Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах

Copyright: © Статья предоставлена автором.
Версия для печати
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными. Т.Н. Доронова в книге «Играем в театр» предлагает следующие методы и приемы:  

Методика работы с детьми в средней группе
Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает ребятам.
Работа над ролью
•    Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
•    Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует  у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
•    После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
•    Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?» и т.п.).

Методика работы с детьми в старшей группе
Дети стали старше, и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строится в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. На первом этапе педагог:
-заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;
-интересуется, понравилось ли детям произведение или нет. Получив положительную оценку, педагог предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагает каждому из них выбрать для себя роль.

Работа над ролью
Работа над ролью с детьми этого возраста строится также, как и в средней группе.
•    Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
•    Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует  у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
•    После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
•    Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).

Работа над этюдами
Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми Т.Н. Доронова рекомендует следующие приемы.
Начать следует с подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем следует перейти к движению. Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенную – вторую, трусливые – третью. Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.
После того как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».
От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа осуществляется также по подгруппам. В начале педагог, в зависимости от образа и характера героя, предполагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т.п. по окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог обязательно хвалит детей.
Смотрите также:

Статьи