Детская психология
 

Отчет о лекции Т.В. Ахутиной и Т.Ю. Хотылевой «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и СДВГ: американский и норвежский опыт»



18.12.2009
16 декабря 2009 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась очередная публичная лекция

Научный лекторий МГППУ 
Тематическое направление: «Психологическое сопровождение детей с особенностями развития и обучения»
Лекция «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и СДВГ: американский и норвежский опыт»

Ахутина Т.В.Лекцию прочли Татьяна Васильевна Ахутина, доктор психологических наук, профессор, зав. научно-методической лабораторией «Проблемы трудностей обучения и СДВГ» МГППУ и

Татьяна Юрьевна Хотылева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-методической лаборатории.

Лекция была посвящена основным принципам организации инклюзивного образования и стратегиям оказания психолого-педагогической помощи в Норвегии и США.

В первой части лекции Т.Ю.Хотылева осветила систему психолого-педагогической помощи в Норвегии, которая базируется на законодательно закрепленном праве ребенка на индивидуальный план обучения, учитывающий его особенности. Это предполагает: 

  1. вариативные программы обучения (обучение по программам разного уровня и содержания в одной возрастной группе); 
  2. сокращение общей работы со всем классом и преобладание различных видов индивидуальных работ; 
  3. активное применение бланковых методик (раздача детям индивидуальных заданий различной степени сложности на отдельных бланках); 
  4. позитивное подкрепление учебной деятельности детей; 
  5. учет эмоциональных особенностей каждого ребенка.

Такой подход позволяет детям с различными отклонениями в развитии (СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость и др.) обучаться в общеобразовательной школе наравне с остальными детьми.

Далее в лекции была представлена технология диагностики вариантов ADHD и коморбидных расстройств. Используются 3 группы методов: 

  1. опросники для родителей ребенка и учителей, позволяющие получить максимально полные и непротиворечивые данные о ребенке (например, вопросник 5-15 (FTF) PARENT QUESTIONNAIRE FOR EVALUATION OF DEVELOPMENT AND BEHAVIOR OF 5 TO 15-YEAR-OLD CHILDREN создан специалистами Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии); 
  2. методы наблюдения за детьми в классе; 
  3. тесты (например, The Achenbach System of Empirically Based Assessment (ASEBA)).

Затем лектор рассказала о технологии помощи детям с СДВГ, которая включает в себя: 

  1. Медикаментозную поддержку, создающую благоприятный фон для всех других форм помощи. 
  2. Тесное сотрудничество школы и родителей в организации эффективной помощи. 
  3. Дополнительную педагогическую помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ (педагог-помощник курирует нескольких детей с СДВГ). 
  4. Четкое планирование действий ребенка (распорядок дня и т.п.). 
  5. Снятие ограничений по времени при выполнении заданий в классе.  
  6. Привязку содержания учебных действий к собственным интересам детей. 
  7. Позитивное подкрепление учебной деятельности детей и мотивирование детей к учебной деятельности. 
  8. Развитие самоконтроля и повышение самооценки, например, заключение договора с ребенком на каждую учебную неделю, ведение табеля самооценки. 
  9. Положительный эмоциональный фон дома, в классе, школе 
  10. Взаимодействие специалистов, оказывающих помощь ребенку и родителям, друг с другом.

Вторая часть лекции была посвящена технологиям психолого-педагогической помощи детям с трудностями обучения и СДВГ в США. Была подробно описана методика развития и обучения детей-дошкольников 3-5 лет «Орудия ума» (Tools of the Mind). В 2001 году данная технология была признана «Юнеско» эталоном инновационной программы для работы в детских дошкольных учреждениях, и сейчас активно внедряется в нескольких штатах США. Программа построена на: 

  1. Использовании материальных опор (в парной работе детей им раздаются роли, подтвержденные материальными опорами – символическими знаками на карточках); 
  2. Регуляции собственного поведения через регуляцию поведения других (дети выполняют действия совместно, причем один ребенок действует, а другой его контролирует); 
  3. Переходе от внешней к внутренней речи для саморегуляции; 
  4. Использовании внутренней речи при изменении задач; 
  5. Развитии зрелых форм ролевой игры.

В заключение лекции был описано практическое применение опыта, полученного в Норвегии и США сотрудниками лаборатории, в организации учебно-развивающего процесса в России, и рассмотрены дальнейшие его перспективы.

  • Скачать презентацию (Adobe PDF - 2230 Кб). Публичная лекция Т.В. Ахутиной и Т.Ю. Хотылевой «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): американский и норвежский опыт», 16 декабря 2009, МГППУ.
  • Посмотреть видео-фрагмент лекции

Подробнее о лекции...


Научный лекторий по современным проблемам психологии!

В Московском городском психолого-педагогическом университете открыт научный лекторий по современным проблемам психологии, работа которого проходит в форме проведения публичных лекций и практико-ориентированных семинаров.

Участники лектория имеют возможность не только познакомиться с новыми исследованиями в различных областях психологической науки и практики, современными психологическими методами и технологиями, но и обменяться здесь опытом профессиональной деятельности. 

Публичные лекции проходят по средам в МГППУ 

Даты проведения:  11 ноября 2009 г – 26 мая 2010 г 

Календарь публичных лекций: Скачать календарь (Adobe PDF - 104.12 Кб)

Сборник аннотаций научных лекций: Скачать сборник (Adobe PDF - 656.98 Кб)

Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311. 
Адрес: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

Организатор лекций
Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ      
тел.: +7 (495) 623-06-95
e-mail: competence@mgppu.ru
Координатор лекций: Мария Сафронова

Вход по предварительной регистрации!*

Форма регистрации на сайте МГППУ

Подробная информация о лекциях, анонсы выступлений и календарь


Информационная поддержка:

Научный лекторий МГППУ

Детская психология для специалистов

Портал психологических изданий



Новости психологии

22.05.2020

Новые научные работы


19.05.2020

Движение «МЫ РЯДОМ»


30.04.2020

Проект «Центр Сухаревой On Air»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика