К вопросу о профессиональном самоопределении аддиктивных подростков
|
Каткова А.В.
Аспирант факультета Психология образования / Педагогическая психология
МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: доктор психологических наук, прфоессор МГППУ
Пряжникова Е.Ю.
Профессионализм – это не только высококвалифицированный труд, это еще и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (людям, обществу).
"Врастание" человека в профессию и его профессиональный путь рассматриваются в рамках самых различных психологических подходов и теорий. Исследователями при этом используются понятия: "профессиональный выбор", "профессионализация личности", "идентификация с профессией", «профессиональное самоопределение» и др.
Выбор профессии - это важный момент, но процесс профессионального становления человека не исчерпывается только им.
Термины "профессиональный выбор", «профессионализация личности» и "идентификация с профессией" подчеркивают пассивность человека по отношению к профессии.
Для нас наибольший интерес представляет понятие "профессиональное самоопределение", так как им наиболее широко отражаются личностные аспекты профессионального становления.
Понятие «профессиональное самоопределение» исследуется в различных научных дисциплинах.
В психологической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как акт, момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни.
Различное определение сущности профессионального самоопределения выражается в подходах к проблеме профориентации. [4]
Наиболее известным является тестологический (диагностический) подход (Ф. Парсонс, Г. Мюнстенберг, Ю.З. Гильбух). Суть его состоит в том, что профпригодость определяется до вступления человека в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности к требованиям профессии.
Рационалистический подход предполагает, что при выборе профессии профессиональный и жизненный путь просчитывается с опорой на четкую схему или модель такого пути. Например, предполагается, что каждый человек в своем развитии проходит определенные этапы, имеющие свою специфику и требующие совершения определенных действий и поступков (Д,Сьюпер, Э. Гинцберг, Е.А. Климов). [2]
Гуманистический подход рассматривает процесс помощи человеку в профессиональном самоопределении, прежде всего как помощь в самореализации. А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле. [3]
Особое значение для развития теории профессионального самоопределения имеют деятельностные теоретические подходы, предполагающие особую роль субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.). [1; 5]
Таким образом, сложность понятия профессиональное самоопределение отражается в многообразии подходов к его исследованию.
Основной особенностью самоопределения подросткового возраста является формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленность в будущее. При этом на данном возрастном этапе социального становления совершенно особой смысловой доминантой выступает процесс профессионального самоопределения в позиции самоопределения "я и общество". [6]
Профессиональное самоопределение включает представление о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному сообществу. От того, насколько адекватно сформирована у подростка профессиональная Я-концепция зависит успешность его профессиональной и социальной адаптации. Профессионально адаптированный человек легко приспосабливается к изменившимся условиям деятельности и социума.
Но в последние годы, наряду с проблемой профессионального самоопределения все более актуальной становится проблема аддиктивного поведения у подростков. В современной России состояние аддиктивности подростков вызывает тревогу у общественности, врачей, педагогов, психологов.
В связи с тем, что аддиктивные подростки социально дезадаптированы, ищут универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблемы, нами было принято решение о необходимости изучения вопроса адаптации подростков к социуму через изучение проблемы профессионального самоопределения личности. Нами была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что для большинства аддиктивных подростков с химической зависимостью характерными особенностями профессионального самоопределения является отсутствие ценностных ориентаций и установок; отсутствие ближайших и перспективных жизненных планов и профессиональных намерений; несформированность представлений о мире профессий; отсутствие склонностей и интересов, низкий уровень развития профессиональной мотивации по сравнению с детьми, не обладающими химической зависимостью.
Полученные результаты могут внести значительный вклад в понимание профессионального самоопределения аддиктивных подростков, в представления о развитии аддиктивного поведения и об основных стратегиях работы с подростками с химической зависимостью.
Литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. – 464с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. – М.: Академия, 2004. – 304с.
- Маслоу А.Г. Мотивация личности / А.Г.Маслоу. – Спб.: Евразия, 2001. – 478с.
- Пряжникова Е.Ю. Профориентация.- М.: Академия. 2005 г.- 486 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб.: Питер, 2002. – 705с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1988.-№6.-С.26-37.
Статьи
- Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности
Психологический журнал, 2005, №3. - Предпрофильная подготовка как начальный этап личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте
Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Молодые ученые-московскому образованию" М., 2005. - Факторы профессионального самоопределения старшеклассников
М., 2005. - Психология профессионального самоопределения
Киев: Наукова думка,1988
- Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося
М.: Генезис , 2009 - 114 стр. - Психология и педагогика профессиональной деятельности
Юнити-Дана, 2003 г., 416 стр. - Психология профессионализма
М.: Международный гуманитарный фонд «Знание» М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г - Психология профессиональной деятельности
М.: ПЕР СЭ, 2006. - 382 с. - Секреты выбора профессии, Путеводитель выпускникаили
М.: Генезис , 2005. - 144 с. - Тренинг профессионального самопознания. Теория, диагностика и практика педагогической рефлексии
Спб: Речь. - 128 с. - Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Рабочая тетрадь учащегося
Издательство: Генезис, 2005 г.Мягкая обложка, 80 стр. - Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.
М.: Генезис, 2000. — 128 с: ил.