Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения. Отчет, материалы лекции и видеоролик

12.03.2010
Рубрики: Нарушения развития, Младшие школьники, Подростки, Индивидуальные различия, Детские группы
10 марта 2010 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась очередная публичная лекция

Научный лекторий МГППУ 
Тематическое направление: «Новое в коррекционно-развивающей работе и немедицинской психотерапии»
Лекция «Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения»

Лектор Барцалкина В.В.Лекцию прочла Виктория Васильевна Барцалкина, кандидат психологических наук, доцент, зав. лабораторией «Медико-психологическая реабилитация» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ

Лекция посвящена природе аддиктивного (зависимого) поведения и ранней психологической травме. Виктория Васильевна представила метод Мэрилин Мюррей (США) и проиллюстрировала его применение в терапевтической работе.

Теоретическая концепция данного метода основана на психоаналитической традиции. Основная единица анализа – эмоциональное страдание. Травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное поведение родителей может разрушать четыре основных аспекта жизни ребёнка: чувства, самооценку, человеческие взаимоотношения и заботу о себе.

Одно из ключевых понятий – субличность «Естественный Ребенок». Он обладает интеллектом, талантами, творческими способностями, особенностями личности и внешности, способен испытывать все чувства. Под влиянием негативных внешних воздействий, таких как травма, оскорбление, пренебрежение, болезнь и т.д., целостность «Естественного Ребёнка» разрушается. Появляется ещё одна субличность – «Плачущий Ребёнок».

В «Плачущем Ребенке» содержатся только болезненные чувства: грусть, страх, обида, злость, одиночество, беспомощность. Для защиты «Плачущего Ребенка» «Естественный Ребёнок» создаёт «Контролирующего Ребенка». Это врожденный защитный механизм. «Контролирующий ребёнок» будет использовать все средства, чтобы избавиться от эмоциональной боли. К числу самых распространенных защит, используемых «Контролирующим Ребенком», относятся:

  • репрессия и обезболивание: едой, алкоголем, наркотиками, медикаментами, сексом, табаком;
  • отвлечение: школа, работа, религия, спорт, музыка, телевизор, компьютер, навязчивая забота о других, азартные игры, постоянная занятость.

В качестве защитного механизма «Контролирующий Ребенок» должен использоваться как временная помощь для снижения боли во время стресса. Если защита используется постоянно, это может приводить к развитию патологических пристрастий, формируя различные виды зависимостей. Кроме того, могут возникать нездоровые сочетания «Плачущего Ребенка» и «Контролирующего ребенка». Это происходит тогда, когда нужды «Плачущего ребёнка» не удовлетворяются, и «Контролирующий ребёнок» теряет возможность сдерживать (подавлять) боль «Плачущего ребёнка», в результате чего формируются такие субличности, как:

  • «Разгневанный Бунтующий Ребенок» – открыто враждебный и агрессивный по отношению к другим;
  • «Упрямый Эгоистичный Ребенок» – пассивно-агрессивный, манипулятор, интриган, ведет себя уклончиво, мстит.

Общие черты этих двух субличностей:

  • безрассудность,
  • склонность к оправданию себя и обвинению других,
  • делают только то, что им хочется, даже если знают, что эти действия принесут вред им самим и/или другим людям,
  • нежелание смотреть на последствия своих действий и отказ нести за них ответственность,
  • являясь жертвой, становятся обидчиками (по отношению к себе и/или окружающим)

Любая из этих двух субличностей, так или иначе, разрушает целостность личности.

Слушатели публичной лекции

Во взрослом возрасте это может привести к:

  • формированию зависимого поведения,
  • узкому диапазону эмоций,
  • депрессии, склонности к суициду,
  • демонстративному поведению,
  • снятию с себя ответственности и т.д.

Цель терапии – «Здоровая Уравновешенная Личность». Это интегрированный, гармоничный человек: разумный, рассудительный, ответственный, но в то же время глубоко соединенный с чувствами. «Здоровая Уравновешенная Личность» - сбалансированное, здоровое сочетание «Естественного Ребёнка» совместно с положительными, сильными качествами «Плачущего Ребёнка» и «Контролирующего Ребёнка».

Подробнее о лекции...


Научный лекторий по современным проблемам психологии!

В Московском городском психолого-педагогическом университете открыт научный лекторий по современным проблемам психологии, работа которого проходит в форме проведения публичных лекций и практико-ориентированных семинаров.

Участники лектория имеют возможность не только познакомиться с новыми исследованиями в различных областях психологической науки и практики, современными психологическими методами и технологиями, но и обменяться здесь опытом профессиональной деятельности. 

Публичные лекции проходят по средам в МГППУ 

Даты проведения:  11 ноября 2009 г – 26 мая 2010 г 

Календарь публичных лекций: Скачать календарь (Adobe PDF - 104.12 Кб)

Сборник аннотаций научных лекций: Скачать сборник (Adobe PDF - 656.98 Кб)

Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311. 
Адрес: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

Организатор лекций
Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ      
тел.: +7 (495) 623-06-95
e-mail: competence@mgppu.ru
Координатор лекций: Мария Сафронова

Вход по предварительной регистрации! Форма регистрации на сайте МГППУ

Каледарь и материалы лектория


Информационная поддержка:

Научный лекторий МГППУ

Детская психология для специалистов

Портал психологических изданий