Психологические основы сценирования уроков как проблема современной педагогической психологии
|
В настоящее время в системе образования РФ сложилась уникальная ситуация: проекты новых стандартов общего начального образования и высшего профессионального образования психолого-педагогического направления по профилю начального образования основаны на деятельностном подходе.
Дискуссии на Всероссийском совещании в МГППУ 24 ноября 2009 года по проблемам основных образовательных программ высшего профессионального образования психолого-педагогического направления показали, что одним из центральных моментов нового взгляда как на обучение младших школьников, так и на содержание профессиональной подготовки будущего учителя является модуль «Проектно-аналитическое содержание деятельности учителя начальных классов». Этот модуль должен, в первую очередь, обеспечивать формирование у студентов таких компетенций педагогической деятельности как способность прививать ученикам универсальные учебные действий и умение учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учебной деятельности учеников. А внутри этого модуля центральной может быть такая дисциплина как «Практикум по сценированию уроков на основе современных УМК». Он может нацелить профессорско-преподавательский коллектив вузов не только на передачу определенной суммы знаний, а на формирование профессиональных компетенций и креативное развитие студентов, организовать изучение теоретических дисциплин в единстве с практическим освоением методов работы с детьми
В инновационной и экспериментальной деятельности учителя сценирование уроков как продумывание способа постановки задачи ученикам и возможных вариантов ее решения в индивидуальной или коллективной форме стало довольно обычным делом. Вместе с тем, в высшем педагогическом образовании на этот компонент деятельности учителя мало обращалось внимания. На наш взгляд это связано с тем, что мало уделялось времени на освоение современных инновационных образовательных технологий. На это просто не хватало времени.
Кроме того, и это главное, для понимания сущности современных образовательных технологий необходима фундаментальная психологическая подготовка студентов, что не могло обеспечить традиционное педагогическое образование.
Иное дело высшее образование учителей начальной школы по психолого-педагогическому направлению. Оно изначально предполагает расширенную психологическую подготовку. Это позволит оперативно внести в содержание подготовки будущих учителей идеи и принципы системно-деятельностного подхода, заложенные в стандарте 2-го поколения общего начального образования, прежде всего, в плане учета закономерностей психического развития современных детей, влияния фундаментальной составляющей обучения на становление сознания и личности учеников, обеспечения преемственности начального и основного общего образования на основе формирования универсальных учебных действий.
На совещании было отмечено, что подготовка учителей начальной школы по психолого-педагогическому направлению потребует расстановки новых акцентов в содержании преподавания таких традиционных дисциплин как общая, возрастная и педагогическая психология, методика преподавания, а также создания дисциплин, отражающих реалии современной школы, например, ориентация на развивающие образовательные технологии и здоровьесберегающую среду. В этой связи потребуется подготовка новых учебников и методических пособий, в частности нужно решить вопрос о новом подходе к такой дисциплине как «Педагогическая психология». Необходимо, что в основе изучения педагогической психологии лежал анализ психологических основ сценирования уроков. Предпосылки для этого уже сложились в теории и практике развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). В ряде современных учебно-методических комплектов авторов других систем также есть соответствующие предпосылки. Настало время проводить специальные исследования в области психологической основы сценирования уроков, а также создавать с учетом этих исследований новое содержание учебников по педагогической психологии.
Читать полнотекст Сборника конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы» [ PDF, 5237.16 КБ ]
Книги
- Очерки проблем психологической поддержки инновационно образовательной деятельности школ
М.: МГППУ М: 2009 - 60с.
- Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»
Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы». Направление I. Подготовка педагогических кадров для Новой школы в рамках новых ФГОС ВПО 1 - Профессионально-личностная готовность психолога образования к работе в системно-деятельностной и компетентностной парадигме в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения
Москва, Управление методического обеспечения Службы практической психологии образования МГППУ, 2011 г.