К вопросу об интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду

Автор: Любимов М.Л. 
Версия для печати
Цели и задачи инклюзивного образования в общеобразовательных школах и ЦППРиК, на примере Центра "Благо"

В послании Президента России Федеральному собранию в 2008 году была затронута тема кризиса отечественной системы образования, как не отвечающей современным социокультурным потребностям и интересам. Президентом был акцентирован вопрос эффективности реформаторских изменений в сфере образования, в частности, о том, что эта эффективность должна измеряться качеством образования, его доступностью и его сопряженностью с потребностями рынка и рыночной экономики. Из озвученной краткой концептуальной рамки дальнейшего развития и изменения образовательной системы следует много выводов как для целой системы отечественного образования, так и для ее части - системы специального образования.

Обществу нужны новые образовательные технологии, позволяющие вернуть ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду не иждивенцем, а на самом деле ее полноценным и полноправным членом. Обществу, состоящему из родителей, нужна реальная возможность того, чтобы дети, получив знания и максимально возможное компенсирование, несмотря на свои физические ограничения, смогли успешно интегрироваться в социум, рационально и эффективно применять свои знания, самостоятельно добиваться своих целей на основе общечеловеческих ценностей, традиционных ценностей российской культуры. Это лаконичное описание образовательного продукта (максимально возможно компенсированного выпускника с ограниченными возможностями здоровья, адаптированного и обученного в условиях общеобразовательной системы), которое требуется начать проектировать и реализовать. Понятно, что речь идет не обо всех детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как практика показывает, что лишь части детей показано успешное компенсирование их ограничений в результате большой коррекционной работы, проводимой специалистами и родителями, а затем их дальнейшее обучение и социализация в среде здоровых сверстников.

В настоящее время большая часть глухих и слабослышащих детей обучается в специальных коррекционных школах, другая часть (постепенно увеличивающаяся количественно) – в системе общего образования.

Поскольку учащиеся специальной школы интегрируются в общество лишь после ее окончания, то по многим причинам, в том числе из-за недостатка социального опыта, испытывают определенные комплексы при вхождении в социум. При этом до сих пор общество априори считает, что такие люди не могут быть в полной мере дееспособными, плохо адаптируются в социуме. Это, в свою очередь, влечет развитие практики их социальной дискриминации по психофизическому статусу.

Поэтому сегодня все больше родителей детей, имеющих нарушения слуха, придерживается смысла включения детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования, считая, что следует рано интегрировать их для получения адаптивных навыков и мета-компетенций в ту общественную среду, где им предстоит жить и работать после получения образования. Для родителей становится очевидным, что социализация ребенка с нарушенным слухом в системе специального образования по определению имеет значительные и непреодолимые ограничения, а социализация в нормальной образовательной среде эффективна и имеет огромный потенциал. Таким образом, процесс интеграции детей с нарушенным слухом в нашей стране неуклонно расширяется.

Для того чтобы дети с нарушенным слухом могли успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, они должны быть к ней максимально возможно подготовлены. Взаимодействие сначала родителей, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, а затем и педагогов общеобразовательных школ, со специалистами Центра, работающими комплексно, позволяет максимально компенсировать такого ребенка.

В своей работе специалисты разных педагогических и медицинских профилей (дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги и врачи) ГОУ ЦППР и К для детей с нарушениями слуха и речи «Благо», проводящие в командном режиме абилитацию (реабилитацию) детей с нарушенным слухом, стремятся учитывать широкий диапазон и видов ограничений у таких детей и, соответственно, подбирать адекватные компенсаторные средства, чтобы получить максимизацию результатов от применяющихся в Центре коррекционно-развивающих программ.

Комплексная психолого-педагогическая поддержка детей с нарушенным слухом должна начинаться с раннего возраста. Этому способствуют буквально революционные изменения в области аудиологии и слухопротезирования, позволяющие обеспечить эффективную диагностику и адекватную электроакустическую коррекцию слухового восприятия.

Большое значение в Центре придается работе с родителями по поддержке и формированию своего ребенка. В ходе индивидуальных и групповых тренингов, семинаров родители обучаются тому, что следует делать и как надо общаться со своим ребенком ежедневно, включая выходные и праздники. Для них это инструк тивное время за 2-3 часа в неделю по принципу «делай как я». Это важно, так как родители, как правило, имеют индивидуальное контактное время со своим ребенком 30-40 часов в неделю, а максимальная компенсация реальна именно при таких ресурсных затратах.

Комплексная абилитация позволяет достичь более высокого уровня языкового и психического развития личности неслышащего дошкольника и способствует более эффективной и качественной готовности ребенка к включению в общеобразовательную школу и к усвоению там предметных знаний наравне с обычными сверстниками.

Инклюзивное образование при правильном воплощении является серьезным шагом вперед в обеспечении качества системы образования.

Рассматривая проблему интеграции, Центр решает ее в русле эффективного использования потенциала общеобразовательных учреждений, то есть осуществляет инклюзию в варианте организованной интеграции как процесс сопровождения и мониторинга.

Основным показателем эффективности работы системы организованной интеграции в рамках Центра следует считать подготовленных для включения в нормальную образовательную среду массовой школы детей с нарушенным слухом. Для данной инклюзии «нормальная среда»- это именно нормальная среда в абсолютно чистом понимании этого термина, т.е. это, например, когда в общеобразовательной школе (не комбинированной, не со спецклассами и т.д.) «размещены» несколько достаточно компенсированных детей (один или не более 2-х в классе). По нашему мнению, любой «комбинированный» вариант будет обречен на клеймо и отторжение от такого варианта нормальных детей и их родителей.

Что необходимо для инклюзии?

Во-первых, важно опираться на наличие отработанных и принятых профессиональным сообществом моделей непрерывного маршрута ребенка с нарушенным слухом от стадии раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации в нормальной среде;

Во-вторых, опираясь на дифференцированные показания к интегрированному обучению, отбирать способных детей, имеющих нарушение слуха, имеющих обучаемых родителей. Для этого необходимы методики, обеспечивающие максимальную индивидуализацию, постоянные замеры, создание и ведение банка данных.

В-третьих, комплексно подготавливать таких детей индивидуально для включения их в обычные классы;

В-четвертых, интегрированные дети должны оставаться постоянным объектом мониторинга их адаптивной устойчивости и успешности, а также консультационного сопровождения, т.е. в плане обязательного наблюдения и консультации они должны оставаться в системе специальной психолого-педагогической помощи, предлагаемой специализированным Центром;

В-пятых, система такой помощи совместно с общеобразовательной школой должна на выпуске участвовать в поиске и подборе дальнейшего образовательного маршрута такого ребенка в начальное профессиональное, среднее и высшее профессиональное образование.

Центр «Благо» несколько лет назад (2004-2007 г.г.) в рамках городского эксперимента («Создание благоприятных условий для максимального обеспечения непрерывного интеграционного обучения детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе») отобрал несколько отвечающих дифференцированным показаниям к инклюзии способных детей с нарушенным слухом, подготовил их, ученический и педагогический коллективы в одной из общеобразовательных школа Западного округа города Москвы (СОШ № 665, директор Ульянцева О.А.) к принятию таких детей, организовал группу сопровождения и включил детей в обычные классы. В группу сопровождения были включены специалисты: сурдопедагог, логопед, специального психолог. Специалисты взаимодействуют со всеми участниками инклюзивного процесса (ученическим, педагогическим коллективом и родителями) и осуществляют коррекционную, профилактическую, консультационную работу с учащимися классов, куда были включены дети с нарушенным слухом. В результате эксперимента дети адаптированы, хорошо учатся, живут полноценной жизнью школьного сообщества.

С 2007 года началась систематическая работа (ГЭП «Создание модели психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями слуха в общеобразовательных школах») специальной мобильной службы по оказанию психолого-педагогической поддержки участникам инклюзивного процесса в общеобразовательных учреждениях разных районов округа в виде выездных групп. Специалистами Центра (сурдопедагогами, психологами, логопедами, социальными педагогами) проводится работа по организации комплексного психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях разного типа, по обеспечению своевременных консультаций как детям с нарушением слуха, родителям, педагогическому коллективу. Кроме того, оказывается необходимая методическая помощь всем участникам образовательного процесса.

Надо отметить, что толерантность, терпимость, диалогичность и милосердие пока являются серьезным дефицитом в ценностных ориентациях нашего общества. Поэтому качество социальной комфортности всех участников инклюзии значительно повышается, если организованно ведется работа по ознакомлению и формированию толерантного поведения в школьном и педагогическом сообществах со всеми и с каждым по отдельности.

Учитывая, что одной из причин интолерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями является неосведомленность общества в этом вопросе, огромную роль играет специальная работа по реализации технологий, направленных на формирование установок на милосердное, терпимое отношение к таким детям. Это и выступления на педсоветах и родительских собраниях, участие в классных часах; это и индивидуальное консультирование, семинары, круглые столы для родителей и педагогов; это и демонстрация специально подготовленных специалистами Центра презентаций и видеороликов.

Важно подчеркнуть, что для развития именно инклюзивного образования, как одного из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования, необходимо взаимодействие различных видов образовательных учреждений и сопровождающей такого ребенка службы специализированной помощи, связанной с инклюзивным процессом. Особое значение придается проблеме доступа таких детей к получению разнообразных видов адресных психолого-педагогических и образовательных услуг наравне с остальными детьми и в условиях, компенсирующих ему различные отклонения в психическом и/или физическом развитии.

Литература:

  1. Р.М.Боскис, Р.Е.Левина. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М.1965;
  2. Л.С.Выготский. Проблемы развития психики. Собрание соч.,том 3, М., 1983;
  3. Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. Основы интегрированного обучения. М., Дрофа, 2008;
  4. Н.Н.Малофеев. Современное состояние коррекционной педагогики. / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В Калинникова.-М.:ООО «Аспект», 2005;
  5. Н.Д.Шматко. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России. / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В Калинникова.-М.:ООО «Аспект», 2005.
  6. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. М., Изд.центр «Академия», 2003. стр.159-163
Смотрите также:

Статьи Книги