Детская психология
 

Семья особого назначения

Автор: Бикеева А.С. 
Версия для печати

Вступительное слово автора. Про понятия «родительствование» и «родительская дума», и как всё это следует понимать.

Семья Особого Назначения

Рецепт первый. Организуйте в своём доме Семью Особого Назначения

  • Про единственного и неповторимого и про что-то особенное, или Дела Особого Назначения
  • Скажи особые слова, или Слова Особого Назначения
  • Милые мелкие мелочи, которые создают настроение и душевный тёплый микроклимат
  • Привлечение детей к ответственности за хорошее настроение другого человека
  • Про материальные и нематериальные вклады, а также Душевные Вложения
  • Про смехотерапию, или кто в семье главный смехотерапевт
  • Шутки моего детства, или Шутки Внутреннего Значения
  • Кто в семье главный игровой, или Игры Особого Назначения
  • Традиции Особого Назначения

Рецепт второй. Создайте в своей семье Традиции Особого Назначения

Рецепт третий. Станьте активистами своей семейной жизни.

  • Про активности и пассивности семьи, или Семейные активы и семейные пассивы
  • Пассивности в семье, или Чёрные дыры, которые поглощают хорошие семейные отношения

Родители Особого Назначения

Рецепт четвёртый. Станьте Родителями Особого Назначения

Рецепт пятый. Будьте первым и главным психологом в жизни своего ребёнка

Дети Особого Назначения

Рецепт шестой. Сделайте из своих дочерей и сыновей Детей Особого Назначения.

Рецепт седьмой. Наслаждайтесь жизнью.

Рецепт восьмой. Не пропустите жизнь, или «Родитель, не гони!».

Рецепт девятый. Имейте свою собственную жизнь, или про беззаветную и заветную родительскую любовь, а также про родительские заветы, старые и новые.

Заключение. В мире животных и людей

  1. Круговая оборона.
  2. Кошачьи пожелания родителям, или кошачьи нежности.
  3. Рецепт эффективного, успешного родительствования, или Сам себе кулинар

Эта книга, как и все мои книги по воспитанию детей, посвящается моим двум единственным дочерям: единственной старшей дочери Ольге и единственной младшей дочери Ирине.

Семья Особого Назначения

Рецепт первый. Организуйте в своём доме Семью Особого Назначения

Поспорю с великим классиком: каждая семья, если она счастлива, то счастлива по-своему. Каждая семья, если она несчастлива, то тоже по-своему. Все семьи — очень разные. Но у всех у них есть кое-что, их таких разных объединяющее. Как мне кажется, это одно и то же назначение любой семьи. Обычное её предназначение. А назначение это — жить всем вместе и растить своих детей. Это — общее назначение любых семей. Но у некоторых мудрых взрослых получается сделать из своих семей Семьи Особого Назначения. А особое назначение таких особенных семей — это жить счастливо всем вместе и растить своих детей успешными и счастливыми, неустанно и беспрестанно организовывая для них тёплый и уютный семейный дом, а также безопасное и жизнерадостное детство.

Худо ль бедно человеческие семьи справляются с выполнением своего обычного назначения. А вот выполнить особое назначение семьи получается далеко не у всех взрослых. Такое под силу только постоянно думающим, ищущим и неустанно работающим на свой семейный проект взрослым.

Просто пожелание: Желаю вам, уважаемые взрослые, организовать в своём доме Семью Особого Назначения! Успехов!

Про единственного и неповторимого и про что-то особенное, или Дела Особого Назначения

Независимо от количества детей в семье, каждый ребёнок должен ощущать, что он единственный и неповторимый. Он должен быть абсолютно уверен в своей исключительности и уникальности.

К примеру, у меня две единственные дочери: единственная старшая дочь Ольга и единственная младшая дочь Ирина. Каждая из них — исключительна, уникальна и неповторима! Им, кстати сказать, и посвящается эта книга, как и все другие мои книги по воспитанию детей. А чтобы сделать из каждого своего ребёнка единственного, неповторимого и особенного, родителям для начала хорошо бы придумать и организовать для своих детей и со своими детьми Дела Особого Назначения.

Толковательный словарь для толковых родителей

Дела Особого Назначения — это такие особенные дела, которые делают родители вместе со своими детьми. И особое назначение таких дел заключается в том, что дела такие предназначены для того, чтобы не просто развлечь ребёнка, но окружить его своим полным родительским вниманием; поместить ребёнка в пространство безусловной родительской любви; показать ребёнку, что он значим и важен для взрослых, что он — личность, которую взрослые безоговорочно принимают. Дела Особого Назначения имеют и ещё одно особо важное назначение — создать, закрепить и укрепить хорошие отношения между взрослыми и детьми, делая из последних Детей Особого Назначения.

Постарайтесь, думающие взрослые, найти нечто такое особенное, что будете делать со своим ребёнком только вы. И делайте это особенное с ним, возведя это в хороший добрый ритуал. Приведу эпизоды из моего детства, которые иллюстрируют особые проделки моих особенных родителей.

Про очень личные походы

Я вспоминаю своих родителей и своё детство. Моя мама всегда была заядлой театралкой. Она меня примерно лет с трёх начала водить по театрам, а также всевозможным представлениям и концертам, которые случались в нашем городе. Мы с ней не пропускали практически ничего, будь то театральный спектакль, эстрадный концерт или балет на льду. «Что же в этом такого особенного?» — спросите вы. Многие родители водят своих детей по театрам и концертам. Но у нас с мамой во время наших культпоходов было много чего особенного.

Во-первых, мы с ней всегда разговаривали о чём-то интересном. Разумеется, мы это делали не в то время, когда разворачивалось действо на сцене. И мама в такие дни принадлежала только мне. Не своей школе, не своим ученикам, никаким родственникам, а только мне.

Во-вторых, во время наших культпоходов мы с мамой всегда наблюдали за людьми, за их поведением, эмоциями, реакциями. Как я потом уже значительно позже поняла, это были первые в моей жизни уроки психологии и психоанализа. Уроки, которые давала мне мама. «Смотри-смотри, как эта женщина ругает девочку, наверное, свою дочку! Как это некрасиво со стороны! Неужели и я также делаю, когда не в духе?!»

В-третьих, прогуливаясь по театральному фойе, мы с мамой всегда рассматривали одежду людей и часто зарисовывали в блокнот самые красивые и интересные, на наш взгляд, фасоны. Позже мы с ней либо сами что-то шили-мастерили, либо заказывали у портнихи наряды по сделанным нами в театре зарисовкам и эскизам. Я просто обожала эти культпоходы. Мама всегда мне говорила: «Дочь, выходной для того и существует, чтобы выходить из дома куда-нибудь и посещать что-то интересное».

С отцом у меня тоже были очень личные походы и выходы из дома, которые мне запомнились. Это были походы в цирк, кино и спортпоходы. В цирк мы ходили круглый год, когда начиналась новая программа. И как мне кажется, не пропустили ни одной. Походы в кино мне запомнились тем, что в тёплое время года отец всегда ходил со мной на открытые площадки, в летние кинотеатры, располагавшиеся, как правило, в парках. И мы смотрели кино на свежем воздухе, под куполом звёздного неба. А спортпоходы случались тоже в тёплое время года довольно часто. Отец всегда меня таскал по стадионам, так как сам обожал смотреть в живую футбольные матчи. Уж сколько футбольных матчей пересмотрела я за своё детство — и не счесть!

Я эти спортпоходы тоже очень любила. Во-первых, отец в такие дни принадлежал только мне, мне одной. А он всегда шутил, и мы с ним весело смеялись по любому поводу. Во-вторых, придя на стадион, он всегда мне делал из газеты классный головной убор — треуголку и надевал на мою голову. Затем покупал мне пирожки, которые он называл «тошнотиками», а ещё сладкую вату и газировку. Так что практически не разбираясь в футболе, я всё равно чувствовала себя абсолютно счастливой. В-третьих, после окончания очередного футбольного матча, отец почти никогда не торопился уходить со стадиона, пережидая толкучку. Когда толпа немного рассеивалась, мы с ним непременно спускались с трибун на игровое поле. Отец делал импровизированный шарик-мячик из смятой газеты, ставил меня в ворота и начинал гонять этот бумажный шарик-мячик, забивая его ко мне в ворота. И чем больше шариков-мячиков мне отец забивал, тем больше я радовалась. Потом, когда мама или бабушка дома спрашивали нас: «Ну и кто победил?», то ли имея в виду матч, то ли нашу с отцом игру после матча, он неизменно отвечал: «Пять-ноль в пользу наших!». А после матча и нашей игры с бумажным шариком-мячиком мы с отцом обязательно шли в кафе, где пили чай или кофе с пирожными.

Всё детство на папиной шее

Моё детство прошло на папиной шее в самом, что ни есть прямом смысле этого слова. Именно в том смысле, что отец постоянно носил меня на себе. Я обычно усаживалась ему на шею, и так мы ходили: на демонстрации и парады, которые в те времена случались по несколько раз в год; на дачу, на набережную, в парк и просто погулять. Это у нас с отцом называлось: операция «Двухэтажный папа». В начале любого такого похода отец обычно говорил: «Ну что, доченька, начинаем операцию “Двухэтажный папа”?!» И он приседал, подставляя мне своё плечо, а, вернее сказать, оба своих плеча и шею.

«Марш-бросок на реку Сок»

Так я и провела своё детство на папиной шее. Причём сидела я на папиной шее не только высоко в воздухе, но и глубоко в воде. Отец всегда был заядлым купальщиком и отличным пловцом. Наша дача располагалась недалеко от реки с необычным названием — Сок. Эта маленькая речка очень живописна и впадает в Волгу. Летом на даче у нас с отцом всегда было Дело Особого Назначения. Мы его называли «Марш-бросок на реку Сок». Перед тем как отправится со мной купаться на реку Сок, отец обычно работал на даче, делая всякие разные бесконечные дачные дела. Для всех дачных работ у нас тоже было название, а вернее сказать девиз: «Летом на даче трудимся с отдачей!» Зато после совместного дачного труда с отдачей мои бабушка и мама шли в тенёк отдыхать, а мы с отцом совершали свой неизменный «Марш-бросок на реку Сок». А там у нас тоже всегда были Дела Особого Назначения. Во-первых, отец на шее со мной непременно переплывал на другую сторону реки, где мы немного отдыхали на берегу, а затем также в двухэтажном варианте возвращались обратно.

Сочное блюдо «Раки-забияки»

Во-вторых, если позволяло время, мы с отцом рыбачили на раков, которых мы называли «Раки-забияки». А рыбалка эта проходила весьма своеобразно. Отец нырял недалеко от берега, ощупывал дно руками и находил там раков. Потом с раком или раками в руке он выныривал на поверхность воды и бросал мне пойманных раков на берег. А я с сумкой или целлофановым пакетом бегала по берегу, собирая выброшенных отцом из воды раков. Когда мы возвращались с реки Сок обратно к себе на дачу, то тут же варили пойманных раков в котелке на костре. У нас это называлось «Сочное блюдо “Раки-забияки”». Сочное, так как раки были с реки Сок.

Где раки зимуют и не только

Когда мы с отцом шли ловить раков, он неизменно говорил мне: «Я покажу тебе, доченька, где раки ЛЕТУЮТ!» «Может быть, летают?» — спрашивала я. «Нет, именно ЛЕТУЮТ. Видишь ли, зимой раки зимуют, то есть проводят зиму, а летом они что делают? — ЛЕТУЮТ, то есть проводят лето».

Заплыв до буйка и охота на щуку

На Волге у меня с отцом тоже были Дела Особого Назначения. Если мы бывали на пляже, то нашим обязательным делом было сплавать до буйка и обратно. Когда нас мама с бабушкой позже спрашивали: «Ну, как прошёл сегодня заплыв?» Отец неизменно отвечал: «Буёк сегодня был небуйный!» Эта незатейливая «Байка про Небуйный Буёк» звучала довольно часто, но мы все неизменно улыбались, слыша её в очередной раз. А ещё на Волге мы ходили на щуку. Ведь на щуку именно ходят. Мы с отцом с лодки его приятеля ловили щук на спиннинг. И это для меня тоже было Делом Особого Назначения.

Кто в семье главный солист?

Ещё мне запомнились субботние вечера с моей тётушкой, сестрой отца, тётей Тамарой. Она часто приезжала к нам в пятницу вечером с ночевой, так как жила в пригороде. И мы все вместе — моя мама, бабушка, тётя Тамара и я — готовили что-нибудь особенное, необычное, небудничное, вкусненькое. Причём любопытно, что больше всего мне запомнились не поедание очередного кулинарного изыска, а именно стряпня, а, вернее сказать, волшебный процесс приготовления очередного съедобного шедевра, кухонные хлопоты и кухонные разговоры. Как известно, у россиян вообще особая любовь к кухонным разговорам. Наверное, это прививается им с раннего детства. Больше всего мне нравилась атмосфера сотрудничества, воцарявшаяся на нашей кухне (сейчас бы это, наверное, назвали командной работой), и наше общение. Готовить все эти вкусности я точно любила гораздо больше, чем их потом поедать. Особенно мне нравилось, когда тётя Тамара, наш главный кулинар, назначала меня солисткой: «Сегодня Алиночка назначается главной солисткой. Она будет у нас всё солить», — как всегда торжественно провозглашала тётя Тамара. Это означало, что я солила все приготавливаемые блюда поваренной солью. Взрослые вокруг меня, наверное, исполняли самые разные роли и выступали в самых разных качествах, но я точно помню, что я в своей семье всегда была солисткой, то есть главной, особой и особенной. Вот так я и была главной солисткой семьи всё своё детство, причём во всех смыслах этого слова.

Кто в семье главный костровой?

А летом на даче меня всегда назначали главным костровым. Я просто обожала костры и к тому же любила супы, приготовленные в котелке над пылающим огнём. Правда, мне в помощь всегда давали отца — младшего кочегара и бабушку — обычного супового. Но главным костровым была всегда я. Это я точно помню. Так мы и работали командой: я — главный костровой, отец — младший кочегар, а бабушка — обычный суповой.

Не так уж и важно, кем именно будет ваш ребёнок — главным солистом, главным костровым или ещё кем-то. Лишь бы он был обязательно главным, обязательно значимым, важным и непременно особенным. Особенным для вас — взрослых, его окружающих. Ведь это просто необходимо каждому ребёнку быть хотя бы иногда, а лучше как можно чаще, «солистом» и «главным костровым» в семье. И это просто обязательно, чтобы совместно с ребёнком его родители делали что-то особенное, интересное и неповторимое, а также доброе и очень для ребёнка запоминающееся. Делали именно с ним и только с ним и больше ни с кем. И при этом ребёнок ощущал бы себя особенным и особым членом семьи. Постарайтесь найти что-то особенное в самых обыденных вещах, сделайте обычные выходные дни особенными и примечательными днями для своего ребёнка.

Ведь завтра наши дети уже могут вырасти и перестать быть детьми. И главное, уважаемые родители, не откладывайте на завтра нечто особенное, что можете делать со своим ребёнком только вы и именно сегодня. Ведь это самое «что-то» завтра уже может перестать быть особенным, и ваш ребёнок может вам с усмешкой сказать: «Тут нет ничего интересного!».

Как и что именно для этого делать? Вам думать и решать самим!

Вроде бы и ничего такого особенного мои родители со мной и не делали, но для меня в этих культ- и спортпоходах всё и всегда было особенным и желанным. Это были мои с ними Дела Особого Назначения.

И очень важно, чтобы когда вы делаете со своими детьми что-то особенное, никто вас не беспокоил и ничто не отвлекало от этого суперважного процесса. Вспомните, в гостиницах при необходимости на дверь вешают табличку: «Прошу не беспокоить!». Такую же «табличку» стоит завести для моментов, когда вы занимаетесь с детьми Особо Важными Делами.

Просто пожелание: Пусть в ваших добрых делах и искренних отношениях с детьми всегда будет что-то особенное и неповторимое. Особенных и особых вам дел и отношений!

И еще: Желаю вам умных, добрых, содержательных и особенных дел и проделок со своими детьми!

Прошу не беспокоить. Я делаю со своим ребенком что-то особенное! Родитель

Рис. 2

Скажи особые слова, или Слова Особого Назначения

В начале всего, как известно, было Слово. В начале хорошей семьи, как мне представляется, было хорошее доброе слово. В начале каждой особенной семьи было особое слово. В семье должны звучать какие-то особые слова. Такие особенные слова, которые звучат именно в этой семье. И слова эти непременно должны нести в себе заряд доброты и хорошего отношения к ребёнку. Не так уж и важно, о чём именно будут эти особые слова. Лишь бы они для вашего ребёнка имели какое-то особое значение, какой-то скрытный, тайный смысл, а также содержали в себе ваше доброе и искреннее к нему отношение.

Блюда Специального Назначения

В моём детстве мне отец покупал «вечерние семечки», то есть стакан обычных жареных семечек, и «сахарную стекловату» — такой объёмный, душистый и лёгкий шматок на палочке. И когда летними вечерами он меня приглашал за «вечерними семечками» и «сахарной стекловатой», это означало, что мы идём вместе гулять. А ещё я очень любила, когда отец покупал мне «футбольные тошнотики», «липкие леденцы», «лимонадный лимонад» и «сердитое ситро». Все эти забавные названия незатейливых лакомств несли в себе определённый код. Это всё означало, что мы с ним отправляемся на стадион для просмотра очередного футбольного матча, и будем там «небольно болеть» за спортсменов и наслаждаться на свежем воздухе отличной погодой и разными вкусностями. С мамой же у меня очень часто был «театральный выходной». Это, когда мы с ней шли в театр, а там, в антракте посещали буфет, где обязательно брали заварные пирожные — «заварнушки — завернушки» и «глянцевый кофе-глясе». Почему глянцевый? Да сама не знаю, почему, просто он всё моё детство был таковым и всё.

Праздничный Воскресный Обед и Блюда Специального Назначения

А по воскресеньям в нашей семье почти всегда был Праздничный Воскресный Обед. И между нами почти всегда звучал диалог с одним и тем же текстом, лишь с вариантами различных блюд. Вот этот диалог:

  • Папа: Собирайся, народ! Кто обедать идёт? Сегодня у нас Праздничный Воскресный Обед.
  • Я: Чего же в нём такого праздничного?
  • Папа: Всё, доченька! Сегодня у нас праздничный гороховый суп, праздничное картофельное пюре и праздничные воскресные котлеты. А в конце нас ожидает праздничный воскресный компот. Но самое главное, у нас сегодня за столом праздничная воскресная атмосфера, так как сегодня — выходной, мы собрались все вместе и мы сегодня дома.

Толковательный словарь для толковых родителей

Блюда Специального Назначения — это такие блюда, назначение которых питать не только тело, но и души людей, их поедающих. Эти блюда создают специальную атмосферу за столом и особые незримые связи между людьми, блюда эти поглощающие.

Ещё дети просто обожают, когда им родители рассказывают, как они неправильно употребляли в своём раннем детстве некоторые слова. Мы в нашей семье не только рассказывали нашим дочерям об этом, но и начинали часто употреблять эти детские перлы. Например, борщ у нас был обязательно с «питанкой», а не со сметанкой. А любой доктор у нас называется «Доктор Ай, боюсь!». Так старшая дочь интерпретировала знаменитого Доктора Айболита. А причёсывались мы, как правило, «причёсочкой», а не расчёской. Употребляя все эти и многие другие детские перлы моих теперь уже выросших дочерей, мы неизменно улыбались.

Естественно, особые слова и фразы могут быть связаны не только с пищей. Мы любим «посиделки», когда сидим все вместе и просто болтаем. И «полежалки», когда лежим рядом на диване и тоже болтаем обо всём. А ещё у нас случаются «посмотрелки», когда мы смотрим что-то по телевизору или «видику» все вместе. И «пошепталки», когда мы о чём-то шепчемся по секрету друг с другом.

Заведите разные хорошие добрые особые слова и названия в вашей семье, которые будут нести вашим детям какой-то особый смысл, а также нести им простое и ясное подтекстовое сообщение, что их в этом доме любят. Просто любят без всяких условий и всё!

Просто пожелание: Желаю вам особенных слов в вашей семье. А также особой атмосферы, возникающей в связи с их употреблением.

А ещё предоставьте своим детям своё Родительское Благословение.

Толковательный словарь для толковых родителей

Родительское Благословение — это добрые благие слова, которые говорят родители постоянно своим детям.

Кстати сказать, такие слова вполне можно говорить и чужим детям тоже. Ведь дать, а вернее сказать, постоянно предоставлять своё Родительское Благословение — это тоже особое назначение добрых, благородных и мудрых родителей.

Кроме особых и особенных слов, хорошо вписываются в тёплые, задушевные семейные отношения и особые диалоги. Они вполне могут быть короткими и звучать как пароль и отзыв на него. Но такие диалоги должны быть хорошо известны всем членам семьи, и непременно нести в себе заряд юмора и добра. Приведу примеры.

Пароли и отзывы моего детства

В воскресенье вечером у меня с отцом почти всегда звучал следующий диалог.

  • Отец (со вздохом): Не всё коту пятница!
  • Я: А что же ещё?
  • Отец: А ещё и понедельник бывает. Да кот не унывает!

Когда отец приходил с работы домой, и мама и ли бабушка его спрашивали: «Как дела на работе?». Он почти всегда отвечал: «Все работы хороши, если пашешь от души!»

А ещё у меня с отцом часто звучал такой диалог:

  • Отец: Муж и жена — одна кутерьма!
  • Я: А дочь и отец?
  • Отец: Красавица и красовЕц!
  • Я: А вы с мамой?
  • Отец (дальше он переходил на прозу): Ты у нас, доченька, красавица! А мы с мамой — сопровождающие тебя лица!

Любимый диалог моего детства

Хочу повторить ещё один милый диалог, который уже приводила в своей книге «Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу»1. Дело в том, что этот наш диалог с моим отцом звучал в моём детстве так часто, что я даже затрудняюсь определить, какой количество раз, и он оказался мне особенно дорог, оставшись в моей памяти навсегда.

Когда я была маленькая, я всегда встречала в дверях приходящего с работы отца с одним и тем же вопросом: «Пап, а что ты мне принёс?» Отец, если он в тот день ничего мне не принёс, отвечал мне всегда одинаково: «Свою любовь, доченька!» Если же отец приносил мне что-нибудь «вкусненькое», то есть съедобный гостинчик, или «интересненькое», то есть игрушку, книжку или что-то ещё, то между нами обязательно разыгрывался один и тот же диалог:

- Пап, а что ты мне сегодня принёс?

- Кое-что, доченька!

- Вкусненькое или интересненькое?

- Сегодня вкусненькое!

И отец отдавал мне небольшой подарочек. Я бурно радовалась, но на всякий случай говорила:

- Ой, как здорово! Только у меня ничего нет взамен.

- А мне ничего и не надо. Мне нужна лишь твоя любовь!

- Ну, это — всегда пожалуйста!

После всех произнесённых паролей и отзывов, хорошо известных участникам диалога, мы оба весело смеялись и радостно бросались в объятья друг друга.

Вот так родители сопровождают своего ребёнка всё его детство. Лично меня сопровождали мои родители просто замечательно!

Просто пожелание: Желаю вам лицеприятных лиц в вашей жизни!

Пароли и отзывы моей взрослой жизни

Когда кому-то в нашей семье делается грустно, то у нас звучит следующий короткий диалог:

- Ну, пожалей меня!

- Жаль-жаль!!!

Это у нас такой обязательный ответ на прозвучавший пароль. И ответ это должен непременно сопровождаться либо поглаживаниями, либо обниманиями, либо дружескими похлопываниями по спине. При этом вовсе необязательно говорить много утешительных слов. Просто человеку чуть-чуть взгрустнулось, и его надо пожалеть.

Есть у нас в семье и другие пароли, а также ответы или отзывы на них. Если как пароль звучит фраза: «Ну, что же ты меня не хвалишь?! Похвали меня!», то следует немедленно отозваться следующим ответом, или отзывом на пароль: «Хваль-хваль!» После этого участники диалога обязательно должны обменяться друг с другом улыбками. На самом деле, одному из участников прозвучавшего диалога нужна не столько похвала, сколько контакт с близким человеком и очередное подтверждение его поддержки и любви.

Когда мы в нашей семье что-то дарим друг другу, то человек, получивший подарок, должен непременно сказать: «Ой, а у меня ничего нет взамен!» Далее следует отзыв одаривателя на прозвучавший пароль: «А мне ничего и не надо! Я дарю тебе это просто так!» Счастливый обладатель только что полученного подарка, радостно отзывается: «А я люблю тебя просто так!» Далее все участники диалога обнимаются и целуются.

А когда я что-то делю со своими дочерями шоколадку, тортик или что-то ещё, то я всегда говорю: «Ну что ж, поделим на три равные половины. Поделимся по-сестрински!»

У меня с моим мужем Володей тоже есть пароль и отзыв. Обычно, когда мне нужна в чём-то его помощь, я зову мужа: «Володя, ты мне нужен, иди сюда!» Он отзывается: «Бегу, дорогая!» Это — наш с ним первый пароль с отзывом на него. «Вынеси, пожалуйста, мусор», — прошу я его. Ну, или что-то ещё. Когда дело сделано, я произношу слова нашего с ним второго пароля: «Ты рад, что ты мне пригодился?» Володя тут же произносит ожидаемый мною отзыв на пароль: «Я счастлив!!!» Произносить отзыв на наш второй пароль нужно непременно с тремя восклицательными знаками. Такое у нас простое правило. И такие простые и милые пароли и отзывы на них.

Просто пожелание: Пусть на все произносимые в вашей семье пароли всегда звучат правильные отзывы! Желаю вам общесемейной отзывчивости!

Милые мелкие мелочи, которые создают настроение и душевный тёплый микроклимат

Как известно, надо непременно что-то отдавать людям. Причём больше нематериального, чем материального. В собственной семье надо обязательно многое отдавать своим родным и близким. Отдавать вдвойне. И речь опять не о материальном. Надо отдавать теплоту своих чувств, щедрость своего сердца, страсть своей любви, силу своих положительных эмоций. Надо постоянно одаривать домочадцев своим хорошим настроением, собственным оптимизмом и юмором, своим позитивным жизневосприятием, благородством своей души, своим вниманием к ним и заботой.

Чтобы внутрисемейные отношения сложились, надо отдавать, отдавать и отдавать своим родным и близким что-то постоянно. Одним словом, отдавать себя. Просто всего себя. А ещё надо создавать у близких вам людей хорошее настроение и обязательно беречь его. Кстати сказать, в деле создания и поддержания, или я бы даже сказала, сбережения хорошего настроения ваших родных и любимых, вам отлично сгодятся милые мелкие мелочи, которые не так уж и сложно организовать. Какие именно мелочи? Вам лучше знать, что может порадовать ваших родных и близких. Однако приведу примеры некоторых мелких милых мелочей, которые прекрасно работают на создание и поддержание хорошего настроения у людей, эти мелочи получающих. Кстати сказать, они действуют совершенно необыкновенно и на людей, эти мелочи организовывающих. Итак, примеры милых мелких мелочей:

  • Принести любимому кофе (чай, сок, газировку и проч.) в постель перед своим уходом на работу.
  • Оставить вместе с завтраком на кухонном столе шоколадку (конфетку, любимую жвачку, цветок и проч.).
  • Ожидая возвращения домой ваших родных и близких, приготовить всё к совместному чаепитию, красиво накрыв стол; можно зажечь свечи или включить любимую музыку.
  • Вымыть посуду (вынести мусор, пропылесосить и проч.) за кого-то из ваших домочадцев, хотя и не ваша, а его (её) очередь делать это.
  • Принести одеяло или плед и укрыть прикорнувшего на диване родного человека.
  • И т.д. и т.п.

Примеры милых мелочей из моей жизни

Лично мне мой отец мыл и начищал кремом обувь. И я перед выходом из дома, обуваясь, непременно радовалась и уходила с хорошим настроением. А бабушка всегда подсовывала мне под подушку конфетки. То же самое она делала c моими учебниками. Открываешь в школе книжку, а там — конфетка. Берёшь её и улыбаешься. А мама всегда мне незаметно подсовывала то в портфель, то на письменный стол разные канцтовары: блокнотики, ручки, тетрадки и др.

Филологические объяснялки

В английском языке есть прекрасное выражение: «You made my day». В дословном переводе это означает: «Ты сделал мой день». То есть в том смысле, что сделал мне что-то такое приятное и особенное, что у меня весь день было приподнятое настроение. Или смысл выражения можно истолковать так: был обычный день, немного трудный, немного нудный; но ты мне вдруг сделал что-то такое приятное, что настроение моё резко поднялось, и день засиял для меня солнечным светом, независимо от погоды.

Просто пожелание:Желаю вам хороших дней, «сделанных» вашими близкими!

Я уже сама была мамой двух дочерей-школьниц, а моя мама всё продолжала делать для меня милые, добрые мелочи, от которых всегда повышалось настроение и веяло настоящей материнской любовью. Бывало, прихожу с работы домой, а мама уже побывала у нас дома. Смотрю, на плите свежесваренный, ещё горячий суп. Иду дальше и вижу на столе в баночке травяную настойку. А на покрывающей её крышке — маленькая записка: «Полоскание для горла!» Мама всегда помнила о том, что у меня горло сильно уставало и начинало першить после проведённых в школе уроков. Иду дальше, вижу блюдечко с ароматным месивом из мёда и лимона. Рядом опять маленькая записка: «Маска для лица». Далее, в целлофановом пакете — намытая курага, чернослив и другие сухофрукты. Очередная мамина записка рядом гласит: «Вкусный и полезный продукт! Взять с собой на работу!» А на кухонном столе гордо красуется салатница со свежеприготовленным салатом в ней и поясняющая записка рядом: «Салат красоты и здоровья — кушай на здоровье!»

Так на каждом шагу я сталкиваюсь с незримым маминым присутствием и очень даже зримой её родительской любовью. Я снова невольно улыбаюсь маминым запискам, укладываю в сумку пакетик с сухофруктами, это — на завтра, и отправляюсь на кухню полоскать горло. Спасибо, мамочка!

Привлечение детей к ответственности за хорошее настроение другого человека

К делу организации приятных мелких мелочей для ваших родных и близких очень важно привлекать детей. Делайте приятные мелочи кому-то из вашей семьи ВМЕСТЕ со своими детьми:

  • «Давай маме на её зеркало цветок купим и поставим. Ей будет приятно. Во-первых, потому что она любит цветы. А во-вторых, потому что мы тем самым ей ещё раз покажем, что мы любим её».
  • «Давай захватим из магазина пакетик молока для нашей соседки. Она что-то приболела сегодня».
  • «Давай папе в портфель подложим его любимую шоколадку. Он найдёт её на работе неожиданно и улыбнётся, вспомнив о нас».
  • «Принеси, пожалуйста, плед и накрой бабушку. Она задремала в кресле».
  • «Пойдём, привяжем воздушные шарики к ручке двери твоего друга. У него ведь завтра день рождения, а завтра — обычный рабочий день, в школу надо идти. А он увидит шарики утром, уходя в школу, и засмеётся».

При этом надо постоянно напоминать детям, что мы часто несём ответственность за настроение людей, находящихся рядом с нами. А своим родным и близким мы должны всеми силами настроение это создавать и неустанно его беречь. Ведь кроме нас самих, уважаемые родители, никто не научит наших детей делать приятные милые добрые мелочи другим людям и беречь их настроение. Так что давайте-ка не только будем делать приятные мелочи (и крупности тоже!) своим детям, но и обучать их, натаскивать, тренировать практически, чтобы и они сами смогли делать маленькие и большие добрые дела в будущем. Хотите, чтобы ребёнок ухаживал за вами и делал своим родным и близким приятности? Так и учите его этому. А главное, делайте это сами на глазах своего ребёнка.

Почти философская рассуждалка: Неприятности в нашей жизни организовывать специально не надо. Они замечательно организовываются сами собой. А вот, чтобы у нас в жизни были приятности, над этим придётся потрудиться, попотеть и попыхтеть. А ещё придётся долго и настойчиво учить этому всему своего ребёнка.

Про материальные и нематериальные вклады, а также Душевные Вложения – 3 уровень

Иногда, делая что-то самозабвенно и от всего сердца, люди говорят: «Я всю свою душу в это вложил(а)!» А иногда люди говорят и так: «Я все свои деньги в это вложил(а)!»

Когда вы делаете добро своим родным и близким, а также другим людям, организовывая милые мелкие мелочи и крупные добрые крупности, вы делаете в них вложения своей души, такие вот Душевные Вложения. Особенно Душевные Вложения эффективны и прибыльны (опять же не в смысле денег!), если они делаются совместно с вашими детьми или в их присутствии. В таком случае у вас получается двойное Душевное Вложение: и в того человека, кому вы делаете добро, и в вашего ребёнка, который незаметно и ненавязчиво учится благородству души и щедрости сердца.

Кстати сказать, с такого рода отдачами и инвестициями дела обстоят гораздо сложнее, чем с чисто материальными вложениями и вливаниями. Но надо помнить, что Душевные Вложения в детей, а также своих родных и близких искреннего и доброго характера, как правило, приносят вкладчику большие дивиденды, чем обычные материальные вложения, вливания и вклады.

Хотя порой мы этих дивидендов можем и не дождаться. Но в том-то и состоит благородство души человека, что он всё равно продолжает и продолжает делать людям добро. И особенно необходимо так поступать в своей семье.

Просто пожелание: Душевных вам Вложений, благородные взрослые! И высоких дивидендов!

Про смехотерапию, или кто в семье главный смехотерапевт

Юмор, как обязательный член семьи. Уверена, нельзя всё в жизни вообще, а в семейной, в частности, делать серьёзно, тяжело и с напряжением. Хотя, наверное, можно. И многие именно так и поступают. Но, подумайте, что это тогда за жизнь? Надо многое делать непременно легко, расслабленно, без напряжения, смеясь и как бы играючи. Предвижу бурю негодования: «При нашей-то жизни, при таком количестве проблем — какие могут быть шуточки — прибауточки?! Не до смеха нам!»

А напрасно! Именно при нашей-то жизни, при таком количестве проблем — нам без смеха, без шуток, без юмора просто нельзя. А в семейной и родительской жизни нельзя без этого тем более. Вы просто обязаны в своей семейной жизни оставлять место для юмора, шуток, веселья и розыгрышей.

Скажу крамолу:Вам НЕ НАДО в вашей семейной и родительской жизни больше и тяжелее работать, но вам обязательно НАДО больше шутить и смеяться, делая многое, шутя и играючи.

Некоторые заблуждения родителей в восприятии юмора и шуток в семье:

Заблуждение первое. Родители должны всегда обращаться со своими детьми серьёзно. И только серьёзно. Иначе дети не будут родителей слушаться. И вообще с шуточками-прибауточками хороших детей не вырастить. Смех и юмор в родительствовании означает, что родители несерьёзно относятся к своим родительским обязанностям.

Заблуждение второе. Если родители шутят и смеются со своими детьми, то это подрывает их родительский авторитет. Таких родителей дети не будут уважать. И это приведёт к ситуации, когда дети своих родителей, что называется, ни во что не ставят.

Заблуждение третье. В моей родительской семье никогда никто не шутил и не смеялся. И я должен точно также строить внутрисемейные отношения в своей семье и со своими детьми.

Заблуждение четвёртое. Юмор и смех свойственен легкомысленным родителям, которые не задумываются ни о чём серьёзном и вообще легко идут по жизни. Но так делать нельзя. Это ни к чему хорошему не приведёт.

Заблуждение пятое. Если с детьми в семье всё время шутить да смеяться, такие дети вырастут легкомысленными пустозвонами, которые в жизни ничего не добьются.

Заблуждение шестое. Мы бы и рады шутить да смеяться, но особо-то и не над чем. Наша современная жизнь не проста. Не до смеху нам. Выживаем!

Заблуждение седьмое. Шуточками, да прибауточками проблем не решишь и работы не выполнишь.

Заблуждение восьмое. Мы не настолько в своей жизни счастливы, чтобы смеяться — улыбаться. Вот когда жизнь станет легче, а мы счастливее, тогда и посмеёмся, и порадуемся.

Контрвозражения против заблуждений родителей в восприятии юмора в семье:

Возражение первое. Если ваше обращение с детьми всегда только серьёзное, то оно воспринимается детьми как излишне суровое, от этого устают и ваши дети, и вы. От этого может возникнуть некоторая отчуждённость между взрослыми и детьми, напряжённость в общении. Нужна разрядка межличностной напряжённости, что прекрасно достигается юмором, шутками и смехом. Кстати сказать, сугубо серьёзное отношение к детям вовсе не гарантирует их родителям, что дети будут их непременно слушаться, или что такое родительствование действительно высокоэффективно.

Возражение второе. Хороший, добрый юмор, милые шутки ко времени и к месту не могут подорвать родительский авторитет. А сделать это могут многочисленные другие факторы, к юмору не имеющие никакого отношения. И вообще, нет такой прямой зависимости: если вы, родители, шутите и смеётесь со своими детьми, то ваш родительский авторитет от этого снижается. А если вы всегда серьёзны с ними, то это автоматически повышает ваши родительские акции. Ничего подобного! Ничего такого автоматически не произойдёт. И вообще, люди не автоматы, а дети — тем более.

Возражение третье. С вами в детстве НЕ шутили и НЕ смеялись? Ну и что же?! Что было, то было. Но это вовсе не означает, что вы обязаны строить межличностные внутрисемейные отношения точно также. Ничего вы такого не обязаны! Попробуйте по-другому!

Возражение четвёртое. Юмор и смех — это вовсе не свидетельство легкомыслия. Это — свидетельство высокого уровня родительского интеллекта, щедрости и благородства души, умения посмеяться над собой, что является признаком здоровой психики, и принятие собственного ребёнка как личности (ведь с НЕ личностью вы шутить не будете!).

Возражение пятое. Большинству успешных в жизни людей как раз свойственно чувство юмора и умение посмеяться над собой.

Возражение шестое. Выживают как раз те, кто не пускает в свою жизнь смех и юмор. Те же, кто поступает наоборот, просто живут и радуются жизни.

Возражение седьмое. Проблемы решаются действиями и деятельностью человека. Это — правда. Но оптимистическое жизневосприятие и юмор в этом деле — большое подспорье.

Возражение восьмое. А как можно быть счастливым в жизни, где нет места юмору и смеху?! Кстати сказать, любую жизнь мы организовываем себе сами. Такие вот мы, люди, сами себе организаторы.

Кстати сказать, юмор снимает напряжение, разряжает трудные ситуации и, конечно же, способствует улучшению межличностных отношений. Чисто физиологически смех полезен человеку, а ребёнку, в особенности. Здоровый смех снимает мышечные зажимы, понижает кровяное давление, приносит в кровь большее количество кислорода. Ведь замечено, что во время просмотра комедии кровеносные сосуды человека расширяются, а во время просмотра серьёзных фильмов и триллеров — наоборот, сужаются.

Разрядка внутрисемейной напряжённости. Когда вы, уважаемые взрослые, шутите со своими детьми, возникают прочные незримые связующие вас с ними нити, от чего ваши взаимоотношения только улучшаются. В выигрыше оказываетесь и вы, и особенно ваши дети. Конечно, хорошо, когда взрослые обращаются с детьми серьёзно, а не «сюсюкаются» с ними. Но, уважаемые взрослые, вы сами понимаете, что наша жизнь — не проста, у нас много всяких разных проблем (и у наших детей тоже!). В межличностных семейных отношениях, увы!, неизбежны конфликты и столкновения интересов, и порой возникает внутрисемейная напряжённость. Поэтому в семье кто-то непременно должен шутить, чтобы время от времени разряжать внутрисемейную обстановку, снимая эту самую напряжённость. Этот кто-то должен стать главным семейным смехотерапевтом, или смехотерапистом, это уж как вам больше нравится. Ведь каждой семье, чтобы выжить в современном мире, чтобы устоять в нашей теперешней жизни, просто необходима смехотерапия. Помните, что душевный юмор, добрый смех и умные шутки — это сильнейшее психотерапевтическое средство, отлично разряжающие возникшую внутрисемейную напряжённость и эффективно оздоравливающие межличностные отношения всех членов семьи.

Про сборы в поездку

Сборы в поездку — это почти всегда хлопотно, суматошно и даже нервозно. Мой отец, видимо, интуитивно чувствуя это, всегда старался как-то разрядить напряжённую атмосферу сборов. Обычно наблюдая за тем, как я собираюсь в очередную поездку, упаковывая вещи и утрамбовывая чемоданы и сумки, отец никогда не докучал сне советами, что взять с собой в дорогу, а чего не брать. Он лишь всегда философски и в то же время с юмором советовал: «Возьми, доченька, в два раза меньше вещей и в два раза больше денег». И всё. Больше никаких инструкций и нотаций. Но во время моих сборов в дорогу, он несколько раз подходил ко мне с одной и той же забавной шуткой, видимо, желая улучшить моё настроение и немного разрядить напряжённую обстановку сборов.

Помню, после третьего курса университета я собиралась в трёхнедельную поездку в Москву поработать с материалами московских крупнейших библиотек. Раньше мой родной Самарский госуниверситет (не знаю, как сейчас) организовывал подобные научные командировки для своих студентов с тем, чтобы они в Москве могли поработать над своими курсовыми и дипломными проектами, а также с разными научными работами, а заодно прикоснуться к сокровищницам знаний, сконцентрированных в книгохранилищах московских библиотек.

Так вот я собираюсь в такую научную командировку от своего университета, а отец во время моих сборов несколько раз подходит ко мне и обращается с милыми юмористическими вопросами, которые неизменно вызывают у меня улыбку и, естественно, улучшают настроение.

Сначала отец подходит ко мне с большим англо-русским словарём и спрашивает с юморной интонацией: «Доченька, а ты взяла англо-русский словарь?» Я улыбаюсь, а отец уходит, оставляя этот толстый словарь на моём письменном столе. Через некоторое время отец появляется вновь, держа в руках другой словарь огромных размеров. Он говорит, укладывая второй словарь поверх первого: «Доченька, не забудь взять Фразеологический англо-русский словарь. Фразеологизмы — это такие яркие и образные выражения языка, которые иногда трудно понимать без словаря!» Я снова улыбаюсь, а отец уходит, не желая мешать моим сборам.

Немного позже он снова появляется в дверях моей комнаты с очередным пухлым словарём. Он говорит: «Доченька, не забудь упаковать Политический англо-русский русско-английский словарь. Технические термины так сложны для понимания!» Мне снова становится весело. Словарей в нашем доме много. Ведь я учусь на телы-германском отделении филологического факультета университета.

В конце моих сборов отец появляется в моей комнате с ещё одним огромным словарём и говорит: «Доченька, ты забыла взять Толковый словарь русского языка. Знаешь, иногда в жизни попадаются очень бестолковые люди. А ты с помощью Толкового словаря будешь им растолковывать то, в чём они бестолковы». Стопка книг, принесённых отцом в мою комнату, растёт, и мне почему-то от этого становится весело.

Уже при нашем прощании на вокзале отец кричит вслед уходящему поезду: «Доченька, как устроишься, дай нам телеграмму и сообщи точный адрес. Ведь мы забыли упаковать Этимологический словарь. А это — так важно, знать о происхождении разных слов! Я тебе вышлю его бандеролью». Я снова улыбаюсь и машу своим родителям, стоящим на вокзальном перроне. А поезд увозит меня всё дальше и дальше. И я отправляюсь в дальний путь с прекрасным настроением. И это настроение создал мне мой отец.

Если вы хотите хорошую добрую семью, то в ней непременно должны звучать шутки и смех. В вашей семье должны обязательно присутствовать смехотерапия, или шуткотерапия, или юморотерапия. Перефразируя Марка Твена хочу подчеркнуть: родитель выжил, потому что смеялся!

Про мудрого и доброго самоназначенца и его самоназначение. Кто в вашем доме главный смехотерапевт? Пока никто? Станьте таким мудрым самоназначенцем. Право же, уважаемые взрослые, не стоит воспринимать себя слишком серьёзно. Не бойтесь посмеяться над собой. Ведь лишь закомлексованные, не уверенные в себе и недовольные жизнью люди этого делать не умеют и не хотят. Не шутят лишь люди с низким интеллектуальным развитием, а также пессимисты-неудачники и страдальцы-нытики. Вы точно хотите быть одним из таких, вышеперечисленных, людей? Уважаемые родители, помните, что всю свою последующую жизнь ваш ребёнок будет вспоминать шутки, которые звучали в его детстве в родительском доме.

С чего начать семейную смехотерапию? Начинать всегда не просто. Но никогда не поздно, потому что стать главным смехотерапевтом собственной семьи лучше поздно, чем никогда. Вот некоторые идеи по проведению смехотерапии у вас в семье.

Идея первая. Начинать шуткотерапию в своей семье лучше всего с самого себя, то есть с шуток над собой. Психиатры считают, что умение человека посмеяться над собой — это признак здоровой психики. Вот и начните время от времени смеяться над собой, любимым, если, конечно, вы причисляете себя к рангу психически здоровых людей. Уверяю вас, ваши дети вас оценят.

Идея вторая. Заведите у себя дома коллекцию смешных фильмов и шоу, а ещё библиотечку юмористических книг и журналов. Тихими семейными вечерами займитесь просмотром и прочтением всего этого все вместе со своими домочадцами. Не бойтесь время от времени, повторять полюбившиеся шутки.

Идея третья. Выпишите интересные цитаты о юморе и смехе и прикрепите их к зеркалу, холодильнику, на входной двери и т.п. Например, «Мир выжил, потому что смеялся» (Марк Твен).

Идея четвёртая. Придумайте СВОИ лозунги, мантры, девизы, связанные со смехом и юмором. Например, «Шутки и смех приносят делу успех».

Идея пятая. Введите в своей семье должность главного смехотерапевта (или заведующего смехотерапевтическим отделением вашей семейной жизни) и назначьте себя на эту должность.

Идея шестая. Рассказывайте хорошие добрые анекдоты и забавные случаи друг другу и своим детям перед сном, а также во время совместных семейных трапез и праздничных застолий.

Идея седьмая. Заведите в своей семье повторяющиеся шутки, значимые для вас всех слова, фразы и высказывания с юмором, которые звучали бы время от времени в аналогичных ситуациях в вашем доме и вызывали бы неизменную улыбку у ваших домашних и гарантированный подъём их настроения. Я их называю Шутками Внутреннего Назначения.

Шутки моего детства, или Шутки Внутреннего Значения

Повторяющиеся шутки, или Шутки Внутреннего Назначения. В том доме, где мы обитаем, в нашей семье непременно должны звучать шутки и смех. Это просто замечательно, если у вас с вашими родными и близкими есть добрые шутки, которые живут в вашем доме, постоянно повторяясь. Такие шутки, которые понятны всем домочадцам с первой фразы. Такие шутки, которые добры и милы и неизменно создают в доме хорошее настроение. Ведь наши родные дети вырастают и уходят из родительского дома. Но потом всю свою жизнь они вспоминают наши родительские шутки, которые звучали в их детстве. Либо грубость и ругательства. Это в зависимости от того, что именно вы в своём доме поселяете, уважаемые взрослые.

В моей родительской семье главным смехотерапевтом всегда был мой отец. Надеюсь, в моей теперешней семье я взяла на себя эту роль. Шутки моего отца были единовременными и повторяющимися, незатейливыми и затейливыми, но всегда милыми и добрыми. Я до сих пор их с улыбкой вспоминаю и часто повторяю в своей взрослой жизни. Вот некоторые из повторяющихся шуток моего отца:

  • Когда я приходила домой с учёбы расстроенная и начинала жаловаться, на то, что там меня не поняли, не признали, не оценили должным образом, то отец всегда с юмором говорил: «Доченька, а ты им сказала, что у тебя папа — ленинградец? То есть, как это НЕТ?! Так это они тебя не поняли и не оценили, потому что не знали, что у тебя папа — ленинградец! Звони немедленно!» И он протягивал мне телефонную трубку, только что снятую с аппарата. Отец действительно был коренным ленинградцем, чем всю жизнь очень гордился. И хотя это к моему делу не имело никакого отношения, я почему-то начинала улыбаться, и моё настроение улучшалось. Иногда вместо «ленинградец», отец говорил «старший лейтенант запаса». И мне опять становилось весело.
  • Отец не любил, чтобы я кого-то критиковала. Он всегда меня мягко останавливал в этом. Как только я начинала высказывать критические замечания в чей-то адрес, он говорил мне: «Как правильно ты всё это говоришь, доченька! После нас, звёзд, трудно иметь дело с обычными людьми». Говорил он это с такой иронией, что я, улыбнувшись, сразу осекалась в своей критике и осуждении других. А отец продолжал с намёком на лермонтовские строки: «Ну что ты замолчала, доченька?! Ведь звезда с звездою говорит». И мы оба смеялись.
  • Желая деликатно отучить меня от некрасивых привычек, отец, заметив, что я ковыряю в носу, бросал короткое: «Доченька, не сори!»Я смеялась и прекращала делать это.
  • Мы с мамой обычно любили громогласно общаться друг с другом. Скажем, я нахожусь в дальней комнате, а мама в это время на кухне. И я что-нибудь ей кричу через всю квартиру. Она мне тут же на такой же громкости отвечает. Отцу, наверное, это не очень нравилось. Он говорил маме: «Нина, ты ей по телефону позвони». А мне он так говорил: «Доченька, возьми трубку, тебе мама звонит». Или он нас обеих спрашивал: «Это что — разговор на Волге?» А до этого мы читали историю о работе волжской переправы в конце позапрошлого века, когда два переправщика общались друг с другом, находясь при этом на разных берегах Волги. И снова мы все улыбались и уменьшали громкость своих голосов.
  • Дети часто небрежны в обращении с разными домашними предметами. После детских рук в доме всё часто ломается и портится. К примеру, как деликатно сказать ребёнку, чтобы он аккуратно дёргал за рычажок смывного бачка в туалете? А ведь напоминать ребёнку об этом приходится постоянно. Когда я направлялась в туалет, отец делал это так: «Осторожно там, не изнашивай слишком сильно оборудование!»Или так: «Осторожно с оборудованием! Оно же изнашивается!» И я снова улыбалась.
  • Даже замечания отец умудрялся делать необидно, а с юмором. У меня с детства сложилась привычка ходить по всей квартире с чашками чая или кофе. Бывало, налью себе чашечку любимого напитка и ухожу в спальню, чтобы там его выпить. Потом через некоторое время оставлю чашку там, где пила чай, и, забыв об этом, снова иду на кухню, делаю себе новую порцию горячего, даже можно сказать, горячительного, напитка и иду, скажем к телевизору. Честно сказать, так я поступала довольно часто. А отец всегда ходил по всей квартире за мной и собирал оставленные мною чашки в самых разных местах. Точно также я поступала и с яблоками. Съем яблоко и положу огрызок там, где в этот момент нахожусь. Так вот, отец, собирая за мной чашки и огрызки яблок и никогда не упрекая меня в этом, говорил, как бы ко мне вовсе и не обращаясь: «Доченька чай попила. Пойду чашку помою!» Или: «Доченька яблоки поела. Пойду огрызки соберу!» Он говорил это с такой интонацией, что я смеялась, вскакивала и бежала всё это делать сама.
  • А ещё у нас был любимый тост. Этот тост отец неизменно произносил за праздничным столом, когда мы собирались вместе с компанией моих родителей отмечать какой-либо очередной праздник. Вот этот тост: «Друзья мои! Прекрасен наш союз! Так выпьем же за наш Советский Союз!» Все мы тогда жили в Советском Союзе и отмечали разные советские праздники: Первомай, 7 ноября, День Победы и др. Впрочем, любимый тост, с намёком на пушкинские строки, всегда звучал в компании моих родителей и на Новый год, и на 8 Марта и на чей-то день рождения.

«Юмор остаётся с человеком! Юмор — верный друг твой навсегда!». Отец обожал изменять известные поэтические строки, а также популярные песни и романсы. Эти его вариации на темы хорошо известных строк произносились в определённых жизненных ситуациях. Приведу примеры:

  • Когда отец не мог вспомнить что-то важное, он говорил: «Я помню чудное мгновенье, … или не помню ничего!» Когда же он вдруг что-то вспоминал, то те же строки звучали так: «Я помню чудное мгновенье. Вот это память у меня!»
  • Когда не выдержал и вмешался куда-то, куда можно было бы и не вмешиваться, то слова отца звучали так: «Не вынесла душа поэта, но ничего и не внесла!»
  • В разных жизненных ситуациях, когда что-то не сложилось, не заладилось, не получилось, отец пел бодрым голосом: «Я люблю тебя, жизнь! Так и ты уж люби меня тоже!»
  • Отдыхая на волжском пляже, отец неизменно восклицал: «Пусть всегда будет Волга! Пусть всегда будет пляж!»
  • Во время осенней сырой слякотной и ненастной погоды отец говорил: «Отговорила роща золотая меня в леса по осени ходить».
  • Когда отца кто-то осаждал в его благородном порыве сделать что-то, он восклицал: «Души прекрасные порывы, но совсем не задуши!»
  • Проверяя, работает ли отопление в доме, отец напевал: «От чего, от чего, от чего мне так тепло? От того, что я стою у батареи!»
  • А когда он ходил по дому, напевая что-то, то обычно его песнопения заканчивались так: «От чего, от чего, от чего душа поёт? От того, что изучала пенье в школе!»
  • Перед самым выходом на пенсию, у отца с его друзьями примерно такого же возраста, как и он, появилась новая любимая песня. Вот её припев:

«Ночью звезды в даль плывут по синим рекам.

Утром звёзды гаснут без следа.

Только пенсия остаётся с человеком.

Пенсия — вечный друг твой навсегда!

Через годы, через расстояния,

На любой планете, в стороне любой

Пенсия не скажет До свидания!

Пенсия не расстанется с тобой!»

Уж не знаю, сам ли он всё это сочинил, или где-то услышал. Наверное, и то, и другое. Да это и не важно. Важно, как человек воспринимает жизнь. Именно от этого зависит вся его жизнь и жизнь его родных и близких.

Держите до готовности. Ещё одна шутливая манера отца запомнилась мне на всю жизнь. Обычно, когда вся семья, или несколько её членов, собираются куда-либо, то взрослые нервничают, и дети невольно начинают нервничать тоже, им передаются эмоции родителей. В семейном доме чувствуется нервозность и напряжённость. Взрослые часто начинают тормошить и торопить детей, без конца раздавая им инструкции и приказы, что-то напоминая и объясняя, чтобы те были готовы ко времени, и чтобы всё семья никуда не опоздала.

Мой отец умудрялся даже в суматоху семейных сборов вносить долю юмора. Когда до выхода из дома оставалось часа два, отец торжественно объявлял, приложив ладони ко рту, как рупор: «Внимание! Готовность номер три!» И всё. Больше никаких ни инструкций, ни замечаний. А дальше уже тише говорил: «Пойду и сам собираться. Как бы чего не забыть!» И все мы спокойно начинали или продолжали собираться, понимая, что в нашем распоряжении есть ещё два часа. Когда до выхода из дома оставалось минут 40—50, по квартире звучала следующая команда отца: «Внимание! Объявляется готовность номер два!» За 10—15 минут до выхода у нас в доме звучало: «Внимание всем постам! Центр управления полётом объявляет готовность номер один!» Когда за нами захлопывалась дверь, отец, изображая Гагарина, провозглашал: «Поехали!!!» И мы все улыбались и отправлялись в путь.

Зачем дёргать детей бесконечными: «Собирайся! Ты всё сложил?!» Всё равно дети что-нибудь оставят и сделают не так, как этого бы хотелось нам, взрослым. Так стоит ли портить настроение им и друг другу?! Ведь можно всё организовать совсем по-другому. Как? Шутите до готовности, уважаемые взрослые! До готовности номер три, два и один ваших детей. И будьте терпеливы. Ждите до готовности! А юмор в этом сложном родительском деле — ваш верный помощник!

В некоторых ситуациях, ещё до произнесения отцом его повторяющейся шутки, я уже точно знала, каков будет её текст. Но, удивительное дело, шутки эти почему-то никогда не надоедали и не набивали оскомину. И мы, после того, как хорошо знакомый текст давно известной всем нам шутки уже прозвучал, снова и снова смеялись, или хотя бы обменивались улыбками. Это были шутки моего детства. Это были шутки Внутрисемейного Назначения. Шутки внутреннего значения для моей семьи.

Толковательный словарь для толковых родителей

Шутки Внутреннего Назначения — универсальное и эффективное средство решения возникающих внутрисемейных проблем мирным путём, а также действенный инструмент создания в доме хорошей, доброй, здоровой среды обитания взрослых и детей.

Почти философская рассуждалка

Родители — увы! — стареют и умирают. Но их шутки продолжают жить в головах, душах и сердцах их детей. Шутки родителей живут во взрослой жизни их детей.

Во всяком случае, шутки моего детства продолжают жить долго и счастливо со мной в моей взрослой жизни и в моей теперешней семье.

Просто пожелание: Неустанно играйте в своей семье одни и те же, а также разные и разнообразные другие, хорошие добрые шутки и розыгрыши. Постоянно улыбайтесь и шутите, особенно со своими детьми!

Причём ваши шутки не обязательно должны быть замысловатыми и витиеватыми. Вовсе нет. Они вполне могут быть незатейливыми и простыми, лишь бы они были добрыми и вообще просто были, просто присутствовали, прочно поселились и жили в вашем доме. И вы заметите, что ваши дети станут другими, вы сами изменитесь, а взаимоотношения в семье улучшатся. Попробуйте, не пожалеете! Хотите моё определение юмора?

Толковательный словарь для толковых родителей

Юмор — это обязательный член семьи, если вы хотите иметь действительно хорошую семью.

Или у вас по плану что-то другое?

Просто пожелание: Пусть в вашем доме живут добрые шутки, и вырастают хорошие, добрые детки!

Чтобы шутить, надо быть добрыми и всех любить. И это — просто замечательно! Потому что, если мы, родители и все остальные взрослые, именно такие, то такими же вырастут наши дети. По крайней мере, они не будут угрюмыми неудачниками и вечно всем недовольными пессимистами. У нас, взрослых, есть шанс вырастить жизнерадостных удачников. Ведь оптимистическое мировосприятие у наших детей — это от нас, взрослых.

Задумайтесь, какими шутками вы шутите у себя дома? Или, о, ужас!, какими ругательствами сотрясаете и загрязняете среду обитания ваших детей? Какой детский мир создаёте вокруг них? Является ли юмор членом вашей семьи?

Не держи зла, а держи добро! Почитаешь мои записки и воспоминания детства, так создаётся впечатление, что всё в моей родительской семье было буквально идеально. Все шутили, улыбались и любили друг друга. Въедливый читатель спросит: «Наверное, всё было не так уж и идеально, не так гладко, как изображено. Что-то всё-таки должно было быть отрицательного?!» Да, скорее всего, в моей родительской семье не всё было идеально и гладко. Наверняка, мы все не только улыбались и шутили. Вероятно, случалось и что-то негативное.

Но, знаете ли, дорогие читатели, я почему-то не помню ничего отрицательного. Мне не запомнилось ничего негативного. И уж тем более я не держу ни на кого зла. Я держу в своей душе только добро. Во мне живут лишь добрые воспоминания и светлая память о моём детстве и моих родителях. И я вам от души желаю того же!

Семейный роман. У некоторых детей получается с родителями написать роман «Сказки нашего детства», у других — «Шутки нашего детства». А у некоторых, к сожалению, выходит триллер или ужастик — «Слёзки нашего детства».

Просто пожелание: Уважаемые родители! Пусть ваши родительские успехи будут нешуточными, а все ваши проблемы — смехотворными!

Кто в семье главный игровой, Или Игры Особого Назначения

Мой отец продолжал оставаться главным смехотерапевтом нашей семьи и тогда, когда у меня родились одна за другой две дочки, а у него внучки. Помню, я находилась в роддоме семь дней. Родители, наряду с другими посетителями, приходили навестить меня каждый день. Моя палата была на третьем этаже. И отец, стоя на улице под окнами моей палаты, неизменно кричал во весь голос: «Как дела у Стеллы?» На второй день имя ребёнка менялось: «Как поживает Беатриче?» Потом под окнами палаты звучало: «Как сегодня маленькая Снежанна?» А на следующий день: «Как наша Патрисия сегодня?» А ещё на следующий: «Как себя чувствует Диана?» Каждый день имя в устах отца менялось. Он знал, что в то время мы с мужем выбирали имя ребёнку. Мама же мне каждый день передавала в роддом свои длинные письма. Письма обо всём. У каждого человека — своё амплуа. И каждый в своём репертуаре!

Просто пожелание: Пусть у вас в вашей семье будет своё амплуа! Исполняйте его вдохновенно!

Позже своих внучек дедушка называл так: старшую — Хрусталик, за прозрачность больших голубых глаз. Младшую — Щеголик, за удивительное воркование и гуленье. Так начинался роман дедушки с внучками. Из главного смехотерапевта отец постепенно превратился в лучшего игрока или центрального игрового с детьми в нашей семье. Звание Лучший Игровой я присвоила своему отцу сразу же, как только с моими дочками стало можно играть. Мы, все остальные взрослые, носились со всякими проблемами и болезнями дошкольного возраста, а дедушка просто любил внучек всей душой и бесконечно с ними играл. Правда, у всех игр было ещё одно назначение — дать мне отдых, передышку от маленьких детей. Обычно отец говорил мне: «Мы пойдём с внучками поиграем часочка два-три. А ты, мама, пока отдыхай!»

Необычная игра в обычные прятки

Почти каждая игра имела своё особое название. Например, игра в прятки называлась: «Играем с внучкой в прятки, сверкают только пятки». Отец мог часами ходить по квартире, разыскивая спрятавшуюся внучку и громко при этом приговаривая: «Где же моя внучка? Наверное, на лоджии спряталась. Пойду посмотрю. Нет! Наверное, она за шторой стоит, пойду, взгляну. Ой, и тут её нет! А, знаю! Она, вероятно, под стол залезла. Пойду там её поищу!» Дедушка шёл в противоположный угол комнаты от того места, где действительно пряталась его внучка. Пока дедушка заглядывал под стол, внучка, заливаясь смехом, перебегала из того места, где действительно пряталась в тот момент, в какое-то новое место. А дедушка всё ходил и ходил по квартире, громко сокрушаясь: «И где может быть моя внучка? Никак её найти не могу!» Внучке очень уж нравился дедушкин монолог про то, как он её упорно ищет везде, но никак нигде не может найти, о чём возвещало радостное хихиканье ребёнка из разных углов квартиры. Обычно раньше, чем через час-полтора дедушке никак не удавалось найти свою внучку. И эта милая игра не надоедала ни тому, ни другому.

Прыжки в воду

Другая игра дедушки с внучками была связана с прыжками в воду в любом водоёме. Эта игра называлась так: «Айн, цвай, драй — в воду ныряй!» Если возле водоёма не находилось мостков или понтонов, с которых можно было бы прыгать в воду, то вышкой для прыжков служили дедушкины плечи. И служили они для этой цели, надо сказать, просто замечательно. «Айн, цвай, драй — в воду ныряй!» — звучала дедушкина команда, и одна внучка летела в воду, а к дедушке подходила другая. Ну, сколько, уважаемые взрослые, дети могут прыгать в воду в жаркий летний день? Наш семейный рекорд — 2 часа 50 минут безостановочных прыжков в воду. Время я замеряла лично, специально задаваясь вопросом, кто первым устанет — дедушка или внучки. Как оказалось, первыми сдались внучки.

Катание с горки

Была у дедушки с внучками и зимняя любимая игра — катание с горки. Эта игра называлась так: «Раз, два, три — с горки лети!» В неё внучки с дедушкой тоже играли подолгу, если это позволяли погодные условия.

Особая игра «Какая встреча!!!»

Ещё у моего отца с моими маленькими дочками была особая игра на все времена, все сезоны и любую погоду. Эта игра называлась: «Какая встреча!!!» Непременно с тремя восклицательными знаками. А игралась эта игра совсем уж просто. Скажем, дедушка с внучками гуляет где-то: во дворе или в парке. Девчонки играют с другими детьми, потом через некоторое время оглядываются, чтобы увидеть своего дедушку. Он тут же разводит руки, тем самым, показывая, что собирается их обнять. На этом месте девчонки обычно бросали на время игру и бежали к дедушке, тоже раскинув руки, чтобы с ним обняться. Как правило, они делали это по очереди. Когда два объекта обнимания встречались в одной точке, дедушка неизменно восклицал с тремя восклицательными знаками в своём интонационном рисунке речи: «Какая встреча!!!» Закончив ритуал обнимания с дедушкой, внучки спокойно возвращались к прерванной игре и играли дальше до следующей «встречи с дедушкой». За одно гуляние таких «встреч» у дедушки с внучками случалось, как правило, несколько.

P.S. Папа умер от инфаркта, когда его старшей внучке было семь лет, а младшей — пять.

Просто пожелание: Желаю вам побольше подобных встреч, уважаемые взрослые! Всегда встречайтесь со своими родными детьми! Как можно чаще встречайтесь с ними! Всегда идите им на встречу! Пусть любые встречи с собственными детьми будут неожиданными и ожиданными, кратковременными или длительными, но всегда радостными и искренними.

Взрослые Игры Особого Назначения с детьми

Толковательный словарь для толковых родителей

Игры Особого Назначения — универсальная форма обучения и воспитания детей, а также эффективное средство общения взрослых с детьми и инструмент создания особого семейного микроклимата и пространства любви.

Игры с детьми — это обязательное условие нормального роста и развития последних. А ещё хорошие, добрые игры с детьми — это непременное условие создания особых тёплых взаимоотношений с ними и окружение их пространством любви. Игры с детьми — это обязательный компонент счастливого, жизнерадостного детства, создавать и организовывать которое является одной из главных обязанностей взрослых. Таково особое назначение игр взрослых с детьми.

Игры с детьми могут быть простыми и незатейливыми, а могут — сложными и затейливыми, лишь бы они были добрыми и искренними и выполняли своё особое назначение — организовывать детям счастливое, жизнерадостное детство, превращая ребёнка на время его детства в центр вселенной. И во время таких Игр Особого Назначения взрослый должен полностью принадлежать ребёнку, отложив на время свои бесконечные взрослые важные дела. Потому что, уважаемые взрослые, ну право, что может быть важнее счастливого детства?!

Домашняя Перекличка в пространстве любви. Мне вспоминается забавный и, вместе с тем, поучительный для нас, взрослых, ритуал, который сложился у нас дома, когда моя младшая дочь Ирина была дошкольницей. Приходя домой из садика, дочь обязательно, едва переступив порог квартиры, начинала Домашнюю Перекличку. Ириша звонко кричала: «Мама дома?» В ответ мне следовало немедленно отозваться из любого уголка квартиры, где бы я в тот момент не находилась, ответив дочери громко и чётко: «Дома!» После моего отзыва немедленно следовал следующий вопрос дочери: «Папа дома?» Теперь была папина очередь ясно и чётко ответить дочери: «Дома!» А Ириша продолжала эту традиционную Домашнюю Перекличку: «Оля дома?» Сестра, желая подразнить ребёнка, молчала. Тогда следовал повторный настоятельный вопрос: «Оля дома???» И он повторялся до тех пор, пока не было ответа: «Дома!» Затем звучал следующий вопрос Ирочки: «Баба дома?» «Дома!» — тут же отзывалась бабушка. А дочь, между тем, завершала Домашнюю Перекличку: «Деда дома?» «Так точно, дома!!» И ещё, выходя на встречу внучки, дедушка добавлял: «Старший лейтенант запаса, Дедушка Серёжа, на внучкину перекличку прибыл!»

Особенно Ирочке нравилось, если на эту Домашнюю Перекличку мы все выходили в коридор, строились в шеренгу и по очереди отвечали ей на её вопросы. Хотя она уже и сама видела, что все дома и все ждали её возвращения из детского садика. Если же кого-то из нашей семьи в момент Домашней Переклички не оказывалось на месте, то следовало немедленно объяснить Ирише причину его отсутствия, место нахождения в данный момент и непременно обозначить возможное время возвращения. Эта добрая игра под названием «На Перекличку становись!» продолжалась у нас в семье несколько лет.

Вот как оказывается ребёнку надо, чтобы все всегда были дома. И вообще, чтобы все родственники просто были у него в наличии.

Пространство любви или пространство богатства? Нам известен нашумевший бестселлер американского миллионера Роберта Кийосаки «Умный ребёнок — богатый ребёнок». Это — одна из его столь популярных в наше время книг с практическими советами о том, как стать богатым. «Умный ребёнок — богатый ребёнок» — да, американцы проводят именно такую параллель: если ты умный, значит должен быть богатым. Если же материальные богатства в твоей жизни не случаются, значит, ты — не очень умён.

Лично я, на свой взгляд и вкус, провела бы другой логический ряд: умный ребёнок — счастливый ребёнок. Или: умный родитель — успешно-счастливый ребёнок. Мне кажется, в России другая логика, иное мышление, отличный от американского менталитет. К чему богатство, если в нём ваш ребёнок, да и вы сами как родитель, несчастливы и неуспешны? Хотя американцы твёрдо уверены, что богатство — это уже успех и счастье. Если б всё было так просто в жизни!

Я бы провела ещё одну параллель: любимый ребёнок — счастливый ребёнок. Ведь нашим детям не всегда нужно богатство, но всегда нужно пространство любви. Пространство любви как постоянная среда обитания. Пространство родительской любви. А такая среда обитания ребёнка за деньги не продаётся и не покупается.

Коэффициент Бесполезного Действия, или КБД. Иногда родители совершают довольно бесполезные действия по отношению к собственным детям. Например, они гонятся за деньгами, бросая при этом ребёнка, так как заниматься собственным ребёнком, общаться, шутить и играть с ним им некогда. Или родители стараются одевать детей во всё самое дорогое, объявляя при этом, что во всю стараются для своих детей. А спросили они, точно ли их детям именно это нужно от родителей? Или взрослые делают головокружительные карьеры, оставляя при этом свою родительскую карьеру в полном упадке. Или что-то ещё, явно не то, что нужно детям.

Почти философская рассуждалка

Самое полезное родительское действие — это создание пространства любви вокруг ребёнка.

Инъекции любви детям. Дети растут и развиваются на инъекциях родителей и других взрослых, их окружающих. Чтобы расти здоровыми, жизнерадостными и счастливыми, детям нужны постоянные инъекции любви от окружающих их взрослых. Детям также необходимы и разные другие инъекции или вливания. Например, инъекции дружбы, общения, признания и принятия другими людьми, радости, удовольствия, развлечений, юмора, шуток, смеха и др. А такое пространство и такое детство может ребёнку организовать только семья. И если у взрослых получается сделать это, то семья выполняет своё особое назначение.

Но, к сожалению, ещё бывают и инъекции безразличия взрослых к детям.

Почти философская рассуждалка: Инъекции любви хороши для детей, они им просто необходимы. Инъекции безразличия губительны для детских душ.

Кубок Кубков в семейной жизни. Иметь хорошую семью — это завоевать Кубок Кубков. Что может быть труднее, дороже и почётнее?! Желаю вам стать кандидатом или доктором и не обязательно разных «научных наук», но обязательно семейных наук. И желаю вам по жизни завоевать Кубок Кубков — хорошую семью и хороших детей. Но, представляете, сколько надо приложить усилий, чтобы завоевать в своей жизни хоть какой-нибудь кубок?! Что уж говорить о Кубке Кубков!

Просто пожелание: Желаю вам всяческих успехов в завоевании Кубка Кубков!

Кубок кубков

Рис. 3



1 Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. Глава «Приложение к совету. Шутки моего детства», с. 305—306.

Смотрите также:

Статьи Книги

Новости психологии

19.02.2021

Третья встреча проекта «Психолог-и-Я. Живые истории»: Николай Николаевич Нечаев


29.01.2021

Что почитать?


22.01.2021

«Школа общественного действия» приглашает волонтеров помогать детям из Центральной клинической психиатрической больницы



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика