Ваш ребенок познает мир
|
Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы. Здравствуй, возраст почемучек!
Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения?
Ваш ребенок познает мир
Выдающиеся отечественные психологи Л. Выготский, А. Запорожец, Л. Венгер, О.Дьяченко и их ученики установили основные закономерности и движущие силы психического развития детей дошкольников. Во-первых, важнее всего для развития не накапливать большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств является абсолютно естественным, в то время как дети только начинают овладевать ими . Л. Венгером и О.Дьяченко было доказано, что усвоение и использование этих “орудий ума” является основной движущей силой развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольника .
Например, ребенку учится различать диких и домашних животных. Для малышей это пока очень трудная задача, ведь им нужно выделить , чем отличаются одни от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, так как сразу видны их существенные различия.
Во-вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личностного становления. Важно “не перескакивать” через этапы , уча малыша читать и считать с 3 лет, а дать ему возможность полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Для младших дошкольников (с 3 до 4 лет) такими существенными вехами является знакомство с сенсорными эталонами ( цветом, формой, величиной), их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание. В личностной сфере это развитие представлений о себе, своем теле, росте и развитии, половой принадлежности, а также первые шаги по формированию положительного отношения к себе, самоуважения, понимания своих переживаний и умения управлять ими.
В- третьих, общение взрослого и ребенка строится таким образом, чтобы подтолкнуть его к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Для того, чтобы образовательная работа не превращалась в скучное заучивание и натаскивание , а приносило радость и детям и взрослым , задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других , свойственных дошкольному возрасту видов деятельности . Это принцип легко проиллюстрировать на примере знакомства со свойствами металических и неметалических предметов.
Лучше всего предложить поиграть в фокусников, построив задачу таким образом, чтобы ребенок сам пришел к выводу о том, что металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические - нет. Предложите достать железную скрепку и пластмассовую палочку из стеклянного кувшина , не замочив руки. Скрепка легко достается с помощью магнита, а палочка - нет.
Следуя этим простым принципам обучения, взрослые, и прежде всего родители, смогут не только обогатить представления детей, но и развить их умственные способности, познавательную активность и личностную сферу .
Человеческие знания огромны и для того чтобы лучше структурировать их познание в науке принято деление на четыре основные сферы: представления о себе , о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире.
Что же стоит за этими понятиями и как лучше знакомить с ними ребенка?
Представления о себе в психологии называется самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире. Мы уже говорили о том, что именно к 3 годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Он учится не только управлять своим телом и его координацией, но стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути поиска человеческих смыслов, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи полагают, что именно в это время рождается личность. Именно поэтому возраст 3-4 лет считается кризисным. Желание малыша отделить себя от других, показать свою самостоятельность, не имея при этом достаточного опыта, часто встречает непонимание со стороны окружающих, что в свою очередь вызывает резкий негативизм ребенка.
Наши занятия и повседневная жизнь должны быть направлены на то, чтобы помочь маленькому человеку преодолеть этот трудный этап и подняться на новую ступеньку развития. Для того, чтобы ребенок ощущал себя личностью уникальной и неповторимой, любимой и принимаемой другими людьми, взрослым следует направить свои усилия на формирование у него наиболее полных представлений о себе ( своем теле , имени , половой принадлежности, личностном времени), на развитие положительного отношения к себе, на осознание своих переживаний и умение управлять ими.
Прежде всего ребенка интересует, как он устроен. Большинство детей к 3-м годам уже знают , где у них руки, ноги, пальцы, голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова красивый, любимый и хороший являются синонимами. Если ребенок считает себя красивым, значит он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим и прежде всего близким. Объективное , критичное отношение родителей к его внешности очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такие высказывания трехлеток: «Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая” или “Меня никто не любит, я некрасивый».
Для того, чтобы избежать или исправить уже сложившееся негативное отношение ребенка к своей внешности, а значит и к самому себе, достаточно самых простых упражнений перед зеркалом с добрыми мамой и папой.
Встаньте с ребенком перед большим зеркалом и в игровой форме предложите поднять по очереди ручки, ножки, покачать головкой, пошевелить пальчиками, обращая внимание при этом на то, какие они у него красивые , умелые, ловкие, веселые и т.д. Можно использовать стихотворение:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем ...
И начнем с начала...
Лучше выполнять команды вместе с ребенком, так как он еще плохо координирует свои движения и соотносит их со словесными указаниями. Рекомендуется включать ритмичную, веселую музыку, под которую детям легче двигаться. Такие упражнения дают возможность почувствовать свое тело, увидеть в зеркале, как работают разные его части. Их хорошо повторять на протяжении нескольких дней, постепенно включая все более сложные движения и используя разные части тела. Если ребенок ошибается, очень мягко поправьте его, покажите правильное движение , обращаясь к зеркалу и называя соответствующие части тела (руки, ноги, пальцы, голову, туловище, колени, локти, пятки, ладони, шею и т.д.). В конце включите медленную, успокаивающую музыку и предложить отдохнуть, лежа на ковре, расслабившись. Можно легко поглаживать малыша, тихим голосом рассказывая ему, какой он молодец , ловкий, умелый, красивый.
Следующий вид упражнений направлен на знакомство с лицом. его частями, выражением различных эмоций, а также на формирование положительного отношения к себе. Для этого нам понадобятся зеркало, цветные карандаши, бумага . Покажите “волшебное” зеркало, в котором отражаются все красивые дети, дайте посмотрится в него. Спросите, что за замечательный ребенок смотрит на вас из зеркала, какого цвета у него глаза, волосы, брови, ресницы, щеки , где подбородок, лоб, уши, шея. После этого предложите нарисовать себя, помогая ему в изображении сложных деталей. Автопортрет лучше повесить над кроваткой или в его комнате. Это задание можно выполнить и в книге-альбоме Р.Сефа “Я сам”, где можно раскрасить уже имеющийся контур и ответить на вопросы о своем теле, лице, росте, поле, адресе и т.д..
Вечером почитайте сказку М.Мурр “Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду”. Во время чтения предложите малышу показывать, какое лицо было у персонажей в каждой ситуации. Он может изображать их на своем лице или выбирать из предложенных вами масок.
Расспросите ребенка, кого увидел Крошка Енот, почему вначале это было злое существо, а потом оно стало добрым, как нужно относиться к людям, чтобы они были к тебе добры, пусть покажет, с каким выражением лица лучше всего знакомится, обращаться к другим с просьбой и т.д..
Следующим важным шагом к осознанию и принятию своего “Я” является отнесение себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола. К 3 годам большинство детей четко осознают, кто они мальчики или девочки. Однако в наш век размывания и стирания границ некоторые родители полагают, что это не столь важно. Они одевают детей в индифферентную, ”бесполую” одежду, а иногда допускают и просто ужасающие ошибки, одевая мальчиков в платья, отращивая им волосы. Необходимо понимать, что расшатывать стереотипы мужского или женского поведения можно только тогда, когда они уже хорошо сформированы. Ребенок, не чувствующий четко своей половой принадлежности совершенно растерян, не может выбрать линию поведения и общения со сверстниками и взрослыми, не понимает, кто же он на самом деле. Вряд ли стоит удивляться, откуда берутся во взрослой жизни инфантильные, безвольные мужчины и мужеподобные, агрессивные женщины, не говоря уже о семейных трудностях. Что же могут сделать родители, чтобы заложить в ребенке фундамент для адекватного развития?
Нет необходимости углубляться в особенности анатомических различий . Обсудите с ребенком, кто такие мальчики и девочки, послушайте, чем они отличаются друг от друга по его мнению. С целью выявления этих представлений, предлагаем вам простой опыт. Возьмите кукол с ярко выраженными мужской и женской фигурами, например Барби и Кена. Обычно они одеты в соответствующие полу одежду - платье и брючный костюм. Спросите малыша, кто из них мужчина, кто - женщина. Наверняка вы услышите правильный ответ. А теперь на глазах у ребенка переоденьте Барби в брючный костюм, а Кена - в платье. После этого спросите, кто из них кто. Большинство детей в такой ситуации отвечает, что Кен - девочка, Барби - мальчик.
Убедившись в непрочности представлений детей об особенностях мужчин и женщин, обсудите с ними, что же определяет различия между ними. Вспомните примеры из личного опыта ребенка, когда он или знакомые одевались не в соответствии со своим полом, покажите картинки шотландцев в национальных юбках-кельтах, греческий мужской костям , частью которого является юбка, подведите ребенка к выводу о том, что главное - поведение человека. Девочкам присущи мягкость, доброта, опрятность, скромность и т. д., а мальчикам - терпеливость, смелость, ловкость, сила, забота о слабых. Расспросите ребенка, как он ведет себя в коллективе сверстников, с мальчиками и девочками. Почитайте вместе стихотворение С.Я.Маршака “О девочках и мальчиках”, обсудите согласен ли ребенок со ним.
Всем очевидно, что наша культура не предполагает жестких стереотипов поведения, многое делают и мужчины женщины. Если же ваш ребенок отказывается от каких-либо обязанностей, ссылаясь на свой пол: ”Я посуду мыть не буду, я не девчонка “ или “Я зарядку не делаю, я девочка”. В таком случае можно прочитать стихотворение Э.Успенского: “Если б я девчонкой был”, а затем обсудить, действительно ли мальчик не должен помогать маме по дому, какие дела под силу и мальчикам и девочкам.
Не менее важным звеном самосознания является положительное отношение к своему имени. Взрослые редко понимают детей, если те обижаются за неправильно произнесенное имя, или когда ребенка назвали не его привычным именем. Казалось бы, какая мелочь. Но для маленького человека имя составляет часть его самого, как ручки или ножка. Пока он не привык относиться к нему отстраненно. Многие дети очень расстраиваются, если кто-нибудь или они сами считают свое имя некрасивым . Для того чтобы поддержать малыша, придать ему уверенности в себе, взрослые могут рассказать о происхождении его имени, кто носил такое имя в семье, что оно значит, попытаться вместе с ребенком по разному произносить его : полностью, с отчеством и фамилией, ласкательно, сокращенно . Рисунки и поделки маленького мастера можно помещать на специально отведенное место - выставку, над которой располагается “подпись” художника - обведенная и вырезанная им ладошка, на которой написано его имя. Пусть он не умеет еще читать, но уже будет видеть, как оно выглядит.
Кроме того можно вместе придумать историю или сказку, в которой будет действовать умный , добрый, красивый и смелый персонаж с таким же именем как у вашего ребенка.
К 4-5 годам те структуры самосознания, о которых мы с вами говорили, уже сформированы. Детей начинает интересовать, как устроен и работает их организм, как они меняются. Множество книг рассказывают об этом в доступной и интересной и для детей форме.
К ним относятся Детская энциклопедия здоровья, И.Стрмнова “Я - человек, ты - человек”, И.Семенова” Как стать Неболейкой” и “Кто ты такой”. Поговорите с детьми о том, что они знают о себе: как они дышат, слушают, видят, думают , что находится у них внутри, чем они отличаются от кукол и других игрушек. Посмотрев вместе иллюстрации в Детской энциклопедии здоровья, проведите простейшие наблюдения, послушайте друг у друга сердце и дыхание, посмотрите как устроены глаза, кожа, волосы, ногти. Теперь вам гораздо легче будет приучать ребенка к гигиеническим процедурам, ведь он уже понимает, что это не каприз взрослого, а необходимость.
К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими и скоро снова изменяться - вырастут и станут большими, а затем и взрослыми. Этот процесс называется осознанием личностного времени. Малышам такие сложные абстракции, как понимание движения времени, рост и взросление , не доступны. Лишь развитие мышления и воображения дают четырехлеткам возможность осознать это. Родители должны понимать, что каждый возраст по-своему. Не нужно стремится делать ребенка старше, чем он есть или, наоборот, относиться к нему как к крошке. Дети растут, и это замечательно. Помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее - задача взрослого.
В каждой семье раньше существовали большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми , пожилыми. Детей всегда привлекали такие альбомы. Они искренне удивлялись, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривали они и себя в младенчестве и раннем детстве. Жаль, что во многом эта традиция утрачена. Однако восстановить ее не так трудно, тем более, что помимо фотографий у нас появляются аудио- и видеокассеты с записями наших детей в разных возрастах. Посмотрите и обсудите их с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменился он сам внешне и внутренне, каким он будет . В заключении нарисуйте лесенку из трех ступенек, символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребенка, попросите его нарисовать , каким он видит себя на каждой ступеньке.
Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях, то есть тем, что мы определили как мир людей . К этой области относятся нормы поведения в общественных местах , на улице , дома, знание профессий, а также явлений культуры : театра, библиотеки, музея, цирка и т.д..
Круг представлений маленького ребенка достаточно узок и ограничивается личными впечатлениями. Традиционно с этой областью дети знакомятся по произведениям детской литературы. Большим подспорьем для родителей может стать “ День за днем : Хрестоматия для детей 3-5 лет (к программе “Развитие”)”, составленная О.Дьяченко и Н. Астаськовой, выпущенная издательством “ Новая школа” в 1998 году. В этой книге вы найдете не только замечательные рассказы, сказки и стихотворения, но и вопросы к ним, которые помогут акцентировать внимание ребенка на переживаниях и чувствах литературных персонажей, нравственных коллизиях и выборах, категориях добра и зло, честности и лживости, мудрости и глупости. Беседуя с ребенком после чтения книги , постарайтесь выяснить, а как бы он поступил в той или иной ситуации, почему . Не только знание норм определяют поведение ребенка, важно, чтобы он сам прочувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Маленький человек 3-5 лет пока еще сосредоточен на себе, эгоцентричен, ему трудно понять, что чувствуют другие, как относиться к этому, как проявлять свои собственные переживания в культурно принятой форме. Для этого проиграйте с ним по ролям наиболее интересные кусочки сказки или рассказа, в которых отчетливо проступают нравственные нормы, необходимость сопереживания другим, умение вести себя в трудной ситуации.
Знакомство с профессиями, правилами поведения и явлениями культуры также происходит с помощью произведений детской литературы. Однако этого не достаточно. Прежде всего необходимо опираться на собственный опыт ребенка. Если вы хотите, чтобы он узнал о работе повара, врача, милиционера, водителя, выйдите с ним на улицу, в магазин, кафе или поликлинику, покажите, как выглядят люди этих профессий, что они делают, в чем их работа. Прийдя домой, поиграйте с ребенком в них. Можно закрепить полученные представления, прочитав стихотворение Дж.Родари “Чем пахнут ремесла?”, ”Какого цвета ремесла?”.
С возрастом расширяется круг профессий , с которыми знакомятся дети , предполагается освещать виды труда, направленные на создание материальных и интеллектуальных продуктов, обслуживание людей, работу на селе.
Театры, библиотеки , музеи , другие культурные явления , а также нормы поведения в общественных местах еще слабо представлены в опыте младших и средних дошкольников. Малышам важнее всего научиться вести себя на улице , в магазине , поликлинике, детском учреждении , дома. Читая книги, выходя куда-либо вместе, обращайте внимание на то, как ведут себя другие люди, почему они так поступают, чем объяснить те или иные правила поведения. Дети 5 лет имеют уже более широкий спектр впечатлений. Такой ребенок с удовольствием составит вам компанию в кино, театре, цирке зоопарке, на выставке . Дома можно организовать выставку детских работ, музей поделок, театр с куклами Би-ба-бо , одевающимися на руку, игрушечный цирк дрессированных зверей, фокусников, клоунов. В игру легко включаются атрибуты этих мест (билеты, сцена, зрительские ряды и т.д.) и нормы поведения в них.
Рукотворный мир познается ребенком прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3 лет основной упор пока делается на знакомстве с окружающими предметами, их свойствами и назначениями, на умении аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.
Почему дети часто ломают игрушки , вещи, мебель ? Из-за неаккуратности ? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир , и он пытается разобраться в нем . Для малыша это прежде всего предметы обихода и игрушки. Как хочется посмотреть, что же там внутри, как они устроены, умеют ли плавать, крепко ли привинчены друг к другу. На множество этих вопросов ребенок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло. Поставьте в ванной комнате миску с водой, повесьте фартук и нарукавники, положите самые разнообразные предметы и игрушки, разрешите ребенку самостоятельно или с вашей помощью изучать их свойства, плавают они или тонут, намокают или нет, легкие или тяжелые и т.д.. Главное , подведите малыша к необходимости сформулировать свои выводы о свойствах предметов в словесной форме. Это способствует не только развитию речи, но и мышления.
Такой же подход должен быть и к предметам обихода. Дайте возможность ребенку играть со множеством ненужных вам вещей.
Пусть он режет их ножницами с закругленными концами, рвет, разбирает на части вышедшие из употребления тряпочки, палочки, крупные бусы, бумагу. Все это должно проходить в специально отведенном для таких игр месте. Попросите, чтобы в конце игры все было сложено в коробку. Пусть ребенок рассказал вам, что он узнал про эти предметы, как можно с ними играть. Таким образом вы добьетесь не только того, чтобы дома было чисто и аккуратно, но разовьете умственные способности ребенка.
Каким же образом при играх с палочками, тряпочками и бусинками развиваются способности?
Дело в том, что детям зачастую не хватает игрушек , тарелочек, платьев для кукол, кроваток, игрушечной еды, поэтому они начинают использовать в играх предметы-заместители. Палочки становятся ложками или градусниками , бусинки и куски бумаги - мясом и пюре, тряпочки - одеждой для кукол. За всем этим стоит сложная психическая деятельность. Ребенок как бы удваивает мир. Из простого, одномерного, данного нам в ощущениях он становится полным условных знаков и символов. Когда дети используют что-то “понарошку”, они замещают реальный предмет условным . Мы уже говорили о том, что человеческие знания передаются и обобщаются именно с помощью условных обозначений, символов, схем, чертежей, букв и т.д.. Первый шаг в овладении этой сложной системой ребенок делает именно тогда, когда вместо настоящего предмета берет его заместитель. Таким образом маленький человек осваивает культурные средства и способы мышления, сохранения информации, управления своим поведением, так развиваются творческие и интеллектуальные способности.
К 4-м годам дети уже активно играют , придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли , мамы, папы, врача, продавца. Использование предметов-заместителей сохраняется, но их значимость отходит на второй план. Мир людей и человеческих отношений становится более интересным, чем предметный. Самое время заняться созданием пространства для ребенка. С этой целью хорошо было бы оборудовать уголок его личных вещей. Над каждым ящиком или полочкой прикрепите значок, придуманный совместно с ребенком и обозначающий, что здесь лежит : игрушки, книги, конструктор и т.д.. Они помогут вспомнить , куда и что нужно класть, организуют пространство вокруг него, а так же сделают уборку интересной.
С целью закрепления и эмоционального проживания полученных представлений используйте книги К.Чуковского “Мойдодыр”, “Федорино горе”, Г.Остера “Меня нет дома”, “ Вредные советы” и многие другие.
Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребенок является нерукотворный мир. К нему относится живая и неживая природа. В период от 3 до 5 лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течении жизни и года, знакомятся с элементами экологии, временем, узнают о свойствах воды, воздуха, магнита, тепла и света, наблюдают за природными явлениями и сами ставят эксперименты . Трудно перечислить все, с чем сталкивается ребенок при общении с миром природы и как много способов ее познания. Разнообразие материала и его многоплановость предполагают самостоятельное изложение, которое мы надеемся продолжить в следующей статье.
Заканчивая разговор о средствах и способах развития представлений детей 3-5 лет о себе и окружающем мире, хочется подчеркнуть, что наиболее важным является соблюдение интересов ребенка, возможностей и потребностей его возраста. Хотелось бы , чтобы родители не стремились скорее посадить малыша за парту, а попытались развить его, показав все многообразие и богатство окружающего мира, дав ему в руки орудия для его познания.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Вопросы психологии, 2001, №4. - Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников
Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, М.: Центр «Школьная книга», 2005. 184 с. - Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов
Сборник материалов окружной педагогической конференции СЗУО «Инновационная педагогика» 2003г. - Выявление представлений родителей о развитии дошкольника
Вопросы психологии, 2004, №4, 31 - 39 - Дошкольник в современном мире
Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани) - Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возраста
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Игра и произвольность у современных дошкольников
Вопросы психологии. — 2004. — № 1. — С. 91—10