Отчет о проведении конференции «От психологической грамотности - к психологической культуре личности»

12.11.2009

21 октября 2009 Россия в МГППУ проходила Московская городская научно-практическая конференция «От психологической грамотности - к психологической культуре личности»

Организаторы:

Департамент образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет
Психологический институт Российской академии образования


ОТЧЕТ

о проведении Московской городской научно-практической конференции

 «ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ – К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ»

21 октября 2009 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете прошла городская научно-практическая конференция, посвященная обобщению многолетнего опыта работы городской экспериментальной площадки «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения» (руководитель эксперимента – академик РАО И.В.Дубровина).

Преподавание психологии в школе в настоящее время является важным направлением совершенствования системы образования, что со­ответствует стратегиям фундаментальных и прикладных исследований российской науки и практики.

Участники конференции констатируют, что сегодня в Москве созданы все условия для преподавания психологии как целостного курса, охватываю­щего все этапы школьного обучения. Авторским коллективом под руко­водством И.В.Дубровиной разработана целостная программа курса «Психология» для средней общеобразовательной школы, которая включает в себя определение целей и задач преподавания психологии, тематические и поурочные планы на всех этапах школьного обучения (с 3 по 11 классы). Психология как школьный учебный предмет выстраивается в контексте таких педагогических дисциплин, как современ­ная дидактика и методика, сохраняя при этом свою содержательную и мето­дическую специфику. Представлено серьезное обоснование научного со­держания курса.

Конференция собрала учителей психологии, директоров школ, методистов и руководителей подразделений окружных управлений образования города Москвы, участвующих в работе городской экспериментальной площадки, а также преподавателей вузов, студентов и аспирантов, интересующихся проблемой преподавания психологии в школе и вопросами профессиональной подготовки учителей психологии.

В рамках конференции прошли пленарное заседание, стендовые доклады и круглый стол.

Открыл конференцию проректор по научной работе МГППУ, доктор психологических наук, профессор Ю.М.Забродин. В своем докладе он подробно остановился на значении психологического образования для становления личности современного молодого человека, способного адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям, найти свое место в обществе, полностью реализовать свой потенциал развития. Приобщение к психологическим знаниям именно в школьные годы должно способствовать становлению завершенной, полной картины мира, центром которой является Человек.

Выступление научного руководителя эксперимента, академика РАО, доктора психологических наук И.В.Дубровиной было посвящено проблеме психологической культуры в контексте школьного образования. Психологическая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры человека, должна быть предметом особого внимания современной системы образования. По мнению академика И.В.Дубровиной, значительная часть проблем современного российского общества связана, прежде всего, с низким уровнем психологической культуры населения. Психологическая грамотность школьников, овладение ими основами научных психологических знаний закладывает фундамент психологической культуры личности.

На конференции выступила директор ГОУ СОШ № 1108 ЮЗАО

г. Москвы Л.С.Лямбек, проанализировав опыт преподавания психологии в своей школе, она отметила, что введение нового учебного предмета «Психология» существенным образом меняет атмосферу всего образовательного учреждения, заметно влияет на психологическую культуру всего педагогического коллектива. Повышается ценность школьного образования в глазах учащихся и их родителей. Современное образование должно создавать условия для развития личностного и нравственного потенциала каждого ученика. Только знания о самом себе, своих сверстниках, получаемые на уроках психологии в школе, помогут ученику построить планы на будущее, определить свою жизненную позицию после школы.

Учитель психологии ГОУ СОШ № 868 ЮАО г. Москвы Т.Н.Нестерова подчеркнула, что уроки психологии в школе существенным образом влияют на создание психологически безопасной образовательной среды.

А.В.Блинова и С.В.Самойлова, учителя психологии ЦО № 1883 ЮЗАО г. Москвы, поделились опытом преподавания психологии в старших классах школы. Они отметили, что приобщение детей к психологической культуре возможно не только на уроках психологии, но и в процессе внеучебной работы, например, в создании школьного психологического журнала, проведении Дня психологии и др.

Большой интерес участников конференции вызвал доклад учителя психологии ГОУ СОШ № 799 ВАО г. Москвы Т.А.Егоровой, которая имеет самый большой опыт работы по данной учебной программе. Она отметила значение уроков психологии не только для воспитания психологической культуры, но и для формирования и совершенствования приемов учебной работы школьников, их общего умения учиться, овладения ими своими познавательными способностями.

Учитель психологии ГОУ СОШ № 2001 ЮАО г. Москвы представила интересный видеоматериал об организационном аспекте введения в школу учебного предмета «Психология». Участники конференции увидели прекрасно оформленный учебный кабинет психологии, оснащенный всем необходимым для современного образовательного процесса методическим и техническим оборудованием.

Важный материал об отношении родителей учащихся к преподаванию учебного предмета «Психология» представила учитель психологии ГОУ СОШ № 832 ЮАО г. Москвы О.В.Мельник. В ее сообщении отмечается, большинство родителей выразили положительное отношение к преподаванию психологии как учебного предмета, причем число заинтересованных родителей возрастает по мере продолжительности изучения детьми данного учебного предмета.

Итоги пленарного заседания были подведены в выступлениях экспертов. Так, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Н.Н.Нечаев отметил, что преподавание психологии в школе стало системой, позволяющей решать конкретные задачи образовательного процесса. Доктор психологических наук, профессор Е.С.Романова подчеркнула значение данного учебного предмета для профессионально самоопределения выпускников школы. Доктор психологических наук, профессор, главный редактор газеты «Школьный психолог» И.В.Вачков поддержал идею раннего приобщения школьников к психологически знаниям и призвал учителей психологии активно делиться свои опытом работы на страницах профессионального издания.

Большой интерес участников конференции вызвали стендовые доклады, отразившие различные аспекты преподавания психологии в общеобразовательной школе. Особое внимание привлекли сообщения учителей психологии Д.А.Блиновой и Ю.В.Семкиной (ГОУ СОШ № 520 ЮЗАО г. Москвы), Е.А.Варламовой (ГОУ СОШ № 868 ЮАО г. Москвы), И.Н.Гороховой (ГОУ СОШ № 544 ЮАО г. Москвы), Л.М.Игошиной (ГОУ СОШ № 1108 ЮЗАО г. Москвы), С.С.Мухтиевой и В.В.Каримовой (ГОУ СОШ № 4 ЮЗАО г. Москвы), Е.М.Филаковой и Ю.А.Шабатиной (ЦО № 1450 ЮАО г. Москвы), И.В.Саевич (ГОУ СОШ № 27 ЮЗАО г. Москвы), А.Н.Смирновой и Е.А.Петуховой (ГОУ СОШ № 1020 ЮЗАО г. Москвы).

На заседании круглого стола участники конференции обсудили актуальные проблемы введения нового предмета в учебный план школы, его образовательного стандарта, подготовки учителей психологии и их аттестации.

По итогам работы конференции была принята резолюция, в которую вошли предложения и рекомендации по совершенствованию и поддержке опыта преподавания психологии как учебного предмета в общеобразовательной школе.

Психологическое образование следует рассматривать как важнейший компо­нент современного общего среднего образования, целью которого является укрепление психологического здоровья и воспитание психологической культуры как важной составляющей общей культуры личности.

Участники конференции приняли решение просить Департамент образования г. Москвы поддержать введение преподавания психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения (3-11 классы) и рассмотреть вопрос о его вклю­чении в региональный компонент образовательного стандарта столич­ного образования.


Документы конференции:

Подробная информация о конференции