Отчет о лекции Т.В. Ахутиной и Т.Ю. Хотылевой «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и СДВГ: американский и норвежский опыт»

18.12.2009
16 декабря 2009 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась очередная публичная лекция

Научный лекторий МГППУ 
Тематическое направление: «Психологическое сопровождение детей с особенностями развития и обучения»
Лекция «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и СДВГ: американский и норвежский опыт»

Ахутина Т.В.Лекцию прочли Татьяна Васильевна Ахутина, доктор психологических наук, профессор, зав. научно-методической лабораторией «Проблемы трудностей обучения и СДВГ» МГППУ и

Татьяна Юрьевна Хотылева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-методической лаборатории.

Лекция была посвящена основным принципам организации инклюзивного образования и стратегиям оказания психолого-педагогической помощи в Норвегии и США.

В первой части лекции Т.Ю.Хотылева осветила систему психолого-педагогической помощи в Норвегии, которая базируется на законодательно закрепленном праве ребенка на индивидуальный план обучения, учитывающий его особенности. Это предполагает: 

  1. вариативные программы обучения (обучение по программам разного уровня и содержания в одной возрастной группе); 
  2. сокращение общей работы со всем классом и преобладание различных видов индивидуальных работ; 
  3. активное применение бланковых методик (раздача детям индивидуальных заданий различной степени сложности на отдельных бланках); 
  4. позитивное подкрепление учебной деятельности детей; 
  5. учет эмоциональных особенностей каждого ребенка.

Такой подход позволяет детям с различными отклонениями в развитии (СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость и др.) обучаться в общеобразовательной школе наравне с остальными детьми.

Далее в лекции была представлена технология диагностики вариантов ADHD и коморбидных расстройств. Используются 3 группы методов: 

  1. опросники для родителей ребенка и учителей, позволяющие получить максимально полные и непротиворечивые данные о ребенке (например, вопросник 5-15 (FTF) PARENT QUESTIONNAIRE FOR EVALUATION OF DEVELOPMENT AND BEHAVIOR OF 5 TO 15-YEAR-OLD CHILDREN создан специалистами Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии); 
  2. методы наблюдения за детьми в классе; 
  3. тесты (например, The Achenbach System of Empirically Based Assessment (ASEBA)).

Затем лектор рассказала о технологии помощи детям с СДВГ, которая включает в себя: 

  1. Медикаментозную поддержку, создающую благоприятный фон для всех других форм помощи. 
  2. Тесное сотрудничество школы и родителей в организации эффективной помощи. 
  3. Дополнительную педагогическую помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ (педагог-помощник курирует нескольких детей с СДВГ). 
  4. Четкое планирование действий ребенка (распорядок дня и т.п.). 
  5. Снятие ограничений по времени при выполнении заданий в классе.  
  6. Привязку содержания учебных действий к собственным интересам детей. 
  7. Позитивное подкрепление учебной деятельности детей и мотивирование детей к учебной деятельности. 
  8. Развитие самоконтроля и повышение самооценки, например, заключение договора с ребенком на каждую учебную неделю, ведение табеля самооценки. 
  9. Положительный эмоциональный фон дома, в классе, школе 
  10. Взаимодействие специалистов, оказывающих помощь ребенку и родителям, друг с другом.

Вторая часть лекции была посвящена технологиям психолого-педагогической помощи детям с трудностями обучения и СДВГ в США. Была подробно описана методика развития и обучения детей-дошкольников 3-5 лет «Орудия ума» (Tools of the Mind). В 2001 году данная технология была признана «Юнеско» эталоном инновационной программы для работы в детских дошкольных учреждениях, и сейчас активно внедряется в нескольких штатах США. Программа построена на: 

  1. Использовании материальных опор (в парной работе детей им раздаются роли, подтвержденные материальными опорами – символическими знаками на карточках); 
  2. Регуляции собственного поведения через регуляцию поведения других (дети выполняют действия совместно, причем один ребенок действует, а другой его контролирует); 
  3. Переходе от внешней к внутренней речи для саморегуляции; 
  4. Использовании внутренней речи при изменении задач; 
  5. Развитии зрелых форм ролевой игры.

В заключение лекции был описано практическое применение опыта, полученного в Норвегии и США сотрудниками лаборатории, в организации учебно-развивающего процесса в России, и рассмотрены дальнейшие его перспективы.

  • Скачать презентацию (Adobe PDF - 2230 Кб). Публичная лекция Т.В. Ахутиной и Т.Ю. Хотылевой «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): американский и норвежский опыт», 16 декабря 2009, МГППУ.
  • Посмотреть видео-фрагмент лекции

Подробнее о лекции...


Научный лекторий по современным проблемам психологии!

В Московском городском психолого-педагогическом университете открыт научный лекторий по современным проблемам психологии, работа которого проходит в форме проведения публичных лекций и практико-ориентированных семинаров.

Участники лектория имеют возможность не только познакомиться с новыми исследованиями в различных областях психологической науки и практики, современными психологическими методами и технологиями, но и обменяться здесь опытом профессиональной деятельности. 

Публичные лекции проходят по средам в МГППУ 

Даты проведения:  11 ноября 2009 г – 26 мая 2010 г 

Календарь публичных лекций: Скачать календарь (Adobe PDF - 104.12 Кб)

Сборник аннотаций научных лекций: Скачать сборник (Adobe PDF - 656.98 Кб)

Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311. 
Адрес: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

Организатор лекций
Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ      
тел.: +7 (495) 623-06-95
e-mail: competence@mgppu.ru
Координатор лекций: Мария Сафронова

Вход по предварительной регистрации!*

Форма регистрации на сайте МГППУ

Подробная информация о лекциях, анонсы выступлений и календарь


Информационная поддержка:

Научный лекторий МГППУ

Детская психология для специалистов

Портал психологических изданий