968. -186 с.
Статьи
- О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины
Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник научных трудов.- М.: МОСУ, 2002 - Перспективная модель интеграции психологической науки, образования и практики на базе Психологического института РАО
Вопросы психологии, 2004, №2. - Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов
Вопросы психологии, 2004, №5 - Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы
Вопросы психологии, 2004, №4.