Интеграционная модель воспитания в образовательном процессе ВУЗа, обеспечивающим появление нового качества при подготовке специалиста

Автор: Якушева С.Д. 
Тип: статья
Версия для печати
Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам
Андрэ Моруа

Демократическое обновление обще­ства, объективная потребность совершенствования системы образования, обогащения содержания, методов и форм работы обусловливают изменившийся характер требований, предъявляемых к будущему специалисту.

Профессиональная подготовка специалистов в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития целостной личности.

По определению Л.С. Выготского, личность - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции [1]. А.Н. Леонтьев утверждает, что личность не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становят-ся» [3].

В третье тысячелетие вступило в жизнь и новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами.

Выходя на принципиально новые позиции, высшая школа по-иному обязана трактовать и образовательный процесс.

Процессы обучения и воспитания в вузе неразделимы. Придать им необходимую эффективность можно лишь, действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей вузовской жизни. Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» [4].

В нашей работе мы подтверждаем правильность этой позиции.

Доминантой образования определено воспитание, ставшее приоритетным направлением государственной политики.

Необходимость воспитания личности студента в образовательном процессе вуза подтверждена государственными правовыми актами.

Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2).

В Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» определены основные задачи вуза в воспитательном процессе:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
  • формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей (ст. 8 ).

В «Типовом положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей (п.33) [2].

Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной циви­лизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить о еще одной за­мечательной российской традиции, ког­да высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов — гордость России.

Именно в вузовских аудиториях сту­денты должны получать опыт органи­зации воспитательной работы. Она предполагает не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, но и общей атмосферы, способствую­щей развитию умений, навыков, талан­тов молодежи. Особо важную роль в этом процессе играет общение студен­тов с преподавателями факультета. Со­вместная деятельность побуждает уча­стников сделать что-то важное для каждого из них.

Воспитательная работа, с одной сто­роны, является динамичным, постоянно развивающимся и совершенствующимся процессом, а с другой - это относитель­но осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Мы прекрасно понимаем, что важ­нейшей задачей является оценка эффек­тивности воспитательной работы. Здесь невозможно выбрать абсолютные кри­терии. К тому же результаты воспита­тельной работы, как правило, проявля­ются через годы.

В нашем вузе расширяется практи­ческая деятельность по организации воспитательной работы, конечной це­лью которой является конкурентоспо­собная личность студента.

Процесс формирования конкуренто­способной личности студента является сложным и противоречивым. Вашему вниманию предлагается интеграцион­ная модель «Воспитательная работа в структуре образовательного процесса Оренбургского филиала Московского Института Бизнеса и Политики». Ибо обучение и воспитание, активно взаимо­действуя и сливаясь, составляют единое целое интеграционное пространство.

При всей условности разделения направлений становления личности данная модель позволяет системно и целостно представить процесс разви­тия конкурентоспособной личности, а следовательно, и процесс самого про­фессионального образования.

Концептуальная модель дает воз­можность оценить эффективность вос­питательной работы, организованной администрацией, профессорско-препо­давательским составом, кураторами и студентами по функционированию и работе ПАРЛАМЕНТА ИБП, реализо­вать поставленную цель, рассмотреть ход развития ее в структуре и целостно­сти, а также вычленить взаимосвязан­ные и взаимодействующие элементы об­разовательного процесса.

Модель содержит цель, задачи, структуру воспитательной работы сре­ди студентов и профессорско-препода­вательского состава института, направ­ления, функциональные компоненты системы и результат.

Поставленная нами цель определя­ет содержание образовательного про­цесса и обусловливает результат -формирование конкурентоспособной личности.

Интеграция воспитательного компо­нента в системе предметных знаний об­разовательного процесса нашего вуза является ядром, обеспечивающим появ­ление нового качества при подготовке специалиста.

Успешность интегративных процес­сов зависит от форм и методов всех без исключения преподаваемых дисциплин, выработки единого понятийного поля, профессиональной культуры преподава­телей, формирования системы управле­ния воспитательной работой.

Безусловно, главным направлением воспитательной работы в нашем вузе является профессиональное воспитание через профессию. Внедрение предлага­емой концептуальной модели в практи­ку воспитательной работы Оренбург­ского филиала Института Бизнеса и Политики, координация деятельности всех ее звеньев возлагается на замести­теля директора по воспитательной ра­боте.

Согласно требованиям Министер­ства образования в нашем филиале ИБП создана социально-психологическая служба с целью формирования здоро­вого образа жизни студентов, профилак­тики правонарушений и наркомании, адаптации первокурсников.

Для повышения квалификации кура­торов по организации воспитательной работы организованы «Школа курато­ров»; конкурсы на лучшую постановку воспитательной работы на факультетах, лучшего куратора, лучшего преподава­теля, основанные на современных тре­бованиях.

Общей целью воспитательной рабо­ты филиала института является разно­стороннее развитая личность будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образова­нием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной актив­ностью, качествами гражданина-патри­ота.

Главная задача воспитательной дея­тельности филиала ИБП - создание ус­ловий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределе­ния и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нрав­ственном развитии.

Наиболее конкретными и актуаль­ными являются следующие задачи: формирование личностных качеств, не­обходимых для эффективной профес­сиональной деятельности; воспитание у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; формирование у преподавателей отношения к студен­там как к субъектам собственного раз­вития (педагогика сотрудничества); воспитание нравственных качеств, интеллигентности; развитие ориента­ции на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы куль­туры; привитие умений и навыков уп­равления коллективом в различных фор­мах студенческого самоуправления; сохранение и приумножение культур­ных традиций филиала института, пре­емственности; укрепление и совершен­ствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.

Существенными особенностями вос­питательного воздействия в филиале ИБП, на наш взгляд, являются демокра­тичность в отношениях «преподаватель-студент», «студент-администрация»; тра­диционное патриотичное отношение к родному вузу - «эффект малой родины», тесное сотрудничество с выпускниками; использование дисциплинарных мер лишь тогда, когда они поддерживаются несомненным приговором общественно­го мнения; привитие имиджевой установ­ки - учиться в филиале ИБП престижно в силу профессиональной мобильности его выпускников, востребованности на рынке труда; привитие студентам соци­альной активности; развитие культуры межнационального общения - интерна­циональное воспитание; содействие раз­витию студенческого самоуправления, организационная и методическая помощь в работе студенческих обществен­ных объединений; способствование адаптации первокурсников и иногород­них студентов, их интеграции в инсти­тутскую атмосферу.

Демократизация институтской жиз­ни предполагает развитие системы внут-ривузовских отношений, основанных на постоянном расширении прав и полно­мочий, равно как и обязанностей всех субъектов управления филиала институ­та (администрации, педагогического и студенческого коллективов). Благодаря этому обеспечивается организацион­ное, мотивационное, волевое, психоло­гическое единство всех участников вос­питательного процесса как коллектива единомышленников. Основной упор де­лается на поддержание развития студен­ческого самоуправления и самоуправле­ния в учебно-воспитательном процессе, в сфере быта и досуга, что призвано раз­вить у молодых людей управленческие навыки будущих руководителей подраз­делений, предприятий и организаций. Только в подобных условиях возможно становление у студентов таких деловых личностных качеств, как ответствен­ность, самостоятельность, состязатель­ность и инициатива.

Гуманизация и демократизация в вузе сопровождается развитием систе­мы информационного обеспечения, вы­ведением на современный уровень взаи­модействия со средствами массовой информации (газеты, стенды, телерадио­вещание, Интернет).

Для усовершенствования системы воспитательного влияния на студентов сохранены должности кураторов, старо­сты. Действуют совет студентов, студот-ряд «Бизнес-Дэмс», студенческая социо­логическая лаборатория, студенческое научное общество, служба безопаснос­ти филиала института. Существует воз­можность переподготовки ППС в ИППК, проводятся обучающие семинары для кураторов, школа студенческого актива.

Серьезная сторона воспитательной работы школы кураторов и студсовета-совместное творчество редакционной коллегии газеты «Студенческое обозре­ние». Газета носит информационный характер, освещая все самые интересные события в жизни филиала института, праздничные события, участие студен­тов в научных студенческих конферен­циях и т.д.

Традиционными становятся такие мероприятия, как День знаний, День первокурсников, недели факультетов ИБП, Мисс ИБП, Новогодняя сказка, Рыцарский турнир, День святого Вален­тина, Татьянин день, Юморина, или День лгуна, Вечер выпускников, День здоровья и т.д. Набирают обороты дра­матический кружок и КВН. Организо­ваны поездки активистов на различные всероссийские форумы и семинары для изучения опыта ведущих вузов России.

Реализация указанных задач осуще­ствляется системно через образователь­ный процесс, производственную и пси­холого-педагогическую практику, НИРС, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям. Главны­ми средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподава­теля и сила вузовской традиции.

К важнейшим условиям реализации воспитательной работы можно отнести следующие: ориентация на конкретный конечный результат при общем стрем­лении к повышению эффективности воспитательных воздействий; опора на творческую активность студенческих коллективов; эффективное использова­ние гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний всех участни­ков воспитательного процесса; сочета­ние задач воспитательного воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи; включение показа­телей участия ППС в воспитании студен­тов в оценку их деятельности в период аттестации; оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах; регулярное изучение, обобщение, распространение положи­тельного опыта работы.

Рассматривая воспитание как про­цесс управления развитием личности, мы утверждаем, что только через созда­ние благоприятной воспитательной среды, наполнение разнообразными формами и методами предоставляется возможность каждому студенту реали­зовать свои способности и дарования.

Эффективность воспитательной ра­боты в структуре образовательного про­цесса и научно-исследовательской дея­тельности обеспечивает реализацию и интеграцию личностно ориентирован­ного, деятельностного, культурологи­ческого, аксиологического, мировоз­зренческого системного подходов и позволяет создать единое воспитатель­ное пространство, которое в свою оче­редь обеспечивает гармонизацию про­цессов нравственного, эстетического формирования конкурентоспособной личности студента, интеллектуального, креативного и других видов воспитания.

Общечеловеческие нормы челове­ческой морали, культивирование нрав­ственности и интеллигентности как меры воспитания должны стать приори­тетами в формировании и развитии та­кой личности. Ибо сегодня, по утверж­дению академика Д.С. Лихачева, социальный долг человека - быть интеллигентным, а это предполагает оескоры-стное служение своему народу, абсолют­ный приоритет истины, уважение к мне­нию оппонентов, непримиримость к социальной несправедливости и другие нравственные ценности.

Сегодня воспитание может и долж­но быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и сту­дентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

Одним из наиболее важных субъек­тов воспитания, оказывающих на сту­денческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмос­фера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников Оренбургского филиала Института Биз­неса и Политики.

В заключение хотелось бы приве­сти высказывание академика Д.С. Ли­хачева в статье "О национальном ха­рактере русских", опубликованной в журнале "Вопросы философии" в 1990 году: «Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной культуры, культуры доб­рой и воспитывающей... Образование, подчиненное задачам воспитания, раз­нообразие средних и высших школ, воз­рождение чувства собственного досто­инства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высше­го, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика-Пресс, 1999.-536 с.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992года №3266-1.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологическиепроизведения: В 2 т. Т. 1. - М: Педагогика,1983.-3I8C.

4. Платон. Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 1. - М, 1968. -186 с. 

Смотрите также:

Статьи