Отчет о лекции В.В. Москвичева «Нарративная терапия и работа с сообществами»

10.02.2010
03 февраля 2010 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась очередная публичная лекция

Научный лекторий МГППУ 
Тематическое направление: «Новое в коррекционно-развивающей работе и немедицинской психотерапии»
Лекция «Нарративная терапия и работа с сообществами»


Москвичев Вячеслав ВикторовичЛекцию прочел Москвичев Вячеслав Викторович, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков (Центр "Перекресток" МГППУ).

Лекция была посвящена нарративному подходу в психотерапии. Это направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

Методы и технологии, развиваемые в контексте нарративной терапии, сама позиция нарративного терапевта, не просто позволяют решать проблемы, а помещают общение терапевта и человека, которому тот оказывает помощь, в такой контекст, в котором сами понятие "сопротивление клиента", "немотивированность" теряют смысл. Нарративный практик помогает человеку изменить ситуацию, которую сам человек считает проблемной, и становится со-автором новой истории, предпочитаемой самим человеком. Именно поэтому нарративная терапия становится востребованной в социальной работе с людьми, которых часто относят к «трудным клиентам».

Лекция состояла из двух частей: теоретической и практической.

В начале теоретической части Вячеслав Викторович раскрыл понятие нарративной метафоры. В соответствии с ней, человеку свойственно объединять множество событий своей жизни в истории, повествования, которые человек рассказывает о себе другим и самому себе. При этом часть событий (большая часть) остается за пределами повествования. Порой, сложившаяся история жизни человека носит проблемно-насыщенный характер, оставляя за рамками события и истории, не укладывающиеся в доминирующий сюжет.

Основной идеей в нарративной терапии является «мультиисторичность» жизни, то есть наличие разных историй у человека в зависимости от событий, которые в нее входят. И здесь важной задачей для терапевта является помощь человеку в выстраивании на основе этих событий предпочтительной истории собственной жизни.

Одна и та же история может быть пересказана с разных точек зрения, и то, как это будет сделано, повлияет на восприятие, оценку происходящего и дальнейшие действия человека.

Далее Вячеслав Викторович рассказал об основателе нарративной практики Майкле Уайте, его профессиональном пути от социального работника в детском психиатрическом госпитале и системной терапии к созданию нарративной практики.

Лектор дал сравнительную характеристику структуралистского и постструктуралистского взглядов на психотерапию и представление о личности. Была представлена концепция о коллективном, социальном характере идентичности, в противовес индивидуальной, основанной на представлениях о «внутренней сущности».

В конце теоретической части были описаны основные техники нарративного подхода:

  • экстернализующая беседа;
  • беседа, направленная на восстановление авторской позиции;
  • беседы, направленные на восстановление участия;
  • церемония принятия самоопределения;
  • беседы, выделяющие уникальные эпизоды;
  • беседа об отсутствующем, но подразумеваемом;
  • беседа о чувстве личной несостоятельности;
  • создание документов.

В большинстве своем данные техники представляют собой искусство задавания вопросов, расспрашивания, из позиции уважительного искреннего интереса.

В практической части были более подробно представлены некоторые из техник, названных М.Уайтом «картами» (карта - это схема, последовательность расспрашивания), которые дают практику ориентиры и направления расспрашивания, но не предопределяют маршрута и всегда оставляют непредсказуемым конечный пункт путешествия, которое проделывают практик вместе с человеком, обратившимся за помощью.

Совместно со слушателями была разобрана карта экстернализующей беседы, были представлены практические примеры из практики слушателей, и возможности их пересмотра из новой перспективы.

Слушатели лекции

С помощью карты, восстанавливающей авторскую позицию, слушателям было предложено увидеть саму лекцию как событие одной из возможных историй их собственной жизни.

В качестве одой из важнейших карт нарративной практики была описана карта опроса внешних свидетелей, предполагающей приглашение людей, к свидетельствованию и обогащению истории человека, ищущего психологической помощи.

Подробнее о лекции...


Видео прошедшей лекции (продолжительность 15 минут):


Видеоролик лекции (полная версия в двух частях, продолжительность 2 часа)


Научный лекторий по современным проблемам психологии!

В Московском городском психолого-педагогическом университете открыт научный лекторий по современным проблемам психологии, работа которого проходит в форме проведения публичных лекций и практико-ориентированных семинаров.

Участники лектория имеют возможность не только познакомиться с новыми исследованиями в различных областях психологической науки и практики, современными психологическими методами и технологиями, но и обменяться здесь опытом профессиональной деятельности. 

Публичные лекции проходят по средам в МГППУ.  

Даты проведения:  11 ноября 2009 г – 26 мая 2010 г 

Календарь публичных лекций: Скачать календарь (Adobe PDF - 104.12 Кб)

Сборник аннотаций научных лекций: Скачать сборник (Adobe PDF - 656.98 Кб)

Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311. 
Адрес: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

Организатор лекций
Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ      
тел.: +7 (495) 623-06-95
e-mail: competence@mgppu.ru
Координатор лекций: Мария Сафронова

Вход по предварительной регистрации! Форма регистрации на сайте МГППУ

Каледарь и материалы лектория


Информационная поддержка:

Научный лекторий МГППУ

Детская психология для специалистов

Портал психологических изданий