Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Смирнов Сергей Дмитриевич
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Родился 29 августа 1941 г. в г. Слоним Гродненской области Белоруссии, психолог, закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1968), доктор психологических наук (1989), профессор (1993), заслуженный профессор МГУ (2003). Заведующий кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе факультета психологии МГУ (с 1988 г.), член Научно-методического Совета по психологии Комитета по высшей школе Российской Федерации (с 1993 г.), заместитель председателя Экспертного Совета фонда РФФИ (с 1997 г.).
Области научных исследований:
- психология восприятия,
- методологические и теоретические вопросы психологии,
- педагогика и психология высшего образования.
Кандидатская диссертация выполнена под руководством Ю.Б. Гиппенрейтер на тему: «Уровни регуляции следящих движений глаз» (1971). В исследовании процессов зрительного восприятия предложил новый метод анализа познавательной деятельности на основе регистрации и анализа следящих (плавных) движений разного типа. Обнаружил связь выраженности этих движений в процессе съема и переработки зрительной информации со степенью напряженности зрительного или интеллектуального внимания. Тема докторской диссертации: «Принцип активности в построении и функционировании психического образа» (1988). В этом исследовании дано экспериментальное и теоретическое обоснование представлений о процессе построения образа восприятия на основе перцептивных гипотез, генерируемых человеком навстречу воздействующей на него стимуляции. Выделены и описаны структура и функциональные свойства «образа мира», выступающего в роли интегрального образования познавательной сферы личности; открыто новое направление изучения образа мира, понимаемого как система познавательных гипотез разного уровня, включая гипотезы, генерируемые “на языке” чувственных модальностей (1983; 1985).
Читает курсы лекций «Общая психология», «Методологические вопросы психологии», «Основы педагогики и психологии высшей школы» - для аспирантов, «Творческое мышление и его развитие в процессе обучения», подготовил 3 кандидата наук.
Раскрываются современные тенденции развития высшего образования, в частности, смещение акцентов с «деятельностно-центрированной» педагогики на «личностно-центрированную», рассматриваются методологические проблемы психологии (1983), дается психологическое обоснование основных закономерностей учебного процесса в высшей школе (1995).
Общее число опубликованных работ - 50, основные работы:
- Методологические вопросы психологии. (В соавт. с В.П. Зинченко). 1983;
- Психология образа: проблема активности психического отражения. 1985;
- Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 1995.
Читайте:
- Мир образов и образ мира (электронная бибилиотека МГППУ)
- Психология образа: проблема активности психического отражения (электронная библиотека МГППУ)
- Психологические факторы успешной учебы студентов вуза.(Факультет Психологии МГУ)
- Методологические основы психологии Спб.: Питер , 2007. - 320 с.
- Подростки групп риска Спб.: Питер , 2005. - 336 С.: ил. (Серия « Практическая психология»).
- Группировки мотивационно-личностных свойств как регулятивные системы принятия решений Вопросы психологии, 2002, №6.